Главные вкладки

    Конспект НОД с видео по образовательной области «Познавательное развитие»"Вода в природе" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
    видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Перина Ирина Валерьевна

    Видео НОД https://youtu.be/XxXInuCe_o0

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект НОД "Вода в природе"27.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    в подготовительной группе компенсирующей направленности

    для детей с ТНР

    по образовательной области «Познавательное развитие»

                                            Тема: «Вода в природе»

    Цель:     расширить  знания детей о значении воды в природе и в жизни человека.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: закрепить и расширить знания и представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.   Познакомить с явлением круговорота воды в природе. Показать переход воды из жидкого состояния  в  газообразное и наоборот,  учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    Развивающие задачи: развивать связную  речь, пополнять  и обогащать словарь  детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать, любознательность, расширять кругозор,  развивать  познавательный интерес.

    Воспитательные задачи: формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и воде.

    Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением воды в разных состояниях, (жидкое, твердое, газообразное), схематические изображения состояний воды (капелька, облако, снежинка), предметные картинки с изображением тех, для кого вода – среда обитания, магнитная доска, мольберт, магниты, чайник с горячей водой, оргстекло, мультимедийное оборудование, указка.

    Предварительная работа:  наблюдения за снегом, дождем, льдом, облаками; проведение опытов с водой (снегом,  льдом); чтение художественных произведений о воде.

    Словарная работа: жидкое, твердое, газообразное состояние; круговорот воды в природе.

                                                                           Ход.

     Воспитатель:  Ребята, послушайте загадку, но отгадку вслух не говорите, а выберете её из картинок, которые лежат на столе.

                          Меня пьют, меня льют.

                          Всем нужна я, кто я такая?

    Дети подходят к столу, где лежат различные предметные картинки, включая те, которые не относятся к воде (н-р: платье, диван, кукла) и выбирают только те, где присутствует вода (дождь, снег, водопад, лед, айсберг, река, роса, сосульки, туман, пар, облака и т. п.).

    Воспитатель:  Встаньте в круг и покажите друг другу свои картинки. О чём была загадка? (Дети: о воде)

    Воспитатель:  Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

     Воспитатель:   Что изображено на ваших картинках?

    Дети озвучивают свой выбор.

     Воспитатель: В каком состоянии вода на ваших картинках? (Ответы детей: дождь - жидкое, сосулька - твердое и т. д.)

    Рассматривают, обсуждают все выбранные картинки.

     Воспитатель:  Я предлагаю вам разместить ваши картинки - отгадки на доске, согласно схематическим изображениям (которые уже размещены на доске): капелька – это жидкое состояние воды, снежинка – твердое, облачко - газообразное.

    Дети подходят к магнитной доске и вешают выбранные картинки.

    Если дети не выбрали картинки с паром, туманом, облаком, то воспитатель сам выбирает одну из  картинок и предлагает обсудить детям «Почему он взял эту картинку»

    Воспитатель:   Назовите, что изображено? Как вы думаете, почему я их выбрала, ведь наша отгадка – вода? Из чего состоят туман, пар, облака? Верно, здесь так же присутствует вода, но в другом состоянии – газообразном. Повторите третье состояние воды.)

    Дети рассматривают, обсуждают и размещают на доске оставшиеся картинки с паром, облаками, туманом. 

    Воспитатель:  Итак, вода бывает в трёх состояниях. Назовите их. (Ответы детей: твердом, жидком, газообразном) Чем отличаются эти состояния друг от друга? (Ответы детей)    Как и при каких обстоятельствах,  жидкая вода превращается в твердый лед или снег, переходит в твердое состояние? (Ответы детей) Верно, когда температура воздуха опускается ниже нуля, становится холодно. А когда снег или   лед превращаются в жидкую воду, переходят в жидкое состояние? (Ответы детей ) Правильно, когда температура воздуха поднимается выше нуля и становится жарко.  Как и при каких обстоятельствах,  жидкая вода превращается в пар, переходит в газообразное состояние? Кто– нибудь знает? (Ответы детей). Я вам чуть позже расскажу об этом.

