Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Фролова Людмила Владимировна

Открытое  занятие на тему: «Лекарственные растения»  в  подготовительной  группе

Вид занятия: итоговый

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить  навык  измерения  с  помощью  условной  меры; Коммуникация - формировать   правильную  диалогическую  и  монологическую формы   речи  детей;  обогащать  природоведческий  словарный  запас; способствовать  свободному  общению  со  взрослыми  и  сверстниками,  приучать  к  самостоятельности  суждений, проявлению  инициативы с  целью  получения  новых  знаний; Здоровье - формировать  начальные  представления  о  здоровом  образе  жизни  через  знание   лекарственных  растений своей  местности  и  способов  их  применения. Музыка (музыкальное  сопровождение);  Чтение  художественной  литературы (художественное  слово);

Развивающая  среда: плакаты «Растения»,  «Сорные  растения» и  иллюстрации   с  изображением  деревьев, кустарников  и  трав, встречающихся  на  территории  нашей  Родины; иллюстрации  с  изображением  лекарственных  растений  нашей  местности  и  редких  растений,  занесённых  в  красную  книгу, ядовитых  растений;  гербарий  лекарственных  трав  Сибири; оборудование для  исследовательской  игры: коробочки  с  лекарственным   сырьём,  маркированные  соответствующими  картинками, ёмкости для  воды  и  смешивания  трав, пластиковые  мерные  ложечки  и  стаканчики, упаковки  с  аптечными  лекарственными  сборами;  компьютерная  презентация  «Первоцветы  Сибири»;

Ход занятия.   Вместе  с  детьми  проходим  в зал  (или  из  приёмной  в  группу)

Ребята, я предлагаю сейчас  отправиться  в царство растений.

         Наше  сегодняшнее  путешествие  будет проходить  под  девизом

"Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты".

Закройте,  пожалуйста,  глаза  и  на  минутку  представьте,  что  вы  находитесь  в  лесу.

Звучит фонограмма "Звуки леса".

         Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

 

Среди  множества   лесных  растений  есть  немало  полезных  трав. Послушайте загадки  об  этих

 травах,  и  попробуйте  отгадать  их  названия.

1.      Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1.      Ах, не трогайте меня,

                             Обожгу я без огня.      (Крапива).

2.       Рос шар бел,

                              дунул ветер – 

                              Шар улетел.          (Одуванчик).

3.       Стоит в лесу кудряшка-

                              Белая рубашка,

                             В середине  золотая,

                             Кто она такая?      (Ромашка)  

 

 

4.       Каждый лист мой любит

                              Тропки у обочины дорог.

                             Он однажды людям добрым

                             Раны вылечить помог.      (Подорожник).

 

Молодцы, ребята, все  загадки  отгадали  правильно.

2.  Беседа  «Что  мы  знаем  о  лекарственных  растениях»

- И  крапиву, и одуванчик,  ромашку и  подорожник           можно  объединить  в  одну  группу,  какую?

 (Это  лекарственные  растения)

Давайте поговорим  о лекарственных растениях. 

- Для  чего они нужны человеку? (Для  того чтобы, не  болеть  или  лечиться, если  уже  заболели)

- Как  человек  стал  искать  помощи  у  разных  растений? ( Люди заметили, что больные животные находили  какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите  к  мольберту  и рассмотрите  плакат.

Рассматривание   плакатов  «Сорные  растения»,  «Растения».

Здесь,  ребята,  изображены  сорные  травянистые растения. И  даже  среди  них  есть  лекарственные  травы.

 Посмотрите на это растение (показ  на  плакате).

- Как  оно  называется? (Подорожник)

- Почему  его  так  назвали? Где, его  можно  встретить? (Потому,  что  растёт  подорожник   вдоль  дорог)

- Что  ещё  вы  можете  рассказать  о  подорожнике? Как  он  выглядит?  Почему  не  боится  вытаптывания,  от  которого,   страдают  другие  растения? (Потому, что  листья  у  него  упругие,  жесткие  с  прочными  прожилками, а густой  пучок  корней  крепко  удерживается  в  почве)

- Ребята,  подорожник  часто  называют  зелёным  бинтом. Почему? (Потому, что  его   листья  прикладывают  к  свежим  ранам  и  ссадинам,  которые  быстро  заживляются)

- Какое    из  лекарственных  растений  на  плакате  вам   знакомо? (Ответы  детей -  одуванчик)

- Расскажите,  что  знаете об  одуванчике.  (Растёт  на  лугах,  полях,   в огороде.  Из  его  листьев   делают  салат, …..)

Пройдите  к  следующему  плакату.

О  каком  растении  говорят, что оно  жжёт? ( Так  говорят  о  крапиве)

- Кто   покажет  нам  это  растение  на  плакате? (дети   показывают)

- Но  почему  же  всё - таки  крапива  обжигает?  Как  вы  думаете?  (ответы  детей) правильно,  из - за   особых  волосков,  расположенных   на  листьях  и  стеблях.  Внутри  волосков -  едкая  жидкость, она  то  и  жжёт.

