Интегрированное занятие "Бусины для Осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему


Интергрированное занятие для закрепления тем для обобщения знаний об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл businy_dya_oseni_7.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Открытое интегрированное

занятие  

«Бусины для Осени»

Автор составитель:

Агеева Марина Олеговна

Санкт-Петербург

2014 г

Цель:

Расширение и закрепления  представлений об осенних изменениях в природе

Коррекционно-образовательные задачи:

- активизация словаря по темам: «Осень», « Овощи», «Фрукты», «Лес». Грибы»,  «Птицы», «Животные»

- совершенствование грамматического строя  речи  (образование  единственного и множественного числа существительных в форме родительного падежа с предлогом «из»  согласование прилагательных с существительными в роде и  числе; образование относительных прилагательных; согласование количественных числительных с существительными совершенствование  навыков употребление предлогов: «в», «на», «по», «под», «к»)

- формирование математических представлений

развитие фонематического восприятия : дифференциация  гласных  звуков  [А]-[У]

-закрепление   гласных букв: «А» -«У»

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие связной речи: совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог        

-развитие зрительного  и слухового внимания и памяти

-развитие логического мышления

-развитие общей и мелкой  моторики

-развитие просодической стороны речи

- Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности самостоятельности, инициативности, ответственности

-воспитание любви и бережного отношения к природе

Методы и приемы:

- наглядные (показ, демонстрация)

- словесные (беседы, диалоги)

- игровые (сюрпризный момент, дидактические игры, координация речи с движением)

Педагогические технологии:

- интеграция деятельности специалистов (логопед – воспитатели)

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

-личностное-ориентированная модель взаимодействия

-игровая  деятельность

-здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)

Оборудование:

- костюм «Ветерка»

-предметные картинки для игр: «Веселые поварята», «Соберём и поиграем», «Собери грибы в корзинку»

-бумажные  и пластиковые корзинки

-ковралин

- разноцветные бусинки (плоскостные)  

-прищепки

- паутина (веревочная)

-зонт

-ворона (игрушка)

- магнитофон с СD дисками  cо звуками природы, фонограммы с репертуаром детских песен

- костюмы (фермера, белки, тучки, лесовика, паука, осени)

Предварительная работа:

-Беседа, наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание овощей, фруктов картин, иллюстраций  (с комментариями) по темам: «Осень», « Овощи», «Фрукты», «Лес». Грибы»,  «Птицы», «Животные»

- Чтение сказок и рассказов: Заплатная С, Курникова Т «Мы идем в лес», В Бианки «Кладовая леса», «Синичкин календарь»,  Скребицкого Г.А «Календарь природы», стихи, загадки;

-Прочтение мнемотаблицы  «Осенние приметы» и составление коротких рассказов по схеме «Осень», «Фрукты – Овощи»

-Разучивание упражнений «Лес», «Паучата»

-Разучивание  песни  «Осень раскрасавица», танец «Тучка»  с музыкальным руководителем

                                                 Ход занятия

Логопед:

Ребенок:

Логопед:

Ребенок:

Дети:

Дети под музыку (минусовка «Осенние листочки») входят в зал.

                                 Приветствие:

Ребята, посмотрите, как много гостей собралось в нашем зале.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Давайте поприветствуем наших гостей!

Доброе утро, здравствуйте!

Логопед:

Дети:

Устраивайтесь  поудобнее на своих местах.

Отгадайте-ка загадку:

 - Перестали птички петь.

 Солнце плохо греет.

И на улице теперь

Стало холоднее.  

Дождик часто поливает,

А когда это бывает?

Осенью.

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Сюрпризный момент.

Раздается фонограмма (звуки природы) и в зал вбегает ребенок в костюме «Ветерка» в руках держит зонтик.

Ребята, посмотрите, ветер принес нам зонтик, а к нему письмо привязано. Давайте прочитаем?

(Читает письмо)

Несу я  урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я – Осень

Свои бусы разорвала

Бусины я потеряла,

И теперь меня не стало.

Посмотрите на картинки

И найдете вы тропинки.

По тропкам вы пройдите

Бусинки мои найдите.

Бусинки легко считать,

У меня их ровно пять!

 Ребята, Осень потеряла свои бусы и исчезла. Что произойдет, если не будет осени?

 Осень помогает природе подготовиться к зиме. Если не будет осени - все живое погибнет.

Нам надо срочно вернуть бусы осени. Согласны?

