Образовательный цикл "Мир полон чудес" 5-6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кудрявцева Татьяна Юрьевна

Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторно-зрительная координация. И какая- из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.

         Старший дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательной сферы ребенка. Именно в период неуемного любопытства и формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, способность, способность к волевому усилию для достижения поставленной цели, творческое начало, то есть развиваются качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательный цикл64.68 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы образовательного цикла

«Мир полон чудес»

Сентябрь

Тема

Задачи

Содержание работы

«Что мы называем Вселенной и как она зарождалась?»

-формировать представления детей о Вселенной;

-расширять словарный запас;

-учить формулировать вопросы;

-уметь рассказывать по рисункам, что уже знакомо;

-поддерживать познавательный интерес;

-предоставить детям возможность передать свои впечатления в рисунке.

Беседа «Чудо зарождения Вселенной». Дать понятие «Вселенная».

Рассматривание иллюстраций  «Планеты».

Загадывание загадок опланетах, звездах.

Творческая деятельность «Изобрази звезды»

 «Что такое «Млечный путь» и туманности?»

- формировать представление детей о тумане и млечном пути;

- обогащать словарный запас;

-развивать внимание и логическое мышление;

Загадывание загадки про туман.

Беседа «Как появляется туман»

Легенда о появлении Млечного пути.

Рассматривание картинки «Млечный путь».

Чтение стихотворения про млечный путь.

Игровое упражнение «Сравни картинки» - разделение понятий «туман» и «млечный путь».

Рубрика «Знаешь ли ты…»

«Что такое затмение солнца и почему Солнце называют пылающей звездой?»»

-развивать фантазию;

-обогащать представления об изучаемой теме;

раскрыть роль Солнца для жизни на Земле;

-поддерживать интерес к продуктивной деятельности, творчеству

Беседа о Солнце и Луне.

Загадки.

Информация о затмении.

Рассматривание иллюстраций.

Игровое упражнение на развитие внимания «Сравни Солнце и Луну».

Расшифровка понятия «Пылающая звезда».

Творческая деятельность «Чудеса Вселенной» (лепка)

«Что за камни падают с неба?»

- познакомить детей с метеоритами;

-расширять словарный запас;

-поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться.

Беседа «Что за чудо – метеориты?»

Чтение стихотворения про метеориты.

Мультимедийный просмотр слайдов про метеориты.

Рубрика «Знаешь ли ты…» (информация о Тунгусском метеорите)

Октябрь

«Возникновение Земли и зарождение жизни на Земле»

-формировать представления детей о Земле;

-развивать фантазию;

-обогащать опыт познания в чувственной и образной форме;

-расширять словарный запас.

Беседа «Как возникла Земля».

Показ иллюстраций первых «жителей» планеты Земля».

Чтение стихотворения Я Акима «Земля».

Творческая деятельность – «Изобрази планету Земля».

Речевое упражнение – игра «Угадай название» (планета, метеорит, звезда и т.п.)

«Естественный спутник Земли и почему в полнолуние диск Луны напоминает человеческое лицо?»

- расширять кругозор детей;

-обогащать словарный запас;

-развивать распределение и переключаемость внимания;

-поддерживать познавательный интерес.

Рассказ воспитателя про спутник Земли – Луну.

Чтение стихотворения С.Баруздина про Луну.

Сравнение диска Луны с лицом человека: рассматривание картинки.

Объяснение присутствия темных пятен на Луне.

Упражнение на внимание «Рассмотри и сравни картинки» (Земля и Луна).

Отгадай загадки.

«Почему Луна не падает на Землю?»

-обогащать представления детей о Земле;

-развивать связную речь;

-учить передавать в речи свои впечатления, рассуждения, умение аргументировать свое мнение;

-через экспериментальную деятельность выявить свойства магнита.

Игровое упражнение «Назови, что падает с неба на Землю».

Раскрыть понятия «сила притяжения Земли».

Эксперимент с магнитом и металлическими предметами.

Речевое упражнение «Опиши небесное тело, не называя его» (загадки-описания).

Презентация про Луну.

«Почему на Земле сменятся времена года?»

-расширить представления детей о сезонных изменениях в природе;

- развивать логическое мышление;

-развивать речь,воображение, творческие способности.

Чтение стихов-загадок про времена года.

Беседа «Почему сменяются времена года?»

Рассматривание рисунка-схемы «Смена времен года».