-  Чем  полезна  крапива?  (Из  крапивы   готовят  щи,  она   убивает  микробов,  хорошо  останавливает  кровь  при  порезах  и  ранениях. А  ещё,   она  укрепляет  волосы).

-  А  какое  ещё  лекарственное  растение  используют  для  остановки  кровотечения  и  улучшения  аппетита? ( Это  тысячелистник).

- Правильно,  тысячелистник. Почему  он   так  называется?   (Ответы  детей)  Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

   Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

- Скажите,  а  среди  кустарников  и  деревьев,   встречаются  целебные  растения? (Да,  встречаются)

- Посмотрите  внимательно  на  плакат,   назовите, какие  вы  знаете лекарственные кустарники?  (Дети  называют -  малина, шиповник, смородина, облепиха,  брусника,  черника,  голубика,    и  т.д.)

- Чем  они  полезны? (Их    ягоды  богаты  витаминами.)

- Что  готовят  из  ягод ? ( Из  ягод  готовят   морсы  и  напитки,  витаминные  коктейли)

- Назовите  деревья,  части  которых  используют  в  медицине? (берёза,  сосна,  дуб, липа )

-  А  какие  части  деревьев  используют? (Листья, почки, кору  и  семена)

- Какие  снадобья   делают  из  листьев, почек,  коры  и  семян?   (Делают  отвары,  настои)

Ребята,  вот,  оказывается,   сколько,  много  лекарственных  растений  произрастает  на  территории  нашей  Родины.

      А что бы  их  было   ещё  больше  на  земле,  давайте  попросим, дождик  чаще   поливать  их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

  Дождик, лей веселей          И.П. руки  на  поясе -  имитирующие

                                             движения капель  двумя  руками

                                             сверху  вниз;

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей         И.П. руки  на  поясе – выполнять

                                             повороты  влево, вправо, разводя

                                            руки в стороны;

И для маленьких детей,    присесть  и  показать руками  рост

                                           маленьких  детей;

И для мам, и для пап      встать - поднять  руки  вверх

                                           (2 раза);

Кап – кап – кап !               И.П. руки  на  поясе -  имитирующие

                                           движения капель  двумя  руками

                                            сверху  вниз;

Кап – кап – кап!   

3.  Экскурсия на луг для  сбора лекарственных растений.

 

Дождик  закончился,  выглянуло  солнышко,  сейчас мы с  вами  отправимся  на  воображаемый луг  для  того  чтобы  собрать  лекарственные растения. Предлагаю   присесть  на  поляне (ковре), отдохнуть   и вспомнить правила их сбора. Необходимо  не  только  назвать  правила,  но  и    объяснить,  почему  нужно  делать  именно  так,  а  не  иначе.

 - Скажите, когда собирают разные  части  лекарственных  растений – листья  и стебли? цветки? корни?  (Ответы  детей) Правильно,  ребята листья  и  стебли  собирают, когда растение цветёт,  цветки -  в  самом  начале  цветения, плоды  и  ягоды – когда  полностью  созреют,  корни -  осенью.

Дети  рассказывают  и  объясняют -

Правила сбора лекарственных растений:

1.      Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому,  что  если  попадёт  в  сбор  ядовитая  трава,  то  можно  отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому,  что   обсохшие    от  россы  растения,  не  испортятся  во  время  сушки  и  хранения. (А  что   может   произойти  с   мокрыми  от  россы  растениями  во  время  сушки  и  хранения?) Такие  растения  не  высушатся,  а  загниют  и  будут  не  пригодны  для  лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
  (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то 
   выделится сок.

      5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.  (Почему?)

            Потому, что  на солнце  они  сгорят  или  пересушатся  и   полезных  веществ в  них  не  останется.

            А  как   мы  узнаем,  что  растения  сгорели  или  пересушились  на  солнце?

            Такие  растения   изменят  свой  цвет,  они  почернеют  и  раскрошатся.
      6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем  и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы  сохранить  растения  для

дальнейшего  размножения.

     7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да,  ребята,  они   уже   находятся  на грани  исчезновения.

       -Назовите лекарственные   растения  нашей  местности,  которые  занесены  в  Красную  книгу  (Сон – трава  или   прострел  раскрытый,  пион,   марьин  корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые  известные  лекарственные  растения  нашей  местности (показ  иллюстраций),  а  это - растения,  занесённые  в  красную  книгу. Здесь  показаны  ядовитые  растения. Надо  быть  очень  осторожными, они  могут  нанести  непоправимый  вред.

         Я  хочу  прочитать  вам  небольшое  стихотворение  В. Берестова,  в  нём  говорится  о  том  что,  беречь  прекрасный,  но  хрупкий  мир  растений – обязанность  каждого  человека. Послушайте:

         Дерево,  трава  и  птица

         Не  всегда   умеют  защититься.

         Если  будут  уничтожены  они,

         на  планете  мы  останемся  одни!

