План-конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе с использованием ИКТ тема: «Свойства песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

 

Интеграция образовательных областей: « « Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Социально-коммуникативное», « Физическое развитие».

Задачи:

              Познавательное развитие:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах песка.
  2. Расширять представления о свойствах песка, развивать познавательно-исследовательскую деятельность  путем ознакомления со свойствами песка, сыпучесть, изменения плотности и веса песка .
  3. Развивать способности устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарных опытов, наблюдать, делать выводы, анализировать.
  4. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность, желание экспериментировать.

Речевое развитие:

  1. Активизировать речевую деятельность.
  2. Закреплять и расширять словарный запас детей словами: сыпучий песок, мокрый, песчинки, лупа.
  3. Продолжать воспитывать культуру общения.
  4. Продолжать учить детей понятно для окружающих объяснять свой замысел, содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  2. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками
  3. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Физическое развитие:

  1. Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику рук.
  2. Учить сохранять правильную осанку в положении сидя.
  3. Закреплять умение правильно двигаться во время подвижной игры, соблюдая правила.
  4. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов.

 

Методы и приемы:

Практические: опыты с песком.

Наглядные: рассматривание глобуса, слайдов, иллюстраций.

Словесные: беседа.

Материалы и оборудование:

Одноразовые стаканчики по 3 штуки на ребенка, песок( обработанный), тарелочки одноразовые на каждого ребенка, ложки одноразовые на каждого, салфетки, банка 3-х литровая-1шт., груша и шланг резиновые, стол для рисования песком, лупы на каждого ребенка, палочка счетные по 2 шт. на каждого.

Ход занятий

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на сидящую на стуле куклу Незнайки.

Воспитатель:  «Дети, а кто это к нам пришел?»

Дети: «Незнайка»

Воспитатель: «Дорогие ребята, а что это у него в руках?»

Дети: «Мешочек»

Воспитатель: «Правильно, Незнайка принес нам чудесный мешочек. Незнайка хочет, чтобы мы с ним поиграли в игру «Угадай, что находится в чудесном мешочке». Ну что, дети, поиграем с Незнайкой, а то он заскучал»

Дети: «Да»

Воспитатель предлагает каждому ребенку, опустить руку в чудесный мешочек и определить на ощупь его содержимое (Ответы детей – «песок»).

Воспитатель: «Дети, Незнайка сказал мне по секрету, что он не знает, что такое песок. Незнайка хочет, чтобы мы ему рассказали, чем же удивителен песок, а для этого мы с вами превратимся в исследователей и пройдем в наш уголок природы»

Дети садятся за столы (на столах стоит оборудование для проведения опытов).

Воспитатель показывает детям глобус: Ребята, скажите пожалуйста, кто знает что это?( глобус) Молодцы! Глобус- это маленький макет нашей Земли, на котором голубым цветом нарисована вода, зеленым и желтым цветом показаны континенты. Желтым цветом на континентах показаны пустыни. Пустыня-это такое место на Земле, где светит ярко солнышко, нет воды, дует сильный ветер, он сухой и жаркий( показ слайдов о пустыне).

Воспитатель:  Поиграем мы с утра,

                           Заниматься нам пора,

                           Но не лепкой и не чтеньем,

                           Ждет нас опыт игра.

Воспитатель: «А сейчас вместе с  Незнайкой посмотрим, что такое песок, а, чтобы все хорошо знать мы превратимся в исследователей. Исследователи- это такие люди, которые все знают, изучают, придумывают опыты, вот и мы с вами будем исследовать песок и посмотрим какой он.

Воспитатель: «С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал ни в рот, ни в глаза»

Опыт №1

Воспитатель: «Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит. Поставьте перед собой тарелку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте ее на тарелку»

Воспитатель: «Легко ли сыплется песок?»

Дети: «Легко»

Воспитатель: «А почему он легко сыплется?»

Дети: «Потому что он сухой и сыпучий»

Воспитатель: «А если бы он был мокрый, он сыпался бы?»