Да.

 Давайте посмотрим, на зонтике Осень оставила нам подсказки.

Логопед вместе с детьми рассматривает зонтик.

 Что нарисовано на   картинке под цифрой 1?

 Это ГРУЗОВИК.

Посмотрите, что везет этот грузовик?

 Он везет овощи и фрукты.

Правильно. А кто выращивает и собирает урожай  овощей и фруктов?

 Это фермер, овощевод , колхозник.

Значит, нам  с вами нужно отправляться в гости к фермеру и поискать бусы Осени у него.

Дети выстраиваются друг за другом и под музыку (под фонограмму «Паровозик» ) совершаю круг.

   

Выходит фермер с корзинами овощей и фруктов.

Фермер

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки  осени. Ты их не видел?

Фермер

Может и видел, но не помню где, работы у меня много.  

Логопед:

 Какой  работы много?

Фермер

Дети:

Фермер:

Дети:

Фермер:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

Логопед:

 

Фермер:

Дети:

Фермер:

Дети:

 Вот, пусть ребята сами и скажут, какая у меня работа осенью?

 Нужно собирать урожай, подготовить  почву к весне.

Верно. Смотрите, какой богатый урожай я вырастил! Мне нужно сделать заготовки на зиму. Ребята поможете мне? (да)

В эту корзинку я собрал овощи и фрукты из них и надо сделать заготовки, а вот какие сами подумайте! А я пойду вашу бусину поищу.

                                      Фермер уходит.

Эстафета «Веселые поварята» (на ковралин прикреплены 2 банки.)

Что приготовим  из овощей?

Овощные салаты.

Что вы хотите приготовить из фруктов?

Фруктовые соки.

Начинайте.

(Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает из корзины овощи и прикрепляет их к одной, а другая команда выбирает фрукты и прикрепляет их к другой банке.)

Молодцы ребята, вы готовы?

Появляется фермер.

Что вы мне успели приготовить? Что приготовили из овощей?

Мы приготовили овощные салаты: из огурцов, капусты, моркови, перца и помидоров (ответы 1 команды. Я приготовил салат из …..)

Что вы приготовили из фруктов?

Мы приготовили соки: яблочный, грушевый, апельсиновый, персиковый, сливовый (ответы 2команды. Я приготовил апельсиновый сок ….)

Фермер:

Дети:

 Какие  молодцы, вы мне очень помогли . Спасибо, вот вам ваша бусинка.

Спасибо.

Уходит.

Логопед:

Дети:

Логопед:

Да, это она. Ребята, мы нашли одну из бусинок (ребенок прикрепляет первую бусинку на ковралин). Нам нужно найти остальные. Давайте посмотрим на зонтик. Что нарисовано на второй картинке под цифрой 2?

Это ЛЕС.

Друг за другом вы вставай, потихоньку в лес шагайте.

С вами мы пойдем гулять, в лес зверушек навещать.

Этот лес-не просто лес, этот лес-страна чудес.

И если с кем-то нам в пути придется повстречаться,

В того и будем мы, друзья, с вами превращаться.  

Идем, ребята?!

 

Друг за другом мы идём – раз, два, три. Раз, два, три.

(обычная ходьба)

На носочках мы идём – раз, два, три. Раз, два, три.

(ходьба на носочках)

Ноги выше поднимаем – раз, два, три. Раз, два, три

.(ходьба с высоко поднятыми коленями)

Веселей теперь шагаем – раз, два, три. Раз, два, три.

(обычная ходьба)

Мы заходим с вами в лес, сколько здесь вокруг чудес!

(широко развести руки в стороны, повороты вправо – влево)

Головы мы вверх подняли, птичек в гнёздах увидали, сами птичками мы стали.

(дети изображают, как птички проснулись – поднялись на носочки, руки в стороны, вверх, в стороны, машут «крылышками», лёгкий бег друг за другом)

Дальше по лесу шагаем, мышку серую встречаем.

(обычная ходьба)

 

Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт.

( мягкий пружинистый шаг, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, да как начал реветь: «У-У! У-У! Я вразвалочку иду!»

(руки полусогнуты в локтях, ходьба  по - медвежьи.)

А теперь мы все зайчата – длинноухие ребята.

(прыжки на двух ногах, руки на поясе)

Ну вот мы и в лесу

(остановились)

Воздух свежий мы вдохнули, руки к солнцу протянули,

Выдохнули, опустили и ещё раз повторили.

