Проект "Экология души"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются  в памяти человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

Проект : «Экология души»

                                                                                              

                                                                                      Камаева Наталья Николаевна

                                                  Воспитатель высшей квалификационной категории

                                                  МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида

                                                                  Г.Ардатов, Республика Мордовия

Тип проекта:  групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.

Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.

Участники проекта:  все педагоги, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель

Длительность проекта: долгосрочный

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи  проекта: 

  • Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
  • Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
  • Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
  • Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Актуальность проблемы: 

                                               «Животное,родившись от льва и львицы делается львом без всяких

                                                 стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния  

                                                 счастливого стечения обстоятельств. Но ЧЕЛОВЕК,   родившись

                                                 не только львом или тигром, но даже человеком в полном значении

                                                 этого слова, может сделаться и волком, и ослом и чем угодно»

                                                                                                     В.Белинский

         Поэтому именно от нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.

         Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными  моря и реки, теряют плодородие почвы  Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать , что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.

Проблемные вопросы. Уничтожая  собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами «Что съесть?», «Чем обогреться?», и над сложными «Как сохранить природу? Как взамен «природопотребителя обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе?

Гипотеза.  Выход один – взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности.  Опыт показывает , людей с уже сложившимися взглядами трудно убедить и перевоспитать, сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства,

Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как  в этот период закладывается фундамент осознанного отношения  к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

       Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды ,  развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности.  Поэтому  необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с  их учетом.  Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка  ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

         Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.  Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.

              Весь коллектив нашего ДОУ стремится к созданию нового культурного образа  дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи  проекта: 

  • Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
  • Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
  • Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
  • Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

  Формы и методы  проекта:

- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.

- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы

-экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг)

-работа с календарями природы

- сбор коллекций семян, камней, листьев

- опыты, поисковая деятельность

- создание проблемных ситуаций

- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера

- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы

- дидактические игры

- игры с моделями

- подвижные игры

- диагностика экологической воспитанности детей

- консультативная работа с родителями


Ожидаемые результаты: 

  • повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе,  развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
  • приходит понимание в необходимости  бережного, заботливого и созидательного  отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

Совершенствование психических процессов:

  1. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;
  2.  Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  3.  Развитие логического мышления и  памяти;
  4. Речевое развитие.

Линии развития личности:

Физическое развитие :

- формирование здорового образа жизни.

 

Социальное развитие:

- формирование способов общения.

Познавательное развитие:

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

- формирование  системы экологических знаний и представлений.

Эстетическое развитие:

- развитие эстетических чувств (умение  сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)

Нравственное воспитание:

- воспитание гуманного отношения к природе.

Трудовое воспитание:

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,            

  по охране и защите природы.

        

        Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. Осознание поставленной цели.
  2. Овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4.  Поиск различных средств для достижения цели.

Задачи для педагога:

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи для родителей:

- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.  

1 ЭТАП . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  :

- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада

- выявление интересных идей  по модернизации дизайна территории детского сада;

- сбор необходимой информации ,  литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;

- определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 ЭТАП .ОСНОВНОЙ  :

- работа с детьми по перспективному плану;

- оформление выставок на разную тематику;

- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада

 ПОДПРОЕКТЫ:

  1. «Детский сад моей мечты» Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна  территории детского сада. Создание развивающей среды  из бросового материала

       ( автопокрышек, пластиковых бутылок, брёвен и др) 

      Практические результаты:

- современный дизайн  и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада с наибольшей пользой для детей;

- удовлетворение от того, что всем посетителям приятно прогуливаться с детьми по участку нашего  детского сада, полюбоваться и подышать ароматами цветов, высаженных воспитателями на клумбах , отдохнуть на лавочке, оформленной в виде льва, а детям по кататься на импровизированной машине.

2. «Экологическая тропа».  Обозначение и экскурсии по экологической тропе детского сада, Цель:  формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, исследования и природоохранная деятельность по изучению растений и животных во взаимосвязи с его экосистемой,  развивать коммуникативные качества детей.

3.Выставка поделок из природного материала «Осень», с участием родителей

      4.   Осеннее развлечение с участием детей «Покровские посиделки»  Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора., воспитание творчески развитой личности.

            Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды:  «Земля – наш общий дом» Цель: развивать у детей познавательный интерес к миру природы, воспитывать в детях желание помогать животным, попавшим в беду. Доставлять радость от участия в празднике. Развивать логическое мышление, память, речь.

  1. Новогодняя акция  с участием родителей «Умный взгляд на мусор» Цель: расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.

В ходе акции были проведены:

1.Просмотр мультфильма «Загадочная планета»

2. Беседы на тему: «Откуда берется мусор», «Что делать с мусором?», где дети сортировали мусор из мусорной корзины и раскладывали его по разным ячейкам;

4.Изготовление из бросового материала коробок для хранения игрушек; новогодних  украшений  для  ёлки.

  1. Мастерская природы . Цель: создание сувениров-подарков  для мам и бабушек на 8 Марта, с использованием   природного   материала.
  2. Огород на подоконнике. Цель: заинтересовать детей перспективой  выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе.; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о комнатных растениях, об условиях их жизнедеятельности, об особенностях ухода за ними и учить детей видеть их красоту и создавать её своими руками.

