Развитие творческих способностей детей с учетом НРК
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ткачук Лариса Валентиновна

Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение. Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира,  постигать тайны его красоты «духовным» зрением. Систематизировать способы мыслительной деятельности при решении различного рода задач, в том числе, игровых. Руководствоваться принципом «Обучение через игру»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ЭТО ЯБЛОЧКО НЕ ПРОСТОЕ, РУМЯНОЕ И НАЛИВНОЕ».

Цель:

- Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

- Учить понимать природу цвета, наблюдать сочетание в природе.

- Воспитывать эстетическое отношение к цвету, краскам, их гармонии.

- Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира,  постигать тайны его красоты «духовным» зрением.

- Закреплять умение работать акварелью по-сырому.

- Систематизировать способы мыслительной деятельности при решении различного рода задач, в том числе, игровых.

- Закреплять известные способы словообразования.

- Выучить с детьми новые татарские слова, закрепить знакомые – алма, аю, карга, куян, керпе.

- Развивать способность передавать движением и интонацией (пантомима) различные чувства и действия.

- Руководствоваться принципом «Обучение через игру»

Формы и методы:

- беседа, рассказ воспитателя, художественное слово

- рассказывание стихотворения руками

- игра (РТВ) «Хорошо-плохо»

- эмпатия

- рисование по-сырому

- ритмическая гимнастика

- обследование предмета

- музыкальное сопровождение

- игровые ситуации

Материал и оборудование:

- аудиозапись – Чайковский «Времена года»

-  макет яблока

- шаблоны бумаги в форме яблока

-  простой карандаш

- акварельные краски

- широкая кисточка

- корзина с яблоками

- блюдечко с голубой каёмочкой…

Ход  занятия:

  • Звучит музыка Чайковского П.И. «Времена года». «Осень».

- Осень – одно из самых красивых времён года. Медленно кружась в воздухе, падают с деревьев пожелтевшие листья, шелестят под ногами. На их фоне такими праздничными кажутся раскрасневшиеся кленовые и дубовые листья… А в садах поспели яблоки. Сколько их: сочных, вкусных и таких разных по величине, форме и цвету! Жёлтые, зелёные, красные, белые в полоску, в крапинку, с ярким бочком и нежным румянцем…

Яблоки не только очень вкусные, но и очень полезные. В них много витаминов, минеральных солей и других важных для организма человека веществ. Яблоки любят и взрослые и дети.

- Что можно делать из яблок?  

  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО БОЛЬШЕ»

- Что можно делать из яблок? (варенье, джем, повидло, компот, сок, мармелад, их сушат, маринуют, замораживают, пекут пироги …)

- А какие по цвету яблоки? (ответы детей)

- А по вкусу? (ответы детей)

  • ШТРИХОВКА НАРИСОВАННЫХ ЯБЛОК НА ЛИСТЕ БУМАГИ (готовим руку к письму).

Направления:

1. сверху-вниз

2. слева-направо

3. горизонтальная волнистая линия

4. линия с наклоном

  • РАССКАЗЫВАЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ РУКАМИ.

«Яблонька».

Веточки на яблоньке                                          руки вверху-«дерево», наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово

Повисли от печали

Яблочки на веточках                                          руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз

Висели и скучали                                               взмахи кистями рук на каждое слово

Девочки и мальчики ветки раскачали             наклоны туловища вперёд, руки делают размашистые движения в стороны  

                                                                            на каждое слово (как маятник0

Яблочки о землю                                               полуприседания, хлопаем ладошками по коленям

Громко застучали.

  • СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О ЯБЛОКЕ ПО НАРИСОВАННОЙ СХЕМЕ.

  • ИГРА «ХОРОШО-ПЛОХО» (ТРИЗ) – положительные и отрицательные последствия контакта с выбранным объектом. спор продолжается до момента, когда играющие исчерпают свои мыслительные возможности.

- Яблоко – это хорошо, оно сладкое.

- Яблоко – это плохо, оно бывает кислым и червивым.

- Яблоко – это хорошо, оно полезно для наших зубов.

- Яблоко – это плохо, если съешь его грязным, то может заболеть живот   и т.д.

  • РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (музыка любая, с четким ритмом)

«Сбор яблок».

1. Ходьба на месте или по группе (идем во фруктовый сад)

2. Дыхательные упражнения («вдыхаем» аромат яблок)

3. Поднимаем сначала левую руку вверх, потом правую (пытаемся достать яблоки на дереве)

4. Подпрыгиваем на месте, руки по очереди резко вверх (еще раз пытаемся достать яблоки, которые висят высоко)

5. Полуприседания, руки в стороны – вниз (как же достать яблоки?)