Все мы медленно подышим, тишину вокруг услышим

(упражнение на восстановление дыхания)

Ведущий

Только слышу, кто-то к нам сюда идет.

 

Выход Белки (корзинка с орешками)

Белка

Здравствуйте, ребята,  зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусы осени. Ты их не видела?

Белка

Может и видела, только работы у меня много.  

Логопед:

Какой работы?

Белка:

Дети:

Белка:

Дети:

 Пусть ребята сами и расскажут. Чем занимаются дикие животные осенью?

Звери меняют свои шубки, делают запасы на зиму, впадают в спячку.

Я тоже делаю запасы на зиму. Вот только какие?

Запасаешься орехами, сушишь грибы, ягоды.

Белка:

Правильно. Ой-ой-ой, все орешки просыпала!

Логопед:

Дети поможем белочке собрать орешки? (да)

Белка:

Логопед:

Белка:

Это не обычные орешки.

На орешках в серединке

Нарисованы картинки

Мне скорее помогите

И картинки соберите.

                            Игра: «Соберём и поиграем»

Картинки со звуком [А] вначале слова кладите в корзиночку с буквой «А» (аист, арбуз, абрикос, апельсин и т.д.). а со звуком [У] в начале слова- корзиночку с буквой «У» (усы, ухо, укроп, утюг и т.д.)

(Дети выполняют задание)

-Молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки

(проверяет задание)

Спасибо, ребята, помогли мне. Вот вам за это бусинка.

Уходит (забирает с собой зонтик)

Логопед

У нас есть еще одна бусинка! (ребенок прикрепляет вторую бусинку)

Давайте посмотрим, куда нас зонтик дальше отправит?  А где же он?

                                   Появляется  Лесовик

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Дети:

Дети:

Лесовик:

 Где, где, я его нашел! Он висел на суку, рядом с дуплом. Вы не знаете, кто его туда повесил?

Белка.

Ребята, вы меня узнали? Кто я?

Лесовичок.

 Правильно. Я лес охраняю. Вы ребята умеете вести себя в лесу? Расскажите.

Нельзя шуметь в лесу (почему?), ветки ломать, без надобности рвать цветы, громко кричать (почему?), разводить костер (почему?), не оставлять мусор после себя.

Молодцы. Вот вам ваш  зонтик. А зачем он вам?

Мы ищем бусинки  для бус осени. Ты их не видел?

Видел одну. Но сначала помогите мне грибы на полянке собрать, а я вам за это бусину отдам. Согласны? (да) Ребята, грибы собирать умеете!? И грибы все знаете?

Дети:

Лесовик:

Да.

Поскорее в лес идите мне грибочки соберите.

                     Детям раздаются корзинки с прищепками.

Игра: «Собери грибы в корзинку»

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Дети собирают грибы в корзинки.

Сколько вы грибов  насобирали? А почему вы эти грибы не собрали?

Потому что, это мухомор (ы).  Он не съедобный гриб.

А для кого мухоморы полезны ?

Для лосей, оленей. Они ими лечатся.

Покажите и расскажите какие вы грибы собрали

-Я собрала 1 белый гриб, а я много белых грибов

- Я собрал 3 подберезовика, а я 1 подберезовик

- Я собрала 2 подосиновика, а я 1 подосиновик

- Я собрал много сыроежек, а я 3 сыроежки

- Я собрала много лисичек, а я 3 лисички.

Лесовик

Молодцы!  Давайте меняться - мне грибы, а вы возьмите бусинку.  

Уходит

Логопед

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Ну вот, у нас уже три бусинки (Ребенок прикрепляет бусинку). Давайте посмотрим на зонтик, какая еще там есть подсказка под № 3. Что же это за картинка?

ТУЧКА с дождем. 

Что она может означать? Куда же нам следует отправиться?

К тучке.

 Как нам туда попасть?

Можно на самолете, воздушном шаре, вертолете.

 Давайте, мы поднимемся на паутинке, ведь осенью паучки летают именно на паутинках.

Вокруг себя повернитесь, в паучков превратитесь.

Звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля» дети выполняют упражнение «Паутинка» (Логопед выносит паутину)

 Дети натягивают паутину и движутся по кругу со словами: :

Паучата в нашем зале

Дружно спицами стучат:

Чики-чики-чики-чок,

Чики-чики-чики-чок,

Научится делать сетку

Может каждый паучок.

