Образовательная деятельность с детьми "Путешествие капельки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель: Сформировать начальное представление о круговороте воды в природе.  Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о состояниях воды в разное время года. 
  2. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарный запас.
  4. Совершенствовать навыки работы с мнемотаблицами.
  5. Совершенствовать навыки в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционной техники - рисование солью.

Технологии и техники, используемые на занятии:
 игровая технология в исследовательской деятельности детей, технология проблемной ситуации,  мнемотехника, нетрадиционная техника в изобразительной деятельности (рисование солью), здоровьесберегающие технологии.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: Капелька, глобус, слайды ( океан, море, озеро, иней, снежинка, лед, морозный узор, времена года, круговорот воды в природе), мнемотаблица, аудиозапись «вода».

Раздаточный: стаканчики с чистой водой, трубочки, соль, клей, цветная бумага светлых и темных тонов.

Ход  занятия:

Воспитатель приглашает детей в группу.

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Воспитатель: Ребята заходите в группу, у нас сегодня не совсем обычный день. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы слышите необыкновенные звуки?

Дети: Да.

Воспитатель:  прислушайтесь и определите, что это за звуки.

Дети: Плещется водичка, шумит река, течет ручей и др.

Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. Ребята, эти необыкновенные звуки услышал наш гость. Посмотрите, кто к нам пришел?

Дети: Капелька.

Воспитатель: Правильно, это - маленькая капелька. А что у нас состоит из множества таких же маленьких капелек (вода). Правильно.

Воспитатель:  Наша Капелька любит превращения и приключения. Она давно путешествует, так давно, что забыла, где ее дом и где ее сестренки-капельки. Давайте поможем отыскать Капельке дом. Вы согласны?

Но сначала мы должны узнать о приключениях и путешествиях Капельки.  Как она это делает, мы сможем понять в лаборатории. Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). 
Лаборатория - это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. Такими учёными мы сейчас и станем. Готовы, тогда пошли в лабораторию.

Воспитатель и дети перемещаются в лабораторию. В лаборатории дети садиться за столы, на которых стоят стаканы  пресной водой, трубочки, соль, губки. На столе у воспитателя глобус.
В-ль показывает детям глобус и, проворачивая его, предлагает детям рассмотреть.
Читает загадку:
На одной ноге стоит,
Крутит, вертит головою, 
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.

Воспитатель: Что же такое глобус? (ответы детей)
Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе? (вода, моря, океаны, реки).
А жёлтым цветом? (суша)
Какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Правильно, потому что большую часть нашей планеты Земля составляют моря, океаны, реки, озёра. Одним словом - вода. Ребята, для жизни человека вода имеет важное значение.  Но вода тоже бывает разная. Давайте рассмотрим, что стоит у вас на столах (стаканчики с водой). Что можно сказать о жидкости, которая налита в ваши стаканчики. Какая она? (мутная или прозрачная?- подсказка при затруднении в ответе). Как по-другому можно сказать про эту 
воду? (чистая).
Теперь попробуйте воду на вкус (безвкусная).
Безвкусную воду по-другому можно назвать - пресная.  Посмотрите, что еще есть на столе (соль). Давайте добавим соль в наши стаканчики, размешаем, попробуем (соленая). Пресная вода в реках и озёрах. А как вы думаете, где в природе можно встретить соленую воду? (моря, океаны). На нашей планете Земля очень много воды, но пригодна растительному, животному миру и человеку только пресная вода.  Жить в соленой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно. На свете есть мёртвое море. Оно так называется, потому что вода в нём такая солёная, что живые организмы так и не приспособились к жизни там.
А мы сейчас вместе с Капелькой отправимся в путешествие по временам года.

 А на чём же мы отправимся в путь? Давайте на самолёте. 
Физкультминутка: «Самолеты».

Воспитатель: К полету готовы? (Готовы!) Заводи моторы!

Дети вертят правой рукой, будто заводят мотор, произнося «тр-тр-тр». Летят.
1 остановка 
Слайд  с изображением осенней природы.
Воспитатель: Какое время года изображено на экране?
А как называется пора, когда листья окрашены в жёлтый, красный, оранжевый цвет?
(Золотая осень).