     Воспитатель:  А сейчас давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.                            

                                               Показ  презентации о воде

    1слайд (изображено море и небо с облаками)- Воспитатель:  Мы с вами сегодня говорим о воде. Где в природе встречается вода? (Ответы детей)

    2 слайд (изображение земного шара) - Воспитатель:  Посмотрите на наш земной шар, какого цвета на нем больше видно? (Ответы детей: синего, голубого)

    Воспитатель: Верно, а что может изображаться таким цветом? (Дети: вода) Посмотрите как много воды! Известно, что поверхность земного шара на ¾ состоит из воды.

    3 слайд - (изображения  дождя, снега)  Воспитатель:  Вы правильно сказали, что вода встречается в природе в виде… (перечисляет картинки).

    4 слайд - Воспитатель: (перечисляет картинки) Айсберг, лёд, водопад. А это что? (Дети: пустыня) Есть ли вода в пустыне? ( Ответы детей: ее мало и она находится очень глубоко)

    5 слайд - Воспитатель:  Посмотрите, какие бывают водоемы (перечисляет картинки):          океан, море, озеро, пруд, болото, лужа.

     - Воспитатель:  Чем они могут отличаться друг от друга? (Ответы детей: размерами)

     - Воспитатель:  Предлагаю их  сравнить ( показывает следующий слайд со схематическими изображениями океана, моря, озера, пруда, болота, лужи)

    6 слайд – (схематическими изображениями океана, моря, озера, пруда, болота, лужи) Воспитатель:  Как вы думаете, где какой водоём? (показывает, а дети называют и сравнивают). 

    Ответы детей: океан - самый большой, море - поменьше, озеро меньше, чем море, пруд- маленький, болото меньше, чем пруд, лужа- совсем маленькая.

    7 слайд – (река и ручей) Воспитатель:  Посмотрите, какие бывают реки, ручьи.

    8 слайд – (схематическое изображение реки и ручья) Воспитатель: Сравните их. (Ответы детей: река широкая, а ручей - узкий)

    9 слайд – (три состояния воды) Воспитатель:  Вода в природе встречается в разных состояниях. Рассмотрите картинки и назовите их еще раз.( Ответы детей: твердое состояние (сосулька, снег, снежинка), жидкое(дождь, река, море), газообразное(пар, туман, облака))

    Воспитатель: Ребята, а когда появляется радуга? (Дети: после дождя) Откуда идет дождь? (Дети: с неба) А как на небе появляется вода, она же на земле? ( Ответы детей)

    10 слайд - Воспитатель:  Давайте рассмотрим следующую картинку.

     Слайд «Круговорот воды в природе»

    Воспитатель:  Что на ней изображено? ( Ответы детей: солнце, радуга, облака, дождь, ручей, трава, цветы и т. д.) Что здесь происходит с водой? (Ответы детей: капельки поднимаются вверх, падают вниз) Посмотрите, что делает солнце? (Ответы детей: светит, греет).

    Воспитатель:  Верно. Вода, нагреваясь от теплых лучей солнца, поднимается вверх в виде пара (испаряется). Там пар начинает охлаждаться, превращаться в капли. Капельки собираются в облака и затем под силой своей тяжести падают в виде дождя, снега, града на землю, в реки, моря, океаны. Так происходит круговорот воды в природе. Повторите, что изображено на картинке? ( Дети: круговорот воды в природе)

     Воспитатель:  Хотите увидеть на опыте, как это получается?

              Воспитатель ставит перед детьми стол с чайником с горячей водой, оргстеклом.

    Воспитатель:  Посмотрите на чайник с водой. Что выходит из чайника? (Дети: пар) Воспитатель: Откуда он появился? Я наливала холодную воду. (Дети: воду нагрели)

    1-й вывод: При нагревании вода превращается в пар. Это тоже вода, но в газообразном состоянии.

                Воспитатель подходит к детям и предлагает потрогать стекло.

