Природа в опасности. Занятие из раздела «познание» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белова Марина Алексеевна

 развитие  представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_priroda_v_opasnosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Природа в опасности

занятие из раздела «познание» для детей подготовительной  к школе группы.

                                                                               

Цель:

    развитие  представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи:

   развивать умения определять возможные методы рещения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно;

   воспитывать экологическую культуру и формировать ценностные ориентиры детей по отношению к объектам природы.

                             Ход занятия.

Воспитатель.

   Дети,  у нас сегодня необычное занятие, которое  посвящено охране природы на Земле. Как вы думаете, без чего планета Земля и мы не можем жить

Ответы детей.

Действительно, солнце, воздух, вода и почва очень важны, и без них мы не сможем прожить и одного дня.

                Три клада у природы есть:

                Вода, земля и воздух-

                                    три её основы,

                Какая бы ни грянула беда-

                                     целы они-

                Все возродиться снова.

                                           С. Викулов.

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с носовым платком в руках, сильно чихает и кашляет.

Воспитатель. 

   Здравствуй Незнайка. Что случилось?

Незнайка.

    Живу я в цветочном городе. Там воздух всегда чистый, а от грязного я болею, чихаю и кашляю. Когда я летел на воздушном шаре, он лопнул, пришлось сделать остановку на стоянке автомобилей. Машины начали ездить туда-сюда, дым выпускать. Дышать стало совсем невозможно.

                 Задохнулся я от газа,

                 Зачесалися глаза-

                 Это три машины сразу

                 Отпустили тормоза.
                Над дорогой сизый дым,

                 Как вам дышится под ним?

                                         Н.В. Старшова

Воспитатель.

   Дети, вы видели, как машины дым выпускают? Где это было?

Ответы детей.

Незнайка.    Но на этом мои проблемы не закончились. Только  я ушел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, как прямо передо мной появились трубы, а из них - дым. Это был огромный преогромный завод. Когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму, только уже в заводском. Мне стало еще хуже.

                 Дым клубиться над трубою.

                 Бедный шарик, что с тобою?

                 Ты от дыма почернел,

                 Я же – просто заболел:

                 Стал и кашлять, и чихать,

                 И опять глаза чесать.        

                                         Н.В. Старшова

Воспитатель.

    Незнайка, что же нам делать? Мы ведь не можем прожить без заводов и автомобилей?  Как  вы думаете, ребята?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель.

     Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах он сильно загрязнен. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили  выделяют выхлопные отработанные газы, в которых много вредных веществ. Сажа и пыль оседают на листьях растений и нарушают их жизненные процессы.

Подъезжая к большому городу, можно увидеть висящее над ним грязное облако, которое состоит из мельчайших частичек пыли, выбрасываемых из труб заводов , электростанций, автомобилей. В воздухе больших городов скапливается много водяных паров, образующихся при горении топлива.  Поднимаясь вверх, они образуют облака, из которых выпадают осадки. Время от времени города окутываются смогом - смесью дыма и воды. Он делает воздух непригодным для дыхания, у человека появляется слабость бессонница, рассеянность и т.д.

Незнайка. 

   Как же защитить воздух Земли от загрязнения?

Предполагаемые ответы детей:  на заводах  и фабриках  надо построить специальные уловители вредных веществ, очистные сооружения; чтобы ученые сконструировали новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух; нужно больше парков, садов, газонов, потому что листья растений хорошо очищают воздух и т. д.

Незнайка.

    Я видел умную машину.  Однажды  мои друзья во время уборки чистили ковер специальной машиной: она очень шумит и воздух у неё из дырки выходит. С  одной стороны у неё есть шланг, похожий на змею. Может у вас дома тоже есть такая машина?

      Дети подсказывают название, обсуждают, откуда произошло это название.

Незнайка.

     Теперь  я знаю, как называется эта машина пы-ле-сос.  Вот я и подумал: раз он сосет пыль, то почему бы такую машину не поставить на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. Кстати у вас есть пылесос? Давайте его сюда.

      Дети вместе с Незнайкой рассматривают устройство пылесоса.

  По ходу рассматривания Незнайка задает  детям  вопросы. Куда воздух входит и откуда выходит? Как они это почувствовали? Куда исчезает пыль?

Обращает внимание на плотный материал. На нем будут видны следы пыли. Здесь оседает пыль. Ткань позволяет пройти  воздуху через неё, но пыль не выпускает, поэтому воздух очищается.

Незнайка.