Творческое задание «Изобрази одним символом время года» (желтый листок – осень и т.д.).

Ноябрь

«Кто построил пещеры?»

-формировать представления детей о пещерах;

-учить воспринимать книгу как источник знаний;

-развивать мышление, воображение, творческие способности, фантазию;

-поддерживать познавательный интерес.

Литературная страница – чтение стихотворения Л.Мартынова про пещеры.

Рассказ воспитателя о пещерах: «Какие бывают пещеры?»

Рассматривание иллюстраций с изображением пещер.

Игровое упражнение «Что общего и чем отличаются?»

Творческая деятельность – изобрази пещеру.

«Что такое вулкан и в чем причина их извержения?»

-познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

- способствовать расширению словарного запаса детей;

- упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании.

Раскрыть понятие «вулкан».

Рассказ воспитателя про извержения вулкана.

Показ слайдов.

Рубрика «Знаешь ли ты…» - сообщение интересной информации.

Речевое упражнение «Ответь на вопрос».

«Что же такое небо?»

-обогатить представления детей об облаках, небе, тучах;

-развить познавательную активность детей в ходе проведения опыта;

- развивать умения изображать облака.

Литературная страница «Отгадайте загадку».

Беседа «Все про небо», «Какие бывают облака» - информация о разновидностях облаков.

Опыт «Облако в банке».

Воздух+облака+тучи=атмосфера – значение атмосферы.

Творческая страница «Нарисуй свое облако».

«Пустыня – это там где совсем  пусто?»

-актуализировать и дополнить представления детей о пустыне;

- развивать любознательность, наблюдательность;

-активизировать речь детей;

-воспитывать у детей интерес к подвижным играм и стремление правильно выполнять задания.

Постановка проблемного вопроса: «Что такое пустыня?» - рассуждение детей.

Коллективное обсуждение «В пустыне совсем пусто?»

Рассматривание слайдов о пустыне.

Рассказ воспитателя о пустыне, о ее разновидностях, о животных и растениях в пустыне с использованием макета «Пустыня».

Игровое упражнение «Изобрази животное пустыни».

Декабрь

«Отчего бывает гроза?»

- выяснить с детьми значение воды в жизни всего живого;

- познакомить детей с круговоротом воды в природе;

- формировать представления детей о грозе;

- развивать внимание, слуховое восприятие, скорость реакции.

Выявление представлений детей о природном явлении – гроза постановкой вопроса: «Что такое гроза?»

Рассказ воспитателя про грозу.

Рубрика «Знаешь ли ты..» - информация о самых сильных грозах на Земле.

Рассматривание иллюстраций с изображением грозы. Беседа по ним.

Игровое упражнение «Прячемся от грозы» с использованием символов.

Игра на развитие слухового восприятия «Какой звук похож на звук грозы?»

Упражнение на развитиевнимания: «Какого явления нет на картинке?» (схема грозы с изображением молнии, туч, дождя, ветра)

«Из чего сделана радуга?»

-актуализировать и дополнить представления детей о радуге;

-учить воспринимать книгу как источник знаний;

- опытно-экспериментальным путем изучить свойства неживой природы;

-учить в речи передавать результаты исследования;

-расширять представления детей о смешении цветов;

-обучать звуковому анализу слов;

-развивать внимание.

Литературная страница: «Чтение стихотворения И Векшегоновой «Радуга».

Обсуждение вопроса «На какое слово похоже слово «Радуга».

Беседа на тему «Радуга-дуга».

Игра на развитие внимания «Какой цвет из радуги потерялся?»

Опыт «Радуга, появись». (смешивание красок с водой).

«Секретные слова» - первые буквы секретных слов совпадают с первыми буквами названий основных семи цветов.

Рубрика «Удивительно» - информация о трех радугах на Ладожском озере.

«Как рождается снег и почему он белого цвета?»

-уточнить представления детей о свойствах снега;

-развивать любознательность, наблюдательность;

-познакомить с произведением о снеге;

-развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Беседа на тему «Что такое снег?»

Наблюдение за снегом из окна.

Литературная страница – чтение стихотворения Н.Бромлея «Снег».

Творческая деятельность «Дорисуй снежинку» - упражнение на внимание.

Рубрика «Как ты думаешь?» Снежинки – это …

Разъяснение: «Почему снег белого цвета».

