РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шварёва Вера Николаевна

Данное занятие относится к к образовательной области "Познание" , которая расширяет у детей кругозор и формирует у детей основы познавательно-исследователдьской деятельности в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Шварева В. Н.,

воспитатель МБ ДОУ д/с 47комбинированного вида  г. Белгород

Познавательная деятельность «Доктор травка» для детей пятого года жизни. Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

 Это занятие относится к образовательной области «Познание», которая расширяет у детей кругозор и формирует основы познавательно- исследовательской деятельности в природе. Занятие начинается в группе, а затем в естественных условиях образовательный процесс продолжается на воздухе в пределах детского сада, где имеется зеленый островок, имитирующий луг. Это позволяет решить следующие задачи: учить детей видеть красоту природы, радоваться общению с  ней; развивать знания о месте произрастания растений луга, их взаимосвязи с насекомыми; воспитывать доброту и желание прийти на помощь.

Педагог побуждает детей эстетически воспринимать природу, восхищаться ее красотой, познавать ее; стимулирует любознательность по отношению к особенностям внешнего вида растений, способствует накоплению опыта общения с ними.

Познание окружающей среды ведет к желанию беречь и охранять природу, стремлению любоваться ее красотой. Воспитание трепетного отношения к природе, делает человека чище и добрее. Это в полной мере относится и к моим маленьким воспитанникам средней группы №12 детского сада №47 города Белгорода, с которыми мы провели познавательную деятельность «Доктор травка».

Цель данной работы заключалась в знакомстве детей с окружающими их лекарственными травами, развитии стремления прийти на помощь другу, воспитании любознательности, желания любоваться красотой своего края. Кроме того, применялась постановка проблемных вопросов, которые необходимо было ребятам разрешить. Итак, перед ребятами развернулась следующая история. Жили-были два друга – Медвежонок и Ежик. Медвежонок заболел, а таблетки пить не хочет. Он говорит, что слышал от мамы, о возможности вылечиться лекарственными травами.

– Дети, а вы знаете какие травы называются лекарственными? (Ответы детей)

– Да, это чай, приготовленный из этих трав, позволяет избавиться от многих болезней. Эти растения растут вокруг нас, но часто мы даже не знаем об их пользе. А кто может назвать эти травы? (Ответы детей)

– Верно. Это ромашка, клевер, цикорий и другие. Сегодня мы узнаем о лекарственных травах и поможем Медвежонку. Как мы можем ему помочь?

– Где же мы можем найти лекарственные травы? Ребята предлагают различные варианты ответов, такие как: может быть в аптеке, а может на лугу. И тогда, я предлагаю отправиться в путешествие.

«Вот мы и отправимся в путешествие на луг, и возьмем с собой Ёжика- друга Медвежонка. Он соберёт лекарственны травы и поможет Медвежонку вылечиться».

Но отправимся путешествовать на самолете. Полетим на полянку. А как летит и гудит самолет? Приготовили ручки, мы будем ими вращать. Заводим мотор. (Дети издают гудящие звуки у-у-у-у-у).

«Вот и приземлились мы на полянку. Посмотрите сколько здесь цветов. И первый цветок видим. Как он называется? – ромашка. Обращаю внимание детей на то, что этот цветочек похож на солнышко. Какие у ромашки лепестки, а какая серединка? Дети касаются руками её нежных лепестков, внимательно их рассматривают.

– «А знаете, ребята, что ромашкой лечат больное горло и живот. Как вы считаете, Ёжику нужно взять ромашку для лечения своего друга Медвежонка?»

Обращаю внимание на синие цветки цикория, из которого делают целебный напиток, который очень помогает организму перенести простуду, насморки другие вирусные заболевания.

Посмотрите, кто это нас приглашает за собой в путешествие. Это шмель. Куда же он нас зовет. Шмель покружился над красивыми розовыми цветами. Эти цветы называются клевер. Давайте аккуратно прикоснемся к цветочку. Какой он пушистый. Еще скажу вам, что шмель очень дружит с клевером, а знаете почему? Этот цветок богат нектаром, вот поэтому шмель любит прилетать и питаться им. А чаем из клевера можно лечить кашель и боли в животе. Как вы думаете, можно клевером пополнить лечебный букет Ёжика?

– «Давайте посмотрим дальше. Смотрите, какие невзрачные мелкие цветочки, они называются кашка». Дети удивлены и задают вопросы: из этих цветов что, кашу варят? Объясняю, что это название цветок получил за множество белых мелких соцветий, собранных вместе и похожих на крупинки каши. А еще у этого цветка есть второе название – тысячелистник, потому что у него множество листиков – тысяча. Чай, приготовленный из тысячелистникаполезен для лечения при болях в животе.

