План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы «Осенний мир насекомых» с использованием ИКТ и ТРИЗ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Серищева Галина Алексеевна

устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразием; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года). Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniy_mir_nasekomyh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками подготовительной  группы

«Осенний мир насекомых» с использованием ИКТ и ТРИЗ.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художестенно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».

Задачи: 

«Познавательное развитие»: устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразием; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года). Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых. Активизировать познавательный интерес к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

«Социально-коммуникативное развитие»: приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности, толерантное отношение к ближнему, умение слушать друг друга.  Создать атмосферу творческого поиска.

«Речевое развитие»:  актуализация и активизация словаря. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова. Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для обозрения объекте природы или явлении. Продолжать развивать речь как средство общения.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать творческое воображение, умение с помощью эмпатии вживаться в образ, передавая характерные особенности насекомых, развивать творчество и воображение.

«Физическое развитие» развивать двигательную активность и умение сочетать движение с музыкой.

Методы  и приемы:

Практические – работа со схемами,  рисование, игра, игровое упражнение;

словесные - беседы, вопросы, загадки, рассказ о наблюдениях;

наглядные – наблюдения.

Материалы и оборудования: Электронное методическое пособие «Обитатели леса», домашние заготовки о наблюдениях (иллюстрации о насекомых, фотографии, коллекции), шапочки (паук, муравей, бабочка, стрекоза), «Жалобная книга», значки «Знатоки природы», презентация «Насекомые в загадках».

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми летом и осенью во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых; чтение художественной и природоведческой литературы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы  организации

Игровая деятельность

1.Игровое упражнение «Жалобная книга»

Цель: Закрепить умение  логически мыслить.

Коммуникативная деятельность

1.Беседа «Куда осенью исчезают насекомые»

Цель: формировать умение  быть доброжелательными и корректными собеседниками. Умеют вести повествование, делится своими впечатлениями о наблюдениях.

2.Вопросы

Цель:  формировать  умение вести скоординированный диалог, отвечая на вопросы и задавая вопросы на интересующую тему.

 Познавательно — исследовательская

1. Загадки о насекомых

Цель:  описывать насекомых, составляя загадку.

2. «Домашние наблюдения»

Цель: развивать  экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Двигательная активность

1.Игра «Пауки и мухи».

Цель: активизация  двигательной активности детей.

Художественное творчество

1. Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?»

Цель: совершенствовать умения  импровизировать.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Включает детей в образовательную деятельность. Заходит грустная хозяйка леса (воспитатель), в руках у неё «Жалобная книга»:

Здравствуйте ребята. Я хозяйка леса.  У меня в руках жалобная книга. Я обошла, все свои владения и повсюду слышала жалобные голоса растений, насекомых и животных.

Обращает внимание на экран (Электронное методическое пособие «Обитатели леса» слайд №1-5:  Сейчас я вам расскажу, что я слышала, может, вы мне поможете. Раньше в лесу была замечательная полянка, там было очень красиво, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили. На других деревьях ободрали кору, и теперь они засохнут и погибнут. Забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой)

Как же помочь полянке?

Проявляют интерес к предстоящей теме.

Поставленная задача принята детьми, есть мотивация к сотрудничеству.

2.Слайд №6 ЭМП (Жалуются муравьи: «Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостина для нас как бревно. Из тысячи и тысячи брёвен – хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них забава, а для нас беда. Пожалейте нас»).

Беседа о насекомых. Задаёт вопросы: муравей это насекомое? А каких вы ещё знаете насекомых?  Как передвигаются? Чем питаются? Как спасаются от врагов? Почему осенью их становится меньше?

Внимательно воспринимают информацию. Отвечают на поставленные вопросы

Вызван интерес к деятельности, обследованию предмета. Сформировано умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми, между детьми.  

3.Презентация загадок о насекомых (Слайд №7 ЭМП)

Уточняет: если вписать в пустые клеточки верную отгадку, то на экране появится этот  обитатель леса.

Дети подходят к интерактивной доске отгадывают загадки о насекомых, вписывают названия  (одновременно на экране появляется изображение насекомого)  

Умеют отгадывать загадки, знают характерные признаки насекомых. Формируем умение проводить звуковой анализ слов.

4. Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?»

Дети  выбирают ободок – шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

Активизирована двигательная активность детей.

5. «Домашние наблюдения»

Воспитатель предлагает поделиться своими домашними наблюдениями  за насекомыми, которые дети проводили вместе с родителями.