«Ветер, ветер, ты могуч»

- расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека и всех живых организмов;

- способствовать развитию любознательности, слухового восприятия;

- учить устанавливать причинно-следственные связи;

- опытно-экспериментальным путем изучить свойства воздуха;

-расширить словарный запас детей.

Литературная страница – чтение стихотворения М Исаковского «Ветер».

Опыты: 1.«Сделай ветер» - дети машут перед собой. 2.Открыть дверь ветер в доме» - проведение эксперимента в зажженной свечкой и бумагой.

Беседа «Что такое ветер?» - обсуждение результатов экспериментов.

Речевая игра «Ветер – друг и помощник, ветер – враг и разрушитель».

Рассказ воспитателя об ураганах.

Эксперимент «Водяной смерч».

Январь

«Почему море соленое?»

-способствовать развитию любознательности, слухового восприятия;

-учить устанавливать причинно-следственные связи;

-опытно-экспериментальным путем изучить свойства воды, сделать выводы;

-способствовать расширению словарного запаса детей;

- упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании.

Беседа на тему: «Едем на море Черное…Красное…Белое…Желтое…»

Рассказы из личного опыта детей о море.

Эксперимент «Яйцо плавает! Почему?»

Рубрика «Удивительно».

Речевое упражнение «Исправь ошибки» - нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении. Например: соленый море, высокое волна и т.д.

Опыт: «Море в банке».

«Что дарит человеку морское дно?»

-расширять представления детей о море, его дарах;

-учить любить окружающий мир, видеть его красоту;

-развивать творчество, фантазию, воображение;

-развивать логическое мышление;

-обогащать словарный запас детей.

Информация о дарах моря.

Рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей.

Составление загадок – описаний о море и его обитателей.

Малоподвижная игра «Море волнуется…»

Творческое задание «Составь узор из ракушек».

Речевое упражнение «Что лишнее?» - классификация по заданным признакам (жабры, чешуя, руки, плавники).

«Что делает под водой водолаз?»

-познакомить с профессией «водолаз», с его атрибутами;

-развивать внимание, познавательный интерес;

-способствовать развитию конструктивной деятельности;

-развивать слуховое восприятие, умение сравнивать, сопоставлять.

Беседа «Кто такой водолаз?» - информация о работе водолаза.

Игра «Найди сокровища».

Конструктивная деятельность «Построй мост в морской глубине».

Речевая игра «Какое слово самое короткое?» - сравнение слоговой структуры слов (море, водолаз, акваланг и др.)

Рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Подводный мир».

«Озеро и пруд – это одно и то же?»

-обогатить знания детей о природных водоемах, их особенностях;

-развивать концентрацию внимания,

-поддерживать познавательный интерес, любознательность;

-развивать связную речь;

-учить видеть красоту природы и воплощать ее в творчестве.

Информация об озере и пруде – рассказ об их особенностях.

Рубрика «Знаешь ли ты…?» - информация о самых больших озерах.

Игра на развитие внимания «Найди обитателей озера и пруда».

Просмотр слайдов.

Рассказы детей из личного опыта.

Творческая деятельность «Нарисуй водоем и назови, что нарисовал».

Февраль

«Когда жили динозавры?»

-познакомить детей с первыми обитателями Земли.

-развивать познавательный интерес, любознательность;

-расширять словарный запас детей, упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании;

-закреплять услышанную информацию посредством просмотра мультфильма.

Рубрика «Знаешь ли ты…» - сведения о динозаврах, как о первых наземных существах (объяснить значение слова «динозавры»).

Рассказ воспитателя о динозаврах, об их разновидностях.

Просмотр мультфильма.

Речевое упражнение «Назови и запомни», игра «Закончи предложение».

«Какие существа обитали в морской пучине?»

-обогатить знания детей об обитателях моря;

- поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться.

-развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику;

-способствовать развитию любознательности.

Информация о древних обитателях моря.

Вопросы-ответы – дети отвечают на вопросы по содержанию услышанного.

Рубрика «Знаешь ли ты…?»

Игра на внимание «Чем похожи и чем отличаются?»

Творческая деятельность «Закрась контур обитателя моря».

«Какая птица была самой древней на Земле?»

-расширить и обобщить знания детей о птицах;

-развивать мыслительные операции: анализа и синтеза;

-повышать двигательную активность детей;

-развивать умения изображать археоптерикса.

Загадывание загадок про птицу.

