Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию "Путешествие в тундру"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Остапенко Ольга Николаевна

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой родине» - немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_pueshesvie_v_tundru.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по социально – коммуникативному

развитию на тему:

«Путешествие в тундру».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание: 

Расширять представление детей о жизни северных народов. Способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни ненцев об их быте.

Развивать любознательность, связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением. Расширять и активизировать словарный запас словами: стойбище, малица, ягушка, кисы.

Воспитывать уважительное отношение к коренным жителям севера.  

Ход:

Воспитатель:  (разбор проблемной ситуации)

- Ребята, вы знаете, моя дочь Ангелина приехала из Египта, там она познакомилась с местными ребятами. Когда они разговорились, то выяснилось, что Египтяне не знают, кто на Севере живет. Я предлагаю вам помочь Ангелине больше узнать о нашем крае, чтобы потом она смогла поделиться со своими новыми друзьями. Ну как, вы согласны? (Да)

- Ребята скажите, где мы с вами живем?    

Дети:   На Крайнем Севере, на Ямале, в городе Новый Уренгой.

Воспитатель:  

- Правильно на севере, на полуострове Ямал – что означает «Край Земли».

Воспитатель:  

- Кто знает, как называется столица нашего округа?                

         Дети:   

- Салехард     

Воспитатель:  

- А город, в котором мы с вами живем?    

         Дети:   

- Новый Уренгой   

         

          Воспитатель: 

- Ваши мамы и папы приехали в наш город с разных городов, деревень. Где своя национальность, свой язык, свои обычаи,   традиции.

          Воспитатель: 

- Какие национальности народов Севера вы знаете?  

         Дети: 

 - Ненцы, ханты       

         Воспитатель: 

- Мы живем в городе, а ненцы где живут?    

        Дети:  

- В тундре.

        Воспитатель:

- А вы хотите отправиться в тундру? (Да)

- Давайте подумаем, на чем же нам можно добраться в тундру?    (выслушиваются разные варианты ответов)   

       Воспитатель: 

- Решили все лететь на вертолете.  

       Воспитатель: 

- Вот мы и прилетели в тундру.  

- Посмотрите как живут коренные жители Севера.

- А живут они в стойбище.  

       Воспитатель: 

- А вы знаете, что означает слово «Стойбище»?

(если затрудняются, воспитатель дает объяснение слову стойбище)

       Воспитатель:

-  Коренные жители, которые проживают в тундре по несколько  

 семей  –  это и называют стойбище.

       Воспитатель:

- Ребята, вы со своими родителями живете в чем?

       Дети:   

- В квартирах, в домах

       Воспитатель: 

- А в чем же живут коренные жители?  

       Дети:   

- В чумах 

       Воспитатель: 

- Правильно.

       Воспитатель: 

- Как вы думаете, почему же ненцы не живут в домах как мы?

       Дети:   

- Они часто переезжают с места на место, а чум быстро собирается и  

легко разбирается.

       Воспитатель:

- Из чего же состоит чум? Ребята может кто-то знает?

- Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые   ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием

В зависимости от времени года чум бывает летний и зимний. Зимний чум покрывают оленьей шкурой, а летний брезентом  (плотной тканью, которая не пропускает дождь и ветер).

      Воспитатель: 

- Интересно, а на чем же ненцы готовят себе еду? Дома ваши мамы, на  

чем готовят еду? (выслушиваются ответы детей).

А в тундре газа нет.

      Воспитатель: 

- В центре чума раньше разжигали костер, а сейчас растапливают  

железную печь. Посмотрите, какая печь.  

      Восптатель: 

- Скажите, а посуда у ненцев такая же, как у нас (стеклянная,  фарфоровая). Ответы детей.

      Воспитатель: 

- Почему?  

      Дети:   

- Ненцы часто переезжают с одного места на другое, и посуда может разбиться.

      Воспитатель: 

- Ваши родители работают где? Кем Анина мама работает и т.д.?

       Воспитатель: 

- А чем же занимаются ненцы? (ответы детей)

- Основное занятие для мужчин – рыболовство, оленеводство.

- А женщины занимаются хозяйством, готовят еду, смотрят за детьми.

- Когда у ненцев заканчивается еда, где они ее берут? Как вы думаете? (Прилетает вертолет с гуманитарной помощью).

        Воспитатель: 

- Ребята, мы сказали, что мужчины занимаются рыболовством,  

оленеводством, женщины занимаются хозяйством. А дети хотите  

узнать, чем занимаются? (Да)

       

        Воспитатель: 

- Играют в подвижные национальные игры.

        Воспитатель: 

- Вот мы с вами сейчас и поиграем в подвижную игру «Полярная сова                   и  Евражки». Кто такие Евражки? (ответы детей)

(Под тихие, ритмичные, удары небольшого бубна, евражки бегают по группе, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. Громкие удары не должны звучать длительное время, дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры, дети садятся на свои места).

         Воспитатель: 

- Вам одежду родители, где покупают?  (ответы детей)

         Воспитатель: 

- А в тундре же нет магазинов, где же они ее берут?

         Воспитатель: 

         - Женщины сами шьют одежду из оленьей шкуры.

-  Посмотрите – это верхняя мужская одежда, а называется она  

 «Малица» (похожа на рубаху)  

         -А это «Ягушка» - женская национальная одежда.  Рассмотрите внимательно   орнаменты на одежде. Какие цвета использованы на одежде? Вам  понравилась одежда коренных жителей? Носили   вы бы такую одежду? (ответы детей)

          Воспитатель: 

         - Одежду мы с вами рассмотрели, а какую же обувь носят на ногах  ненцы? Вы что, на ногах носите? (ответы детей)

- А ненцам обувью служат «Кисы» высокие меховые сапоги.  

              Воспитатель: 

           - Вам понравилось наше путешествие? Нам теперь нужно обратно возвратиться в наш город. А что же, мы можем отправить новым друзьям Ангелины? (выслушиваются ответы детей).

- Во второй половине дня, решили нарисовать жилище коренных народов Севера. Думаю, что им будет очень интересно посмотреть на все   ваши  рисунки, которые Ангелина вышлет им почтой.  

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...