Дети: «Нет»

Воспитатель: «Правильно, он бы лепился»

Воспитатель: «А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется»

Дети: «Увеличительное стекло, лупа»

Воспитатель: «Правильно, оно так называется, потому что увеличивает»

Воспитатель: «Возьмем лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит?»

Дети: «Зернышки, камешки»

Воспитатель: «Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу»

Воспитатель: «Как выглядят песчинки?»

Дети: «Они очень маленькие, круглые, прозрачные»

Воспитатель: «Давайте посмотрим, чем песчинки похожи, а чем отличаются друг от друга»

Дети внимательно  рассматривают и предлагают варианты ответов (размер, цвет, форма). 

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по форме, размеру и цвету.

Опыт №2

Воспитатель: «Возьмите 2 баночки с песком. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок. Каким стал песок?»

Дети: «Мокрым»

Воспитатель: «Возьмите в одну руку банку с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее?»

Дети: «Сырой песок»

Воспитатель: «А знаете почему? Потому что у сырого песка, между песчинками прячется вода, а у сухого песка прячется легкий воздух»

Вывод: Сырой песок тяжелее сухого.

Опыт №3

Воспитатель: «Возьмем палочки и воткнем их в стаканчик с мокрым и сырым песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что его легче поместить, в мокрый песок или сырой?»

Вывод: «Мокрый песок, палочку воткнуть трудно, а в сухой песок легче, палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга. Мы уже выяснили, что песок рыхлый»

Опыт №4

Воспитатель показывает этот опыт для детей.

- Ребята, а сейчас посмотрите, какой легкий песок, как он будет легко убегать от ветра. Опыт показывается с трех литровой банкой, внутри которой песок , банка закрыта полиэтиленовой крышкой, в которой есть отверстие  в него вставлена трубочки с резиновой грушей, через которую подается « ветер»( путем нажатия на грушу). Песок движется по банке. Вывод: Песчинки легко сдувается, « убегают» от ветра.

Дети выходят и участвуют в проведении опыта.

 

Физкульт минутка

Игра «Песчинки и ветер»

Воспитатель:

- Дети, давайте поиграем. Вы будите –песчинками, а «ветер» прилетит к вам в гости.

Дети становятся песчинками. Каждый ребенок встает, не прикасаясь, друг к другу.

Воспитатель: «Дети, как только к вам прилетит «ветер», вы должны потихонечку убегать, не прислоняясь друг к другу, как песчинки( дети бегают по ковру), а когда ветер улетит вы должны остановится все вместе. А кто скажет, почему песчинки останавливаются ( ветер улетел) Молодцы правильно!

Вывод: Песок очень легкий, его может поднимать ветер.

 

Воспитатель: «Ребята, Незнайка  со своими друзьями очень любят играть с песком, а вот рисовать песком он не умеет. Давайте научим Незнайку рисовать песком и сами вспомним, как нужно рисовать.

 

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним правила работы с песком:

                         -песок нельзя брать в рот

                          - песок нельзя сыпать в глаза

                          - с песком нужно работать аккуратно, не рассыпать его

                          -после работы с песком нужно помыть руки

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный прибор, на котором можно рисовать песком, давайте посмотрим на него. Воспитатель показывает, как работает прибор( у него есть подсветка, который освещает песок и рисунок получается красивый и четкий, как настоящая картина).

Воспитатель : Дети, подходите к прибору, будьте внимательны, посмотрите здесь лежит песочек, давайте порисуем для нашего Незнайки. Песок будет освещаться, можно нарисовать домик, солнышко(показ), дети самостоятельно рисуют картинку для  Незнайки.

Воспитатель: Какие красивые рисунки нарисовали Незнайки, теперь и он сможет рисовать для своих друзей, молодцы! Дети внимательно рассматривают свою работу.

 

Итог

Воспитатель: «Ребята, сегодня при помощи опытов, мы с вами узнали много нового о песке, показали опыты и научили рисовать Незнайку. Что мы узнали о песке?»

Ответы детей:

-песок состоит из песчинок;

-сухой песок сыпучий;

-мокрый песок тяжелее сухого.