6. Имитируем подъём на лестницу (нужно поставить лестницу и подняться)

7. Сбор яблок (срываем яблоки и кладем их в ведро)

8. Сесть на пол «по-турецки», закрыть глаза, отдыхаем…

  • Можно провести вместо ритмической гимнастики ПЛАСТИЧЕСКИЙ  РЕЧЕВОЙ ЭТЮД   (изображать действия)

«Ах! Яблоко румяное!

Сейчас тебя достану я!

Висишь ты слишком высоко,

     Достать тебя не так легко!

     Раз… не достану.

     Два… опять!

     Нет! Должны же мы тебя достать!

     Три… Ага! В руке моей…

     …Попробую – нет тебя вкусней!»

  •  РАСКРАШИВАНИЕ СИЛУЭТА ЯБЛОКА

 (техника по-сырому, акварельными красками)

Рисование на мокром листе. Капать капли (красные, желтые, зеленые, оранжевые) . Наблюдать за «игрой красок»

Полюбоваться яркими цветами…

- Какой яблоневый сад у нас получился! А какой богатый урожай яблок в нём!!!

  • ЭМПАТИЯ   «ЯБЛОНЯ».

Дети отождествляют себя с яблоневым деревом, с которого падают яблоки, падают нам на голову, на землю, в руки… В центре – воспитатель (яблоня), под яблоней дети , на которых падают яблоки…

  • В конце занятия детей угостить яблоками (яблоки в корзине, покрыты осенними листьями)…

- А напоследок я вам расскажу сказку «Крепыш и яблоки».

  • СКАЗКА «КРЕПЫШ И ЯБЛОКИ»

Жил-был ёжик. Звали его Крепыш. Чтобы быть сильным и крепким, по утрам он делал зарядку. В лесу стояла осень и на верхушках яблонь висело еще много яблок. Прилетела ворона, постучалась к ежу Крепышу и говорит:

- Эй, крра-крра-Крепыш, там в лесу на яблоне много яблок, пойдем соберем, а потом поделимся.

Согласился еж-Крепыш и пошли они с вороной к яблоне… Ворона начала срывать яблоки, а ежик на свои колючки их цепляет. Шел мимо заяц. смотрит – куча яблок лежит. Хотел, было, взять одно, да не получилось, кучка яблок бросилась бежать. Удивилась ворона:

- Ты куда, крре-Крепыш?

- Ты куда, крре-керпе?

На помощь вороне бросился бежать заяц и вдогонку кричать:

- Стой! Стой, керпе!

- Керпе, остановись!

Шел мимо медведь, слышит крик, шум на весь лес. Да как рявкнет:

- Что за шум? Кто такой керпе?

- Да это ёж крре-Крепыш.

- Да, это керпе, - подтвердил заяц. – Я знаю, что по-татарски ёж – керпе.

- Ты, аю. Ты в лесу самый большой, самый умный, - продолжил заяц. – Рассуди по справедливости. Кому эти четыре яблока присудишь, так тому и быть. И рассказал медведю всё, как было.

Медведь думал, думал и решил6

- Пусть каждый возьмёт себе по яблоку, а одно оставшееся разделите на равные части.

Ворона, заяц и керпе хором воскликнули:

- Как же мы раньше не догадались!

Заяц взял яблоки и разделил их на четверых. Одно яблоко дал вороне:

- Это тебе, карга. – ты первая алма увидела.

Второе яблоко медведю отдал:

- Это  алма тебе, аю. Ты нас рассудил и помирил.

- Это мне, пототому что я, куян, нашел эту кучку яблок.

- А это тебе, керпе Крепыш. Да не забудь, что по-татарски ёж – керпе.

Каждый съел своё алма, и все были довольны: карга, аю, куян и керпе. 

- Какую сказку В.Сутеева напоминает сказка «Крепыш и Яблоки?» Перечислите главных героев сказки.

«Четыре яблока»   (  Ахмет Ерикей. Перевод С.Малышева)

Четыре красных яблока мне папа дал сейчас.

Сказал: «Дели всем поровну! Ты умница у нас!»

Я протянула яблочко братишке своему.

Всем – папе, маме, бабушке –  дала по одному.

«Спасибо» слышу я в ответ: А мне-то яблока и нет! 

И вот, чтоб не завидовать, я с куклою своей

Уйти во двор из комнаты решила поскорей!

Пока они здесь кушают, играть я буду там.

Вдруг слышу – папа яблоко разрезал пополам.

Позвал меня – и вот пол-яблока даёт.

И мама, бабушка и брат, отдав пол-яблока назад.

«Ты – молодец!» - мне говорят.

И я, взглянув, глазам своим поверила едва:

У каждого - пол-яблока, а у меня их – два!

Я съела тут же яблоки. Довольна вся семья.

Я всем теперь советую: делите так, как я!!!

- А как бы вы поделили яблоки???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...