Упражнение «Чем похожи, чем отличаются?» - сравнение древней и современной птицы.

Знакомство с самой древней птицей – археоптериксом.

Двигательное упражнение «Изобрази древнюю птицу»

Творческая деятельность «Слепи древнюю птицу».

«Лошадка древних степей»

-расширить и закрепить знания детей о животных: названия, внешний вид, строение.

-показать детям разнообразие животного мира.

-побудить детей к сочинению загадок о животных;

-развивать связную речь.

Речевое упражнение «Какому животному относятся слова…» (хвост, грива, копыта,…)

Задание детям: рассказать про лошадь.

Загадка-описание древней лошадки, спросить у детей, как думают, кто это?

Рассказ воспитателя о эогиппусе (древней лошади).

Упражнение «Убеги и спрячься».

Игра «Угадай, чей хвост?»

Март

«Понимают ли животные человеческую речь?»

-расширить знания детей о животных;

-расширять словарный запас детей, упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании;

-развивать связную речь;

-воспитывать бережное отношение к животному миру, чувство ответственности, учить ухаживать за животными;

-повышать двигательную активность.

Беседа «Что мы знаем о животных?»

Рассказы детей о своих питомцах, как они общаются.

Двигательное упражнение «Дрессировка животных».

Загадки, стихи о животных.

Речевое упражнение «Сосчитай до пяти» (счет до 5, согласуя числительное и существительное: одна кошка, две кошки)

«Сколько птиц на Земле и почему они поют?»

-расширить представления детей о птицах;

-способствовать развитию любознательности, слухового восприятия;

-воспитывать бережное отношение к птицам;

-вызвать интерес к экспериментированию.

Вопросы к детям о птицах.

Информация о птицах (рассказ воспитателя о разновидностях птиц).

Игра «Летает-не летает»

Рубрика «Знаешь ли ты…» (информация о самых поющих птицах).

Эксперименты с птичьими перьями (тонет-не тонет, летит-не летит).

Упражнение «Изобрази птицу».

«Умеют ли рыбы разговаривать?»

-поддерживать познавательный интерес детей;

-развивать память и умение выразительно рассказывать стихотворение;

- поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;

-развивать мелкую моторику рук;

-повышать двигательную активность

Загадка про рыбу.

Заучивание четверостишия про золотую рыбку.

Информация по теме: «Есть рыбы, которые издают разные звуки».

Вопрос к детям: «В какой сказке рыба говорила человечьим голосом?»

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи рыбу из палочек».

Двигательное упражнение «Изобрази ногами, как плавает рыба?»

«У кого кровь голубая?»

-расширить и пополнить знания детей о морских обитателях;

-развивать познавательный интерес, любознательность;

-развивать речь и мыслительные операции: мышление, внимание, память;

- поддерживать стремление детей активно вступать в общение высказываться.

- уметь создавать художественные образы морских обитателей.

Вопрос к детям: «Какого цвета кровь?»

Беседа «У кого кровь голубая?» - информация о морских обитателях, у которых не красная кровь.

Упражнение на развитие мышления: «Назови существо и скажи, где обитает».

Речевое упражнение «Какое слово самое короткое/длинное?»

Творческая деятельность «Нарисуй по желанию».

Апрель

«Интересные растения»

-познакомить детей с необычными растениями, вызвать интерес;

-развивать умение беседовать по содержанию иллюстраций;

-формировать представления о некоторых свойствах растений;

-учить любить окружающий мир, видеть его красоту;

-развивать умения изображать растения.

Информация о самых интересных растениях: 1.Какое самое старое растение на свете. 2.Самые маленькие деревья. 3.Самые большие листья. 4.Самое большое дерево на свете. 5.растение без корней и цветов.

Показ иллюстраций.

Рубрика «Знаешь ли ты…»

Двигательное упражнение «Ели, елки, елочки»

Творческая деятельность «Нарисуй какое хочешь растение»

Создание книги «Интересные растения»

«Грибы – растения или животные?»

-развивать мыслительные операции: речь, память, внимание, мышление;

-формировать представление об особенностях грибов;

-воспитывать бережное отношение к природе, передавать ее красоту в творческих работах.

Загадки о грибах (найти отгадку на картинке).

Вспомнить названия грибов.

Беседа о грибах. Дать информацию об особенностях грибов.

Задание «Нарисуй природные явления, помогающие расти грибам».

Речевое упражнение «Подбери обобщающее слово».