     Спасибо друзья. Вы очень умные, я много узнал от вас. Я думаю, когда вы вырастите, то станете настоящими учеными и придумаете много умных и полезных машин. ( Незнайка прощается и  уходит).

     Раздается стук в дверь. Входит черепаха Тортила,  перепачканная грязью.

Воспитатель.

    Здравствуйте черепаха Тортила. Что с вами случилось?

 Тортила.

   Люди так загрязнили воду в реке, что теперь воду пить нельзя. Я испачкала весь  панцирь и ничего не вижу в грязной мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели, в воде плавают пустые консервные банки, бутылки и другие отходы.

      Целых 200 добрых лет

      Я не знала этих бед,

      Нашей светлою водицей

      И напиться и умыться

      Каждый проходящий мог,

      А теперь в ней грязный сток,

      Рыбы в озере погибли

      И растения поникли,

      Много мусору на дне.

      Нелегко живется мне.

                          Н.В. Страшнова

Воспитатель.

     Люди потребляют много воды. Она нужна не только для питья.

Без воды не умоешься, не постираешь. Огромное её количество используют фабрики и заводы.

 Воды на Земле достаточно - океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Какая вода в океанах и морях? (Соленая). А ведь нам для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Людям требуется не любая вода, а только чистая, но её остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливают сточные воды заводы и фабрики, нечистоты с ферм и воду, использованную в быту.

От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, сохнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

Давайте поможем  черепахе Тортиле очистить  грязную воду в реке. Проводится опыт.

Воспитатель.

    Для этого нам понадобятся два стаканчика с водой: один- с чистой, другой- с грязной, пустой стаканчик и бумажный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Перед нами на столе вода из речки. В первом стакане - из чистой речки, до того, как она встретилась с людьми в городе, во втором - из грязной, после того, как горожане загрязнили речку. Сравните воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы и растения, а в какой – не могут?

      Ответы детей.

 Воспитатель. 

   Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала опять чистой, а речка выздоровела.

        Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.  Когда вода очистится, сравнивают её с водой в чистом стакане.

Тортила.

   Смотрите, дети, благодаря вашим усилиям речка выздоровела, стала чистой. А вы знаете, сколько воды утекает из водопроводного крана?

Много воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течении всего дня будет течь струйка воды, толщиной со спичку. Помните, что обыкновенная чистая вода - богатство природы, без которого нет и не может быть жизни. А вы,  знаете, как беречь воду?

        Ответы детей.  Если из крана вода течет  понапрасну, его надо закрыть.   Если кран не исправен, его надо починить и т. д.

        Тортила благодарит детей за помощь и уходит.

         Раздается телефонный звонок.

Воспитатель. 

   Нам звонит заяц. Он жалуется, что недавно поранил лапу о стекла разбитой бутылки, а его друг мышонок  поранился о консервную банку. Заяц спрашивает: почему так много мусора валяется на земле в лесу?

    Ответы детей.

Воспитатель.

   Поможем зайцу и мышонку навести порядок, в лесу?   Проводится игра  «Убери лишнее».

Воспитатель 

   Дети вы знаете правила поведения в лесу?  (Используя экологические знаки, дети отвечают на вопрос). 

   Чтоб радость завтрашнего дня

   Сумел ты ощутить,

   Должна быть чистою Земля

   И небо чистым быть.

   Сейчас же кинулись спасать

  «Природную  среду»,

  Но почему так поздно мы

  Почуяли беду?

  Сквозь фабрик и заводов дым

  Нам трудно разглядеть

  Все те страданья, что Земле

  Приходится терпеть!

  Спасти поля, луга, леса

  И чистую гладь рек-

  Всю Землю-

  Можешь только ты,

  Разумный человек!

                          И.Трофимова.

   Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу. Благодарю всех участников нашего занятия.    

 

Литература.

Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников. М. Истоки, 2001.

Короткова Н.А. Организация познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Ребенок в детском саду» 2002 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

Природа в опасности. Занятие из раздела «познание» для детей подготовительной к школе группы.

Развитие  представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....

Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»

Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы.  Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной к школе группы. Тема «Занимательные превращения»

Программное содержание:Познакомить  со словом «превращение», поиск  превращений.Развивать умение фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был &nda...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ШКОЛА МЯЧА»

Конспект занятия для детей с шестого года жизни, направлен на реализацию образовательной области «Физическое развитие», через упражнения с мячом....

Конспект занятия по ОО «познание ФЭМП» в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино?»

Программное содержание:1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели;2. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных...