Итоговая работа. Содержание и методика организации познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: "Вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Сапожникова Надежда Ильинична

исследование воды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

на тему:

«Вода»

по методике Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

время обучения: 10.11.2014г.- 14.11.2014г

                                  Выполнила

                                                                         Сапожникова Надежда Ильинична,

воспитатель

                                                                             СП Детский сад «Колокольчик»

                                                                                ГБОУ СОШ пос. Восточный

                                                         муниципальный район Большечерниговский

                                                                                     Самарская область

Самара, 2014г.

Тема: «Вода»

Возрастная группа: старшая

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

1)   Дать представление о том, в каком виде существует вода в окружающей среде, знания о повышении уровня воды. Формировать целостное представление об агрегатных состояниях воды: лед- вода- пар; сравнивать свойства воды, льда; выявить особенности их взаимодействия. Развивать интерес к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию, навыки лабораторных опытов.  Формировать представление об испарении воды, способности к преобразованию- превращении воды в пар при нагревании.  Развивать представления об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Поддерживать естественный интерес и любознательность воспитанников.  («Познавательное развитие»)

2)   Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий. Закрепить соблюдать необходимые меры безопасности. («Социально-коммуникативное развитие»)

3)   Расширять словарный запас (лед, пар.) Развивать умение поддерживать беседу. Закрепить умение подбирать к существительному прилагательные (лед- холодный, твердый, белый; пар- прозрачный, легкий.)  («Речевое развитие»)

4)  Закрепить понимание на слух загадку и умение ее отгадывать. Иллюстрировать свойства воды средствами произведений детской литературы. Формировать графических навыков изображения агрегатных состояний воды.  («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:  

- практические:  опыт- превращение твердого льда в жидкую воду; превращение воды в пар. Изображение воды и пара. Игровое упражнение «Лед- вода- пар»;

-наглядные:  лед, замороженный в стакане, стакан с водой, нагревание воды на электрической плите;

-словесные:  беседа; вопросы- ответы; чтение  стихотворения «Солнце дарит нам тепло»; отгадывание загадки.

Материалы и оборудование :

демонстрационный:  иллюстрации с изображением воды, стакан с водой, стакан со льдом, электрическая плитка, небольшая кастрюля.

раздаточный:  кусочки льда , камешки, легкие предметы, одноразовые ложки, тонированные листы, цветные карандаши, стаканчики с водой, стаканчики со льдом.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровое упражнение

Познавательно-исследовательская

Наблюдения,  экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадок, словесная игра, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Изобразительная

 Рисование

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 Чтение произведения

Логика образовательной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Деятельность воспитателя

Беседа о воде.

Создает проблемную ситуацию. Показывает банку с водой.  Нам известно, что вода жидкая.

Определяет целевую установку. Задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду пока она не польется  через край).

Мотивирует к поиску новых знаний. Задача: достать предмет не опуская руку в воду (класть камушки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев).

Организует выдвижение предложений. Мы знаем, что вода жидкая. Вопросы:

«Как узнать, во что может превратиться жидкое?»

 «Как из воды сделать лед?»

«Как это проверить?»

Предлагает рассмотреть воду и лед. Вопросы: «Чем они схожи, чем отличаются?» , «Что тяжелее?»,«Что произойдет если их соединить?»,«Как изменяются в соединении свойства: воды и льда?»

Демонстрирует лед, замороженный в стакане. . Задает вопрос: «Какой лед?»

(белый, холодный, твердый).

Предлагает проделать опыт по превращению твердого льда в жидкую воду.

Задает вопросы:

«Как его превратить в воду?»

«Как сделать, чтобы он растаял?»

«Что же может нагревать?»

«Что еще дает тепло?»

Читает стихотворение «Солнце дарит нам тепло,

Солнце нагревает,

Солнышко горячее

Землю освещает!

А еще огонь горячий

И горячая плита.

Греют- греют, нагревают,

Много нам несут тепла!»

Вовлекает в процесс дальнейшего выделения этапов поиска. Демонстрирует стакан с водой, задает вопросы:

«А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?»

Проводит опыт: воду нагревает в кастрюле на электрической плитке.

Задает вопрос; «Что это над водой появилось?», «Куда исчезла вода?», «Пар, какой он?» (прозрачный, легкий).

Загадывает загадку:

Если сильный- сильный жар,

Из водички будет…(пар).

Предлагает нарисовать воду и пар над ней.

Деятельность воспитанников

Слушают. Рассматривают иллюстрации.

Наблюдают.

Проделывают эти действия.

Выполняют эти действия.

Отвечают на вопросы.

Сравнивают тяжесть, соединяют воду и лед, сравнивают изменения в соединении.

Подбирают прилагательные к существительному.

Растапливают лед в руках, ставят на солнышко, ставят возле батареи.

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Наблюдают, отвечают на вопрос.

Держат над паром ложки, отвечают на вопросы.

Слушают, отгадывают загадку.

Рисуют.

Ожидаемые результаты

Поддерживает беседу.

Осознает цель поиска.

Присваивает проблему.

Активизирует необходимые знания. Осознает потребность в новых знаниях.

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи.

Проводит деятельность по проверке решения, докладывает результаты.

Правильно подбирает прилагательные.

Развит представления об источниках тепла.

Сформирован понятия свойства воды через детскую художественную литературу.

Принимает программу поиска

Развит способности к преобразованию.

Правильно подбирает прилагательные.

Соблюдает правила безопасности.

Развит умение отгадывать загадку.

Сформирован навык графического изображения воды и пара.

Итоговое мероприятие: Игра «Лед- вода- пар»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н...

Доклад «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

                                    Доклад  к педсовету «Детское экспериментирование – как основа ...