  1. Цветочная мозаика. Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними , формировать трудовые навыки ,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.

3 ЭТАП . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Анализ деятельности и  обобщение результатов работы
  • Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений,  выставки рисунков и поделок детей)
  • Удовлетворенность всех участников проекта

Работа с родителями

  • - Беседы, консультации, собрания
  • - Анкетирование «Экологическое образование в семье»
  • - Выставка на тему « Пасхальное яичко»
  • -Развлечение «Пасха»
  • - Выставка на тему «Осень»
  • -Развлечение «Покровские посиделки»
  • - Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор»
  • - Летний экологический праздник «Земля – наш общий дом»

     



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Экология души» воспитатель высшей категории Камаева Наталья Николаевна МБДОУ д/с «Теремок» г. Ардатов ,Мордовия Участники проекта: воспитатель дети старшей группы музыкальный руководитель родители

Слайд 2

A ктуальность: Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что людей с уже сложившимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Необходимо максимально использовать данный период времени, ориентированное на приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение их экологической грамотности. Потому что, будущее нашей Земли зависит от наших поступков.

Слайд 3

Цель : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой Основные задачи проекта: -сформировать представление j растениях, животных, человеке как живых существах -показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой -сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе) -убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе Линии развития личности: - физическое развитие ( формирование здорового образа жизни) - познавательное развитие (формирование системы экологических знаний и представлений) -развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её) - нравственное развитие (воспитание гуманного отношения к природе) - трудовое воспитание (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы)

Слайд 4

ФОРМЫ И МЕТОДЫ : - Интеграция образовательных областей : познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, музыка. - наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы -экскурсии и целевые прогулки по территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг) -работа с календарями природы - сбор коллекций семян, камней, листьев - опыты, поисковая деятельность - создание проблемных ситуаций - экологические досуги, праздники, фольклорные вечера - беседы, рассказы, чтение литературы на экологические темы - дидактические игры - игры с моделями - подвижные игры - диагностика экологической воспитанности детей - консультативная работа с родителями

Слайд 5

Ожидаемые результаты: повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально- ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. приходит понимание необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

Слайд 6

Материально-техническое обеспечение ДОУ: Методическое обеспечение

Слайд 7

Работа по проекту: 1.Подготовительный этап: - определение темы, целей и задач, содержание проекта - сбор необходимой информации и литературы, материала, средств для реализации проекта - выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада - вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада определение содержания деятельности всех участников проекта 2.Основной этап: работа с детьми по перспективному плану проекта -оформление выставок на разную тематику -создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада

Слайд 8

Подпроект : «Детский сад моей мечты» Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада, создание развивающей среды из бросового материала (автопокрышек,пластиковых бутылок,брёвен)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДПРОЕКТ: «Экологическая тропа» Цель: Обозначение и экскурсии по экологической тропе детского сада; расширять кругозор и коммуникативные качества детей. Закрепить знания о растениях и животных на участке детского сада.

Слайд 2

ПОДПРОЕКТ: «Мастерская природы» Цель : создание сувениров-подарков для пап, мам и бабушек, используя природный материал . Художественное творчество выставка рисунков и поделок детей

Слайд 3

ПОДПРОЕКТ: «Огород на подоконнике» . Цель: заинтересовать детей перспективой выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе .

Слайд 4

ПОДПРОЕКТ: «Цветочная мозаика» Цель : закрепить знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними, обучать правилам дизайна цветников, развивать творчество, фантазию детей

Слайд 5

ПОДПРОЕКТ: Календарные праздники «Покровские посиделки», «Пасха»

Слайд 6

Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды : «Земля – наш общий дом»

Слайд 7

ПОДПРОЕКТ с участием родителей: «Выставка поделок из природного материала»

Слайд 8

Новогодняя акция с участием родителей: «Умный взгляд на мусор» Цель: расширить знания детей о зависимости мира природы и человека, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.

Слайд 9

3 этап. Заключительный Анализ деятельности и обобщение результатов работы Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей) Удовлетворенность всех участников проекта

Слайд 10

Работа с родителями - Беседы, консультации, собрания - Анкетирование «Экологическое образование в семье» - Выставка на тему « Пасхальное яичко» - Выставка на тему «Осень» - Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор» - Развлечение « Пасха» - Развлечение «Покровские посиделки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с участием родителей «Коли семья вместе так и душа на месте».

Культурно-досуговая  деятельность.  Развлечение с участием родителей.  Можно приурочить к празднику мамы или 8 марта.  в досуге есть элементы устного народного творчества, игры, ин...

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...

Посеять в детских душах доброту...

Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие  к воспитанию добрых дел? ...

БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»

Беседа про народные игры и игрушки...

Семинар – практикум для родителей: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Самыми распространенными формами работы воспитателей, инструктора по физкультуре с семьей являются физкультурные досуги, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в...

Семинар-практикум "Общение педагогов с родителями: "Когда душа с душою гоорит..."

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями...

Когда душа вместе, то и душа на месте.

Праздник, посвящённый Лню Города....