"Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelyotnye_ptitsy.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перелётные птицы»
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»..
Задачи:
Развивающая : Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Обучающая: Расширить знания детей о птицах. Закрепить знания о перелетных птицах. Закрепить обобщающие понятия. Обучать развернутому высказыванию. Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Активизировать словарь детей
Перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой.
Оборудование: Плакат с изображением природы, перелетных птиц. Мультимедийная установка; Презентация по теме: «Перелетные птицы»; аудиозапись «Голоса птиц», шапочки героев для театрализованной постановки, картинки с изображением перелётных птиц, мяч.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Ход НОД
1 этап: Вводная часть Игра на эмоциональный настрой «Давайте порадуемся» Чтение стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…» Цель: Сплочение группы, положительный настрой на деятельность. | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание |
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» - маме и папе «Доброе утро!» - останется с нами. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…» Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Не слыхать кукушки в роще И скворечник опустел. Аист крыльями полощет –Улетает, улетел. Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой чёрной В огороде на гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают? | Дети собираются вокруг воспитателя, становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу. Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми. . Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края. | Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей. Выполненный этюд формирует положительный настрой на предстоящую деятельность… Результат организационного момента: - дети включились в занятие; - у детей сформировался стойкий интерес к происходящему; |
2 этап: Основная часть НОД Цель: совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц.
| ||
Беседа с детьми. Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают». . Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места? Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой. Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают? | Ответы детей. Делают предположения Дети отвечают на вопросы воспитателя. Ответы детей. Чтобы быстро плавать и держаться на воде. Опираясь на картинки, дети называют птиц Перелетные птицы: грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи. В тёплые страны, на юг. | Дети садятся на стульчики полукругом. Показ слайдов. Дети устанавливают причинно-следственные связи. |
Физкультминутка Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц») Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки. | ||
Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом) Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю. Соловей…(поёт), Журавль… (курлычет), Ворона … (каркает), Кукушка… (кукует), Утка…(крякает), Курица…(квохчет), Голубь…(воркует), Воробей…(чирикает). «Кто улетел?» Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше. Сценка «осенние разговоры» Черепаха. Слышишь, улитка? В дальние страны, Ветер уносит птиц караваны. Видишь их? Взмыли они в небеса. Тихими станут наши леса. Как хорошо нам без их трескотни. В долгие ночи, зимние дни! Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь? Спряталась в домик. О чем ты грустишь? Улитка. Нет, Черепаха, зимою и летом, Я не скучаю в домике этом. Скромно живу и не знаю, бывает, Кто улетает, а кто прилетает. Что ж тут грустить? Но другие иначе…Слышишь, Лягушка об Аисте плачет? Лягушка. Вот насмешили! Вот чудаки! Аист меня сторожил у реки. Он улетел, и, скажу вам, друзья, Только теперь успокоилась я. Квакаю громко и не боюсь, Что у него в животе окажусь. Слышите, каркает Ворон на ели? Ворон жалеет, что все улетели. Ворон. Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том? Здесь я остался лучшим певцом. Слушайте дивную песню мою. Сладок мой голос, когда я пою. Заяц. Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще? Певчие птицы нам пели послаще. Только они улетели на юг, Голо и тихо стало вокруг. Грустная осень пришла на поля, Снегом покроется наша земля. Лес золотой осыпает листву. Я одиноко и скучно живу.Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей, С вашими песнями станет теплей. | Дети активно включаются в игру. Дети отвечают полным предложением. Дети участвуют в театрализованной постановке. | Смена деятельности, направленная на предупреждение переутомления детей. Игра на зрительную память и внимание Дети берут маски своих героев для участия в театрализованной постановке. Дети сидят на стульчиках и смотрят постановку. |
| ||
3 этап: Итог НОД
| ||
О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. | Ответы детей. Дети дают оценку деятельности и полученной информации. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."
С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....
Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...
календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»
Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...
План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...
Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"
В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».
Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...