Ребята,  если  растения   правильно  собраны  и  высушены,  то  они выглядят, как  растения этого  гербария.  Показ  нескольких  образцов  гербария.

-  Скажите,  как  и  где,   нужно  хранить  высушенные  лекарственные  травы?  (Высушенные  растения  хранят  в  сухом  прохладном  месте,  упаковывают    в  бумажные  или  матерчатые  пакетики  или  подвешивают    связанными  в  небольшие  пучки).

      И  вот  уже  целебные  растения  собраны  и  высушены.   А  наше  путешествие заканчивается   в лаборатории.

3. Исследовательская   игра  « Мы -  фармацевты»

  Ребята,  кого  называют  фармацевтами? (Ответы  детей)  Правильно, фармацевты  изготавливают  лекарства  в  специальных  лабораториях. Например,  вот  такие сборы  лекарственных  растений (показ  упаковок   аптечной  травы  грудного, витаминного, желудочного  и  успокоительного  сборов).  Давайте,  и  мы  с  вами  побудем  настоящими  фармацевтами  и попробуем  приготовить  лекарственные  смеси   из  предложенных   растений.  Одевайте  белые  халаты,  колпачки  и  проходите  на  свои  рабочие  места – вот  за  этот  стол. Дети  рассаживаются   вокруг  большого  стола,  на  котором   приготовлено  оборудование -  посуда  для  заваривания, прозрачные  коробочки  с  травами, одноразовые  пластиковые  ложки,  мерные  стаканчики   и  т.д.

    Это  лекарственное  сырьё – высушенные  и  измельчённые  травы, сушёные ягоды  и  плоды. Вы  должны  будете сами  определить  по  рецептам,  какие из  них   надо  смешать, что бы  получить  желаемый  сбор. А  это  прописи  сборов,  по   которым  составляют рецепты.  Сейчас  я  раздам  вам  рецепты,  вы  их  внимательно  изучите, и  будете  готовить  различные сборы: Аня – грудной (от  кашля), Соня – витаминный  и  т.д. Объясняю  назначение   посуды: в этих  стаканах  будете  смешивать  травы;  это  мерные  ложечки  и  стаканчики – с  их  помощью,  будете отмерять  нужное  количество  сухой  травы  и  воды; воду  будете  брать -  каждый  из   своей   колбы,  и  наливать    в  кувшины. Приступайте. Дети  смешивают  ингредиенты согласно  полученным  рецептам, отмеряют  необходимое  количество   воды. Теперь,  что  надо  сделать  с  подготовленными   ингредиентами? (Ответы  детей) Да,  их  нужно  соединить, то  есть  влить  воду  в  ёмкости   с  травой,  предварительно  воду  вскипятить. Плотно  закрыть  крышками  и  дать  настояться  15 - 20  минут. Затем  остудить,  процедить  и  настои  готовы.

        Но  мы   сами  кипятить  воду  не  будем,  а  попросим  нашу  няню  отнести   приготовленные  смеси  на  кухню  поварам, они  заварят  и  принесут  уже  готовый  напиток. А  пока   напиток  запаривается, предлагаю  посмотреть  небольшой  фильм   о  первоцветах  и  лекарственных  растениях, которые  растут  в  нашей  местности.

Просмотр  мультимедийной  презентации   «Первоцветы  Сибири»  (на  компьютере)

Итог занятия:  Давайте,  теперь  рассмотрим  и  попробуем,  что  за напиток   получился  у  наших  фармацевтов.  Дети   пьют   настой,  рассматривают   цвет  напитка,  обсуждают  запах  и  вкус.   

     Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И  будьте  здоровы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Лекарственные растения Краснодарского края"

Познакомить детей с лекарственными растениями Краснодарского края и их лечебными свойствами....

Презентация на тему "Лекарственные растения Краснодарского края"

Презентация предназначена для общего ознакомления детей с лекакрственными растениями Краснодарского края (крапива, сирень, черёмуха, цветы липы, мать - и - мачеха, зверобой, малина, чёрная бузина, под...

Презентация на тему: "Лекарственные растения"

               Презентация педагогического проекта ...

Конспект занятия по разделу "Экологическое воспитание детей" по теме: "Лекарственные растения Тульского края"

Конспект занятия по разделу "Экологическое воспитание детей" по теме: "Лекарственные растения тульского края" с использованием регионального компонентаСтаршая группа...

Экскурсия Образовательная область "Познание"Тема "Лекарственные растения"в подготовительной группе

: Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашка, водяная лилия, тысячелистник. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней....

Конспект экскурсии на тему "Лекарственные растения в нашем дворе"

Экскурсия с последующей практической работой на тему "Лекарственные растения в нашем дворе"...

Презентация на тему : "Лекарственные растения".

Презентация на тему: "Лекарственные растения". Подготовительная группа . Воспитатель: Федотова Ольга Павловна. МАДОУ ЦРР д/сад №14 г. Кропоткин....