Творческая деятельность «Заселим поляну грибами».

«Почему у цветов различная окраска и почему цветы пахнут»

-расширять знания детей о разнообразии цветов;

-вызвать интерес к разновидностям цветов;

-развивать мыслительные операции: анализы и синтеза;

-способствовать развитию творческой активности детей;

-развивать двигательные навыки.

Загадки о цветах.

Игра «Назови цветок».

Хоровод «Цветики-цветочки»

Информация об окраске и аромате цветов»

Рубрика «Знаешь ли ты, что…»

«Что общего и чем отличаются друг от друга» - найти и объяснить сходства и отличия цветов.

Художественное творчество «Изобрази цветок».

Какое дерево называют «деревом вечности» и на каком дереве растут конфеты?»

-расширить представления детей о разновидностях деревьев, вызвать интерес;

- поддержать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;

-развивать мыслительные операции и мелкую моторику;

-развивать творчество, фантазию, воображение.

Показ иллюстраций с изображением лиственницы – информация о дереве «вечности».

Упражнение «Выложи из палочек».

Показ макета дерева с развешенными на нем конфетами. Так бывает или нет? Рассказ воспитателя о «конфетном дереве».

«Дерево» «угощает» конфетами детей.

«Изобрази дерево» - творческая деятельность.

Май

«Где и когда появилась бумага?»

-развивать мышление детей;

-познакомить с информацией о появлении бумаги;

-вызвать интерес к разновидности бумаги;

-развивать речь детей.

Загадывание загадки про бумагу.

Беседа «Когда появилась бумага».

Рассматривание альбома «Какая бывает бумага?»

Игра на развитие мышления «Найди бумажные предметы» - выбрать материалы, из которых изготавливается бумага.

Речевая игра «Назови какая» - подбор определений к слову «бумага».

«Как появился огонь»

-развивать у детей умение отгадывать предмет или явление по описанию взрослого;

-закреплять навык общения, умения поддерживать беседу;

-воспитывать умение слушать взрослого;

-вызвать интерес к новой информации;

-закреплять услышанную информацию посредством просмотра мультфильма;

-развивать творческие способности.

Упражнение «Про что я говорю?» - загадка-описание огня.

Беседа «Для чего нужен огонь?» - рассказ о появлении огня.

Рубрика «Знаешь ли ты…» - о безопасных спичках.

Просмотр мультфильма.

Творческая деятельность «Изобрази огонь».

«Какие дорожки двигаются сами?»

-познакомить детей с устройством конвейера, его значением;

-вызвать интерес к экспериментированию;

-продолжать отгадывать загадки-описания;

-развивать творческие способности.

Рассказ воспитателя про конвейер.

Эксперимент «Изобретем конвейер».

Рубрика «Знаешь ли ты …»

Упражнение «Назови изобретение» - отгадывание загадок-описаний.

Творческая деятельность «Изобрази конвейер».

Развлечение «Умники и умницы»

-вызвать у детей положительные эмоции от участия в познавательном развлечении;

-закрепить представления о «чудесных» предметах и явлениях;

-закрепить умения выразительно читать стихи.

Загадывание загадок-описаний.

Викторина «Что такое чудеса?»

«Что за чудо изображено?» - рассматриваний иллюстраций.

Сюрпризный момент «Конфетное дерево».

Исполнение песен.

Чтение стихов про чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент непосредственно-образовательной деятельности в средней общеразвивающей группе на тему "Город полон жизни и движения..."

В конспекте описывается работа с детьми средней группы по освоению образовательной области "Безопасность"....

Конспект совместной интегрированной образовательной логоритмической деятельности «Добрый лес, старый лес – полон сказок и чудес»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8793356","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"268","width":"380"}}]] Аннотация. Интегрированная совместная образовательная дея...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста: «Русский лес полон чудес!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию "Русский лес полон чудес!"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»...

Конспект на организованную образовательную деятельность по ознакомлению с природой для детей средней группы с применением мультимедийного оборудования Тема: «Волшебный лес полон сказок и чудес»,

Задачи: Расширить кругозор у детей. Закреплять знания детей о животных, деревья, птицах. Формировать умение отгадывать загадки, развивать логическое мышление. Закреплять умения правильно вести себя в ...

Образовательная деятельность по экологии "Лес полон чудес"

Образовательная деятельность по экологии во второй младшей группе детского сада ...