Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Земля - наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Земля - наш общий дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zemlya_-_nash_obshchiy_dom.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии

Тема: «Земля – наш общий дом»

Цель: показать Землю как общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Развивающая среда: набор предметных картинок; дидактическая игра: «Живая и неживая природа»; ватман для оформления стенда.

                                            Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.

- Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

Воспитатель. – Без чего не смогут жить на Земле живые существа?

Дети. Без воздуха, без воды, без солнца.

Воспитатель. А человек может на Земле без природы?

Дети. Нет.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Воспитатель. – У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

- Ребята, как же можно назвать наш общий дом?

Дети. Земля.

Воспитатель. Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается  вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Марс, Юпитер и т.д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них воздуха и воды.  

   Земля  - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений.  Послушайте,  какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.) воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.

   А вода? Сегодня она для в так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.

                    Повсюду, где бежит вода,

                    Цветет земля, цветет страна …

- Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.

Я – капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.       (земляника)        

               Под сосною у дорожки

               Я стою среди травы.

               Ножка есть, но нет сапожек,

               Шляпка есть, нет головы.                 (гриб)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери                     (ёж)

               На луговой клеверок

               Опустился вертолет.

                Золотистые глаза.

                Отгадайте, кто я?                (стрекоза)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.                        (одуванчик)

                  Вильну хвостом туда-сюда.

                  И нет меня, и нет следа.       (рыба)

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.            (божья коровка)

          У меня четыре лапки,

          Лапки цап-царапки,

          Пара чутких ушей,

          Я – гроза для мышей.     (кошка)

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.                 (летучая мышь)        

 

        Что же это за девица,

        Не швея, не мастерица

        Ничего сама не шьет,

        А  в иголках круглый год.       (ель)

Воспитатель.  Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

Сможет ли человек жить один на земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!

   Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом его и беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде ездит быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

   Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.  

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас. Сберегу!»

Воспитатель. – Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком – Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.Серова.

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик,

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка,

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу ...

Только я не

Я– добрый Великан.        

Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести:

- во время отдыха в лесу;

- при встрече с детенышами зверей;

- при сборе лесных ягод и плодов;

- при сборе ягод;

- при встречи птенца на земле;

- при разжигании костра в лесу и т.д.

Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!»

Волчкова В.Н. Степанова Н.В.

Практическое  пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

ТЦ «Учитель»  Воронеж 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз для мамы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группы с общим недоразвитием речи  "Сюрприз дя мамы". Итоговое занятие по теме  "Овощи"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет) по теме "Прогулка по Петербургу"

интегрированное занятие.Формирование патриотических чувств у детей через приобщение к истории и культуре родного города....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Учимся общаться"

Конспект непосредственно образовательной деятельности способствует формированию нравственных качеств личности: навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию речевого общения, умению анализ...