– «А вот и самая важная трава - зверобой. Пусть наш Ёжик не пугается, эта трава не убивает зверей, а излечивает от 99 болезней: при болях в сердце, при кашле, всегда зверобой поможет. Конечно же, зверобой на лугу у сада не растет, его заранее нужно приобрести в засушенном виде». (Дети с большим интересом рассматривают эту лекарственную траву).

Все эти лекарственные травы не только полезны, но и красивы. О них написаны стихотворения, вот послушайте:

  1. Голубой цветок – цикорий –                  
    В венчике мелькает море  

И высоких гор снега

Будто отблеск хрусталя

  1. В поле за деревней,
    Средь душистой кашки,
    Расцветает клевер -
    Лучший друг ромашки.
  1. Цветков корзинка на стебле,
    Однажды повстречалась мне.
    А листиков мохнатых – тьма!
    Зачем, не приложу ума?!
    - Тысячелистник здесь растёт,
    Цветами мелкими цветёт!
    Да, бабушка всегда права…
    - Полезна эта, чем трава?
    Чтоб тыщу лет нам не тужить?!
    - Да нет, до ста, хотя б дожить!
  1. Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (зверобой).

  1. Вот цветочек на поляне,
    Серединка солнцем взглянет,
    Сам же в беленькой рубашке.
    Хороши в траве ...(ромашки)

– «Ну, что, ребята, мы собрали букетик лекарственных трав для нашего заболевшего Медвежонка, и думаю, что пора к нему возвращаться, чтобы приступить к лечению».

Мы приготовим вкусный и полезный чай нашему Медвежонку. И он очень скоро поправится. А кто же ему помог в этом? (Ответы детей)

– «Правильно, Ёжик с нашей помощью помог своему другу. Дети, слышали вы слова: друзья познаются в беде? А что значит «познаются»? А в какой беде оказался наш Медвежонок? Кто же ему помог? Сейчас я прочитаю слова о дружбе, а вы скажите, каким другом оказался Ежик? «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот что значит настоящий верный друг!». (Дети под музыку комп. В. Шаинского «Песня о дружбе» с воспитателем заходят в помещение и педагог продолжает беседу с детьми).

– «Скажите, ребята, а вам дома готовили чай из травок? (Дети дают ответ).

– А еще можно полечиться чаем с малиной и медом: вкусно и полезно.

Дети, все травы, которые мы с вами рассмотрели на прогулке, не только очень красивы, но и полезны. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы они росли и приносили пользу не только Медвежонку, а и другим людям? Да, ребята, окружающую нас природу, растения и животных, надо беречь и охранять, и тогда они еще долго будут радовать нас своей красотой! Красоту природы: нежность лепестков, яркость цветков, жужжание пчел, шелест листьев многие художники изображали на своих картинах, но красота, которую мы видим наяву, она неповторима. Все цветы, облака, шелест деревьев, пение птиц – это все красота нерукотворная, поэтому надо особенно ее беречь и тогда весь окружающий мир будет нас радовать яркостью своих красок, неповторимостью мгновений прекрасного.

Непосредственно-образовательная деятельность «Доктор травка» позволила в беседе с детьми активизировать такие качества личности как заинтересованность, любознательность. Это работа помогла нам продвинуться еще на один шаг в познании окружающей природы. Дети использовали различные органы чувств: увидели многообразие лекарственных трав, красоту окружающего мира, почувствовали запах цветов, потрогали на ощупь. Зрительные, обонятельные и тактильные ощущения не только позволили запомнить эти луговые растения, имеющиеся на территории детского сада, но и легли в основу воспитательной системы, способствующей формированию лучших человеческих качеств как сочувствие, взаимопомощь и дружба.

Список используемой литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014. – 361 с.

2. «Волшебная травка зверобой» С. Козлов.: Москва, Издательство «ОНИКС», 2012. – 48 с.

3. «Загадки о растениях» А.Иванов.: Москва, Издательство РИО «Самовар 1990», 1999. – 63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию речевой деятельностив средней группе компенсирующей направленностиЗПР

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей средней группы компенсирующей направленности (ЗПР). Планирование построено с учётом тематического принципа и включает дидактический...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Чудо мыльных пузырей Познавательная деятельность , средняя группа

По познавательно - исследовательской деятельности...

Перспективный план развития игровой деятельности (Средняя группа)

Перспективный план развития игровой деятельности (средняя группа) ...