«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н.А. Коротковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolnikova_e.a.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

на тему:

познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух»

по методике Н.А. Коротковой

время обучения: 12.10.15- 16.10.15 г.

Выполнила

Угольникова Елена Александровна,

воспитатель

ГБОУ ООШ №12

г.о. Чапаевск структурное подразделение «Детский сад №5 «Зернышко»

Самара, 2015 г.

Тема:  познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

1) Уточнить понятие «воздух», познакомить с его свойствами. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. («Познавательное развитие»)

2) Развивать речь, способность сравнивать, делать выводы. («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.  (Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:        - практические: экспериментирование, схематическая зарисовка;

- наглядные: рассматривание, наблюдение;

- словесные: беседа, обобщение

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: картинка - обозначение воздух; стакан, на дне которого полоска бумаги, банка с водой.

Раздаточный: шапочки и нарукавники; набор картинок живой и неживой природы, листы бумаги для зарисовки, карандаши; пакеты на каждого ребенка, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, 

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества 

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель предлагает побывать в научной лаборатории и  исследовать воздух.

Дети отгадывают загадку, проходят в лабораторию, надевают шапочки и нарукавники.

Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи.

2

Педагог задает вопросы детям: Что такое воздух?, Есть ли воздух вокруг? Как можно обнаружить воздух?

Выставляет картинку «Воздух». Кому необходим воздух? Прододится дидактическая игра «Кому необходим воздух?» Предлагает набор картинок живой и неживой природы.

Дети отвечают.

Делают вывод. Воздух есть везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Воздух нужен всему живому (птицам, рыбам, человеку, растениям, животным).

Дети выбирают из предложенных картинок и выставляют картинки живых организмов в кармашки.

Дети проявляют способность сравнивать, делать выводы.

Активизирована речь детей.

3

А может можно жить без воздуха? Может  можно жить и не дышать?

Давайте попробуем не дышать. Плохо вам?

Воспитатель предлагает проверить свойства воздуха.

Проводит опыт 2: «Пустой стакан или нет?»

Посмотрите, что вы видите в стакане?

Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги. Взять банку с водой, перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку, стакан держать ровно.

Что мы наблюдаем? Намокла ли бумага?

А что помешало воде намочить её? Почему?

Воспитатель предлагает сделать зарисовку (стакан, в нем пузырьки воздуха)

Рассмотрим еще одно свойство: воздух – прозрачный.

Опыт 3: Возьмите пакеты, встряхните, посмотрите, что в них находится? Теперь скручивайте пакет с открытого конца. Что происходит?

Воспитатель предлагает сделать зарисовку (квадрат и в нем пузырьки)

Опыт 4: Ребята, а оказывается воздух можно поймать. Как сделать это? При помощи наших волшебных ловушек.  Попробуем? (воспитатель

 показывает: дует на ладошку через нос, рот, трубочку).

Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть в воде в виде пузырьков.

 Опыт 5: Опустите один конец трубочки в стакан, а в другой подуйте. Что вы наблюдаете?

Педагог предлагает сделать зарисовку.

Опыт 1: дети вдыхают воздух, а потом выдыхают. Задерживают дыхание.

Делают вывод: жить без воздуха нельзя.

Ответы детей.

Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Ответы, рассуждения  детей

Дети делают вывод: вода не попадает в стакан, так как в нём есть воздух, который не пускает  воду. Этот воздух невидимый.

Дети делают самостоятельно зарисовку.

Дети выполняют предложенные воспитателем действия, отвечают на вопросы.

Делают вывод. Пакет наполнен воздухом, и мы его не видим.

Дети самостоятельно делают зарисовку.

Ответы детей.

Дети дуют на ладошки через рот, через нос, через трубочку.

Вывод - все мы чувствуем воздух на ладошке.

Дети выполняют действия.

Дети делают зарисовку -  стакан с  водой, в нём трубочка и пузырьки воздуха.

Объясняют значение воздуха для человека.

Проявляют интерес к экспериментальной деятельности

Объясняют связь фактов, используя рассуждение.

Пытаются самостоятельно делать схематичные рисунки.

Сформированы представления о свойствах воздуха – невидимый

Сформировано представление свойства воздуха – мы чувствуем его движение.

Проявление самостоятельности при выполнении задания

Сформировано умение отражать свои впечатления

4

Ребята, мы с вами провели ряд опытов и узнали, для чего и кому нужен воздух, где есть воздух.

Воспитатель предлагает вернуться в группу.

Как вы считаете,  где мы можем получить еще информацию о воздухе?

Дети выставляют пиктограммы и рассказывают по ним, что нового узнали.

Дети снимают форму исследователей.

Ответы детей.

Проявлен интерес к продолжению экспериментальной деятельности

Итоговое мероприятие: Оформление альбома «Воздух».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...