Дети делятся своими наблюдениями. Рассказывают и показывают фотографии, сделанные родителями во время наблюдений:  

паук, сидит в засаде,

он лапкой держит натянутую паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает её, ниточка дёргает паука за ногу и он узнает, что в паутину попалась добыча;

Если паук забился в угол – к сильному ветру;

Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают входы в него;

Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь. Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем;

Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему;

Если много комаров – готовь короб для ягод;

Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме; Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду;

Комары и мошки вьются столбом в воздухе - к хорошей погоде;

Муравьи, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник;

Если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.

Развито экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей. Умеют вести повествование, делится своими впечатлениями о наблюдениях.

6. Показ слайдов ЭМП №8-12 (Куда осенью исчезают насекомые?)

Большинство бабочек погибает с первыми холодами. Но некоторые забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там зимуют. Большинство зимующих гусениц зарываются в лесную подстилку или, как и бабочки, забираются в отставшую от стволов деревьев кору, в трухлявые пни и другие места. Многие гусеницы бабочек, зимующие в стадии куколки, зарываются в землю и там окукливаются. А некоторые окукливаются там, где не заметна их камуфляжная окраска.

У представителей отряда перепончатокрылых (ос, шмелей) зимуют оплодотворённые самки, забившись в щели трухлявых пней, под стволы упавших деревьев, именно там их и можно найти зимой.

Личинки жука бронзовки золотистой зимуют в компостных кучах. Перегнивающий компост выделяет тепло, и личинки благополучно доживают до весны. В гниющих древесных опилках проводят зиму личинки жуков-носорогов.

Зимуют и представители отряда двукрылых — мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Многие насекомые и их личинки зимуют в воде. Например, крупные жуки плавунцы окаймлённые. Зимой живое племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения — долгожданной весны.

Дети внимательно слушают, воспринимают информацию.

Развито умение слушать, не перебивая. Сформировано представление о взаимосвязи природных условий и жизни насекомых с приходом осени. Умеют  быть доброжелательными и корректными собеседниками.

7. Игра «Пауки и мухи».

Хозяйка леса (воспитатель) предлагает всем вместе поиграть в игру «Пауки и мухи».

Дети  выполняют движения согласно правилам игры

Развиты самостоятельность и творчество в двигательной деятельности. Сформирована правильная  осанка.

8.«Сюрпризный момент»

Выходит паук с корзиной угощений:

Пусть звенят песенки – росинки,

Я бегу по паутинке,

Я не злой, не злой совсем,

Мух – красавиц я не ем.

Вам на праздничный обед

Вкусных я принёс конфет.

Это угощенье – ну просто объеденье!

Хозяйка леса (воспитатель). Спасибо, ребята, вы меня порадовали. А теперь я пойду в лес к своим растениям, животным и насекомым, расскажу им, где я была и познакомилась с хорошими ребятами, которые будут заботиться, и беречь всё живое и неживое в природе.

Развивать эмоции, возникающие в ходе совместной деятельности. Развито умение выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные средства выразительности.

Литература

1. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Дошкольное воспитание, 1992. № 7-8.

2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Дошкольное воспи-тание. 2005. № 7.

3. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию / Дошкольное воспитание. 2005. №7.

4. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / Дошкольное воспитание. 2005. № 7.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. / М.: Карапуз, 2000.

6. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников./ Дошкольное образование 2004. № 11.

7. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника./ СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Золотая осень"

Конспект, развивающий способность детей составлять описательный рассказ осеннего  содержания, активизировать в речи детей сравнения и метафоры,    · развивать речевое дыхание,· вырабаты...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на основе использования ИКТ Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект позволяет в доступной, привлекательной и  игровой форме вызвать интерес к содержанию знакомой сказки через использование ИКТ...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Зима-портниха» с использованием ИКТ.

систематизация знаний детей о времени года (зима), с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц)....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Одежда. Словообразование», с использованием ИКТ.

расширение и активизация словаря (существительные, прилагательные, глаголы) по лексической теме «Одежда». Закрепление употребления предлогов «с», «в», «на», «из» (платье с карманом, с манжетами и т.д....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы «Электрические помощники», с использованием ИКТ.

воспитывать аккуратное обращение с электроприборами, закрепить и систематизировать представления об электрических приборах и действиях, совершаемых с их помощью; познакомить детей с правилами техники ...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Приключения Снеговика» посредством ТРИЗ и РТВ технологий.

упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога; закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи; развивать воображение и фантазию детей; способствовать развит...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы « Поможем Осени» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Тема: « Поможем Осени»Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&ra...