Поскорей берите нити,

Спицы, ножницы, крючки.

Нити крепче натяните,

Завяжите узелки!

                                    Выходит Тучка

Логопед:

Вот мы и взлетели. Смотрите, да это же осенняя тучка!

Тучка:

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки осени. Ты их не видела?

Тучка:

Видела. Потанцуете со мной, и я отдам  вам бусинку.

Дети:

С удовольствием потанцуем. Мы любим танцевать.

Дети исполняют танец вместе с Тучкой (Музыка Д. Тухманова «Виноватая тучка»)

Тучка:

Логопед:

Тучка:

Логопед:

Тучка:

Логопед:

Молодцы. Держите бусинку!

Спасибо, нам пора возвращаться. А где же наша паутинка?

Вашу паутинку ветер унес.

А как же нам тогда вернуться обратно?

У Вас есть волшебный зонтик, он вам поможет вернуться обратно.

Логопед берет в руки зонтик, дети становятся вокруг него  (звучит музыка)  

Получилось! Вокруг себя повернитесь, в детей снова превратитесь.   (прикрепляют бусинку на ковралин)

Логопед:

Дети:

 У нас уже 4 бусинки! Осталось найти последнюю!  Посмотрим на картинку- подсказку под № 4. Кто это?

 Птица.

Появляется Ворона (игрушка)

Ворона:

Кар-кар! Здравствуйте, ребята,  зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки осени. Ты их не видела?

Ворона:

Видела. Отдам, если скажите и покажете, что происходит с птицами осенью. 

                        Игра «Это правда или нет»

Я вам буду называть, что делают птицы осенью. Если это правда, то вы хлопаете в ладоши, если не правда, топаете ногами:

  1. Осенью птицы улетают в теплые края? (да)
  2. Все ли птицы улетают от нас осенью?  (нет)
  3.  К осени у птиц отрастают перья?  (да)

4. Осенью птицы выводят птенцов?  (нет)

5. Осенью птицы к отлету собираются в стаи? (да)

 

Молодцы ребята. Вы правильно ответили на все мои вопросы.

 Вот ваша бусинка!

(ребенок прикрепляет последнюю бусинку)

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 Ребята, мы собрали с вами все бусинки осени. Значит, теперь Осень к нам  вернется?

Да.

 Вспомните  ребята  и назовите у кого мы нашли наши бусинки, поместите под каждой бусинкой нужную картинку.

 (Логопед выкладывает перед детьми цветные картинки с изображением названных персонажей)

Дети выполняют задание

   Подведение итогов. Давайте позовем Осень!

Осень, осень в гости просим!

Выходит Осень под музыку ( Вивальди «Глория» )                                              

Осень

Здравствуйте мои друзья

Всех вас видеть рада я.

Спасибо, что вы помогали

Бусы для меня искали.

Вас теперь я награжу     (передает логопеду  корзину с фруктами)

И на песню приглашу!

Песня: « Осень раскрасавица» (стихи и музыка Г. Азаматовой-Бас)

Дети:

Осень золотая!
Спасибо, что ты есть.
Будь всегда такая.
Даров твоих не счесть.

(Осень прощается с детьми и покидает зал под музыку В. Вивальди «Глория»)

Все вместе

(логопед и воспитатель):

Вот ребята, какое доброе дело мы сегодня сделали! Теперь Осень будет радовать всех своими разноцветными  бусами.. Нам понравилось, как вы справились с трудной задачей. Теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Выход под музыку  (под фонограмму  «Осень раскрасавица»)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия "Царица Осень"

Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"

Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

Конспект интегрированного занятия «Золотая осень»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, которе поможет  уточнить и обобщить знания детей об осени (день становится короче, а ночь длиннее; холодно, часто идут дожди, дуют холодные ...

Конспект интегрированного занятия: «Поздняя осень»

Дать детям представление об осени, ее характерных признаков, периодах (ранняя, поздняя, золотая).Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями.Развивать речь детей.Воспитывать...

интегрированное занятие "Путешествие осеннего листочка"

Данное занятие рекомендуется для детей 4 лет как форма осеннего досуга.Технология занятия предусматривает использование синтеза искусств и художественной деятельности....

Интегрированная игра-занятие «Осень в Летнем саду»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ с использованием электронных образовательных ресурсов для  подготовительной группы«Осень в Летнем саду»...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Осень»

Закрепить знания об осени как о времени года. Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение....