Экологическая культура
консультация по окружающему миру на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_kultura.doc52.74 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие, сущность,  функции экологической культуры

Экологическая культура – это составная часть общечеловеческой культуры, мировоззренческая система взглядов, знаний, умений, установок и ценностей, социальных отношений и норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающей природной и техногенной среды

В нынешних условиях экологической нестабильности, в мире возросла потребность четкого осмысления мировоззренческой стратегии, способной обеспечить механизмы рационального управления взаимоотношениями общества и природы посредством повышения уровня экологической культуры.

Экологическая культура выполняет важную мировоззренческую функцию. От экологического мировоззрения зависит уровень развития экологического сознания. Экологическое мировоззрение обеспечивает восприятие и понимание окружающей среды, как единого целого, что помогает гармонизировать жизнедеятельность, как отдельного индивида, так и общества в целом.

Экологическая культура предполагает систему ценностей и тем самым реализовывает аксиологическую функцию. Она призвана закладывать ценностные ориентиры в вопросах сохранения природной среды, а также формировать экологические потребности.

 Экологическая культура осуществляет познавательную и нормативную функции. Она формирует целостную картину мира, сочетая результаты научного и ценностного его отражения. Благодаря культуре люди познают экологические потребности и интересы, формируют свое отношение к окружающей среде, осмысливают причины глобального экологического кризиса и пути его преодоления в интересах выживания, как самого человека, так и природы.

 Экологическая культура включает широкий круг требований, касающихся духовного мира человека, его знаний, мировоззрения, моральных качеств и т.п. На основе знаний о закономерностях развития системы «общество-природа», эта культура предлагает нормы поведения в природной среде, природопользования.

Экологическая культура имеет место только тогда, когда выражается в деятельности. Отсюда вытекают следующие функции: организационная, регулятивная, прогностическая, инновационная.

Организационная функция состоит в организации взаимоотношений общества и природы так, чтобы были учтены практические потребности общества и стабильность природы.

Регулятивная функция заключается в урегулировании взаимоотношений с природой, оптимизации жизнедеятельности путем внедрения определенных норм и образцов поведения, которые нужно усвоить каждому человеку для корректной адаптации в окружающей среде.

Экологическая культура создает предпосылки для выявления и научного предвидения возможных негативных для окружающей среды воздействий и последствий хозяйственной деятельности - в этом состоит прогностическая функция экологической культуры.

 Экологическая культура выполняет инновационною функцию - функцию преодоления отжившего, всего того, что препятствует дальнейшему безопасному развитию отношений между обществом и природой и не отвечает современным требованиям времени. Опираясь на новейшие достижения науки и техники, мировоззренческие изменения, она ориентирована на создание качественно новой системы средств и механизмов, способствующих решению проблемы глобального экологического кризиса.

Вместе с тем, экологическая культура выполняет важные трансляционную и воспитательную функции. Она передает накопленный социальный опыт взаимодействия человека с природой от поколения к поколению. Благодаря этой культуре грядущие поколения должны использовать опыт, накопленный предками, обмениваться знаниями, навыками, умениями, способностями.

Трансляционная функция выражается через коммуникацию, практическое взаимодействие, профессиональную деятельность.

 Экологическая культура помогает приспособиться человеку к природной среде и способствует социализации, если жизнедеятельность общества, например, построена на принципах устойчивого развития. В условиях экологических угроз, она выступает универсальным фактором развития человечества, создает почву для появления экологической ответственности и экологического поведения как отдельных индивидов, так и общества в целом.

Все выделенные функции, которые выполняет экологическая культура, взаимодополняют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...