    Воспитатель:  Какое стекло на ощупь? (Ответы детей: холодное, гладкое, сухое)

               Воспитатель подносит стекло к струе пара.

    Воспитатель:  Что вы видите? (Ответы детей: стекло запотело, потом появились капельки воды)

    Воспитатель:  Откуда? Стекло было чистым и сухим. (Ответы детей)

    2-й вывод: При соприкосновении с холодным стеклом, пар превращается в воду.

    Воспитатель:  Вот так происходит и в природе: сначала вода из жидкого состояния превращается под влиянием теплых лучей солнца в газообразное, затем при охлаждении холодным воздухом переходит снова в жидкое, а потом на землю возвращается в разных состояниях (дождь, град, снег), в зависимости от температуры воздуха около земли.

     Воспитатель:  Раз уж мы заговорили о дожде, давайте поиграем.

                    Дети становятся в круг.

                                      Речь с движением «Дождь».

    Капля раз, капля два,   (прыжки на месте)

    Очень медленно сперва,   (медленная ходьба на месте)

    А потом, потом, потом,   (легкий бег на месте)

    Все бегом, бегом, бегом.   (легкий бег на месте)

    Мы зонты свои раскрыли,(остановиться, поднять руки вверх, затем развести в стороны)

    От дождя себя укрыли.  (присесть, сомкнуть руки над головой)

     Воспитатель:  Кому же в природе нужна вода? (Ответы детей: человеку, животным, птицам, рыбам и т. д.)

    Воспитатель:  Верно. Вода нужна всем. Но есть и те, кто вообще не может обойтись без воды и постоянно в ней нуждается.

     Воспитатель:  Я предлагаю вам выбрать картинки, где изображены те, для кого вода- это среда обитания (кто живет в воде, возле воды), и разместить их при помощи магнитов на мольберте вокруг капельки.

                 Дети подходят к столу, где лежат картинки с изображением диких, домашних           животных, различных птиц, насекомых, обитателей водоёмов и выполняют задание. Обсуждение выбора детей.

     Воспитатель:  Хотите, я покажу вам ещё тех, кто живет в воде или  рядом с водой?            (Ответы детей)

    Воспитатель: Тогда продолжим просмотр картинок об обитателях воды на экране.

                       Дети  садятся на стулья. Показ слайдов.

    11-12 слайд -Животные воды

    13-14 слайд - Животные воды

    15-16 слайд - Птицы воды

    17 слайд - Речные рыбы

    18 слайд - Морские рыбы

    19 слайд - Насекомые воды

    20 слайд - Растения воды

     Воспитатель:  А как человек использует воду? (Ответы детей: пьет, купается, готовит еду и т. п.)

    21- Слайд «Как человек использует воду» (Купается в море, пьет воду, моет фрукты, принимает душ).

    Воспитатель: Ребята, а смогут ли животные, растения, насекомые, птицы, человек прожить без воды? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? ( Дети: воду нужно беречь).

    Воспитатель:  А всегда ли вода полезна? (Ответы детей)

    Воспитатель:  Может ли вода быть вредной или опасной? (Ответы детей)  Посмотрите на сколько вода может быть опасной:

    22 слайд - Шторм на море, наводнение.

    23 слайд - Цунами, проливные дожди, реки выходят из берегов.

    Итог:

    Воспитатель:  Мы сегодня с вами очень много говорили о воде. Что нового вы узнали? Что вам запомнилось, о чем бы вы смогли рассказать мамам и папам?( Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей – подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру     Задачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую ре...

    Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

    Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана  в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответст...

    Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

    Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

    Конспект ООД "Жители водоёмов" Приоритетная образовательная область "Познавательное развитие". Возрастная группа: подготовительная к школе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Организованная образовательная деятельность "жители водоёмов" разработана в соответствии с комплексно - тематическим планированием по теме "Вода. Обитатели водоёмов" в интеграции с...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

    Цель:  Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.Программные задачи:Образовательные:- Систематизировать детские представления о ВОВ;-...