Ой, а где же наша Капелька? Она стала невидимой, и чтобы её увидеть нам с вами надо отгадать загадку и сделать рисунок. Готовы? Тогда слушайте очень внимательно:
Льётся он косой стеной, и стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
(Осенний дождь)
Догадались, молодцы. Ребята, дождь состоит из множества капелек.
Давайте их нарисуем. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика. «Вышел дождик погулять».
Теперь возьмите листок бумаги, кисти и представьте, что вы рисуете красками. Нарисуйте клеем форму капельки. А теперь давайте перевернём листки рисунком вниз и положим на поднос с солью. Прижимаем ладошками. Теперь посмотрим, что же у нас получилось?
Правильно, много капелек, целый дождь.
Физкультминутка.
2 остановка

Слайд  с изображением зимнего пейзажа.

Воспитатель: Какое это время года? Почему вы так думаете? А можно ли увидеть водяную капельку зимой? Как вы думаете, какой она становится? 
Послушайте внимательно загадки: 
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)


Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес. (Морозный узор на окне)

Он собой укроет речку,
И заплачет он от свечки,
Ты на нём в хоккей играешь,
Очень скользкий, аж летаешь. (Лёд)

Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю. (Иней)
Показать слайды: лёд, иней, снежинки, морозный узор.


Воспитатель: Дети, лёд, иней, снег - что это? А это волшебные превращения нашей Капельки.
Давайте нарисуем эти превращения.

Дети садятся за столы, берут тюбики с клеем, рисуют им снежинки, морозный узор или льдинку и посыпают сверху солью.

Давайте посмотрим, что получилось. Очень красиво.
Ну вот, солнышко пригрело, и наша Капелька опять убегает от нас. Давайте её догонять.

Динамическая пауза.

3 остановка:

Слайд  с изображением весенней природы.

Воспитатель: Ребята, какое время года изображено на картине? (весна)
Почему вы так решили? Послушайте загадку о весенней капельке:
Свисает с крыши длинный гвоздь.
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт. (Сосулька)
Сосулька - это тоже льдинка, а когда лед или снег тает, что остается? (вода). Как можно назвать такую воду? (ТАЛАЯ)
Физкультминутка.

4 остановка: 

Слайд с изображением летнего пейзажа.
Воспитатель: Какое время года на картинке? Где мы можем встретить воду в природе? (дождь, туман, роса, град).

Слайд круговорот воды в природе. 

Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. Давайте я буду показывать вам таблички, а вы запоминайте, что происходит с водой в природе. (Мнемотаблицы круговорот воды в природе).

Физкультминутка: «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель:  Капелька, мы много путешествовали и поняли, что в течение года ты меняешься очень много раз и выглядеть можешь по-разному:  капелькой росы или тумана , иголочкой инея или морозным узором на окне, прозрачной льдинкой или сосулькой. Но чаще мы тебя встречаем в виде капельки дождя. А как получается дождь, мы уже знаем. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. 
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею я вам доложить, 
Без неё нам не прожить!

Так что же мы сегодня узнали о воде. Давайте я буду показывать вам схемы, а вы расскажите.
А как же мы с вами можем беречь воду? (Не забываем закрывать краны, не льём воду просто так) 
МОЛОДЦЫ! Тогда давайте будем беречь воду! А с Капелькой мы не прощаемся. Мы возьмем ее с собой на прогулку и понаблюдаем за ее чудесным превращением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организации непосредственно- образовательной деятельности "познание".Тема "Капелька"

данный конспект может использоваться в непосредственно- образоватльной деятельности в первой младшей группы....

конспект организации непосредственно- образовательной деятельности "познание".Тема "Капелька"

данный конспект можно применить в первой младшей группе в непосредственно образовательной деятельности " познание"....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: "Путешествие с капелькой" (в старшей группе)

Занятие дает возможность уточнить и расширить знания детей о свойствах воды. Дети путем проведения опытов, личного участия в опытах с водой узнают свойства воды....

Образовательная деятельность на тему: «Капелька в гостях у ребят» в первой младшей группе

Образовательная деятельность  на тему:  «Капелька в гостях у ребят»  в первой младшей группе...