Экологический проект "Родной свой край - люби и знай".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект направлен на формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Раскрытию взаимосвязи животного и растительного мира, их значение для человека. Развитию познавательно-поисковой активности, логического мышления, умению рассуждать и анализировать. Воспитанию любви и бережного отношения к природе, экологически грамотное поведение в природной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный  практико-ориентированный  проект

«Родной свой край – люби и знай!».

  • Все хорошее в людях из детства!  Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:  удивиться, узнать,  полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала, и росли, как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала  не наукой, а частью  души…

  • «Любовь к Родине начинается с любви к природе».   

  Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в  младшем   возрасте.  Потом   поменять мировоззрение, изменить представления  и взгляды  человека на окружающее   необычайно    сложно.    Именно  поэтому   важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 

 Экологическое  образование  детей  дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.       Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека   на нашей планете.

  • В проекте участвуют:
  • дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Тип проекта:

  • по количеству участников: групповой;
  • по содержанию и формам работы: информационный практико-ориентированнный;
  • по срокам реализации: долгосрочный (2013– 2014 учебный год).

Целью проекта является следующее:

  • Формировать предпосылки экологического сознания.
  • Подвести детей к пониманию того, что:   разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле;

    * жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни людей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Углублять и систематизировать знания о природе, разнообразии животного и растительного мира нашего края.
  • Раскрыть взаимосвязь животного и растительного мира, их значение для человека.
  • Развивать познавательно-поисковую активность, логическое мышление, умение рассуждать и анализировать.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологически  грамотное поведение в природной среде.

Основными направлениями работы являются:

  • Познавательно-исследовательское
  • Практико-экспериментальное
  • Продуктивно-творческое.

Работа по реализации проекта разделена на следующие этапы:

  •  1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, перспективное планирование, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
  • 2-й—этап реализации: информационный  практико-исследовательский: НОД, экспериментальная, продуктивная и творческая деятельность;
  • 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

В процессе работы над проектом мы интегрировано реализуем следующие образовательные области:

Познание + Социализация +Коммуникация + Здоровье Безопасность + Труд + Физическая культура + Чтение   художественной литературы + Художественное творчество + Музыка

Для реализации проекта созданы условия:

  • Экологический уголок.
  • Календарь погоды.
  • Уголок экспериментирования.
  • Дидактические игры, лото, познавательная  и художественная  литература.
  • Огород на окне,  цветник (внешняя природная зона).

Отобрано и подготовлено следующее методическое обеспечение:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Экологическое воспитание в детском саду  О. А. Соломенникова.
  • Ребенок и окружающий мир   О.В. Дыбина.
  • «Зеленая тропинка» А.А. Плешаков.
  • Экологическое воспитание дошкольников С.Н. Николаева.
  • Познаю мир Т.И. Гризик.
  • Рабочие тетради,   тестовые упражнения, наглядный материал,   дидактические и развивающие игры, энциклопедии, детские

журналы и другие материалы.

Совместная деятельность педагога и детей включает в себя:

 НОД, беседы, чтение литературы, заучивание пословиц, стихов, наблюдения, экскурсии в природу, элементарное экспериментирование, проектная деятельность, познавательные и дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, проблемные ситуации, труд в уголке природы, цветнике, музыкальные и спортивные развлечения, оформление выставки детских работ.

Самостоятельная деятельность детей включает в себя:

  • Игры с природным  материалом,  
  • наблюдения,  опыты и эксперименты,
  • дидактические игры,
  • чтение и рассматривание познавательной  литературы (энциклопедии, журналы),
  • интегрированная деятельность (творческая, продуктивная).

Воспитывать в ребенке любовь к Родине, родной природе лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать её тайны, видеть и наслаждаться её красотой, и учиться бережному отношению к ней. Это возможно только в тесном в содружестве детского сада и семьи.

Экологическое просвещение и помощь родителям заключается в следующем:

  • Оформление  стендов, наглядной агитации, консультаций в уголок родителей.
  • «Учимся наблюдать изменения в природе», «Давайте почитаем»,

«Давайте поиграем»,

  • Дидактические задания  на тему: «Что нас окружает»
  • Рекомендации по организации совместных походов в природу (парк, лес, водоем)    «Как организовать полезную и безопасную прогулку».

  • Тематические задания на тему: «Зима», «Ранняя весна», «Осень», «Лето красное», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные» и другие.
  • Участие  родителей в проведении праздников, физкультурных досугов,  конкурсов.
  • Конкурс  семейных  фотогазет «Я и природа!» .
  • Исследовательский проект «Экологически  безопасный дом» (исследование-изучение своего жилища на безопасность и создание благоприятного микроклимата).

Предполагаемые  результаты:

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.    Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – республики Татарстан, России. Они будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  •  Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
  •  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
  • Дети закрепят представления о животных родного края. У  них  будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  • Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
         *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
         *  В природе все взаимосвязано.
         *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
  •  Многие дети научатся проводить простейшие  опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  • Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
  • К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. 

Список литературы:

  •  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Экологическое воспитание в детском саду  О. А. Соломенникова.
  • Ребенок и окружающий мир   О.В. Дыбина.
  • «Зеленая тропинка» А.А. Плешаков.
  • Экологическое воспитание дошкольников С.Н. Николаева.
  • Познаю мир Т.И. Гризик.
  • Рабочие тетради,   тестовые упражнения, наглядный материал,   дидактические и развивающие игры, энциклопедии, детские

журналы и другие материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....