"Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД  по ознакомлению с природой в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Перелётные птицы»

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»..

Задачи:

Развивающая : Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Обучающая:  Расширить знания детей о птицах. Закрепить знания о перелетных птицах. Закрепить обобщающие понятия. Обучать развернутому высказыванию. Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Активизировать словарь детей

Перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой.

Оборудование: Плакат с изображением природы, перелетных птиц. Мультимедийная установка; Презентация по теме: «Перелетные птицы»; аудиозапись «Голоса птиц», шапочки героев для театрализованной постановки, картинки с изображением перелётных птиц, мяч.

Предварительная работа:  Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Ход НОД

1 этап: Вводная часть

Игра на эмоциональный настрой  «Давайте порадуемся»

Чтение стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Цель: Сплочение группы, положительный настрой на деятельность.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.

Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети собираются вокруг воспитателя, становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

.

Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей.

Выполненный этюд формирует положительный настрой на предстоящую деятельность…

Результат организационного момента:

- дети включились в занятие;

- у детей сформировался стойкий интерес к происходящему;

2 этап: Основная часть НОД

Цель: совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц.

  1. Закрепить знания о перелетных птицах. Закрепить обобщающие понятия.
  2. Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
  3. Развитие речевой активности, диалогической речи.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Беседа с детьми.

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

.

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

 Воспитатель.

Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

 А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 

Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

 Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Ответы детей.

Делают предположения

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Ответы детей.

Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Опираясь на картинки, дети называют птиц

Перелетные птицы: грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи.

В тёплые страны, на юг.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Показ слайдов.

Дети  устанавливают причинно-следственные связи.

Физкультминутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(воркует),

Воробей…(чирикает).

 «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Сценка «осенние разговоры»

Черепаха.

Слышишь, улитка? В дальние страны,

Ветер уносит птиц караваны. Видишь их? Взмыли они в небеса. Тихими станут наши леса. Как хорошо нам без их трескотни. В долгие ночи, зимние дни! Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь? Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Улитка.

Нет, Черепаха, зимою и летом, Я не скучаю в домике этом. Скромно живу и не знаю, бывает, Кто улетает, а кто прилетает. Что ж тут грустить? Но другие иначе…Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Лягушка.

Вот насмешили! Вот чудаки! Аист меня сторожил у реки. Он улетел, и, скажу вам, друзья, Только теперь успокоилась я. Квакаю громко и не боюсь, Что у него в животе окажусь. Слышите, каркает Ворон на ели? Ворон жалеет, что все улетели.

Ворон.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том? Здесь я остался лучшим певцом. Слушайте дивную песню мою. Сладок мой голос, когда я пою.

Заяц.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще? Певчие птицы нам пели послаще. Только они улетели на юг, Голо и тихо стало вокруг. Грустная осень пришла на поля, Снегом покроется наша земля. Лес золотой осыпает листву. Я одиноко и скучно живу.Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Дети активно включаются в игру.

Дети отвечают полным предложением.

Дети участвуют в театрализованной постановке.

Смена деятельности, направленная на предупреждение переутомления детей.

Игра на зрительную память и внимание

Дети берут маски своих героев для участия в театрализованной постановке.

Дети сидят на стульчиках и смотрят постановку.

 

3 этап: Итог НОД

  • Цель: выяснить, что запомнили на занятии, что понравилось, что узнали нового и интересного; развивать связную речь; формировать навыки самоконтроля, рефлексию.
  • Методы и приемы: беседа, подведение итогов.

О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

  1. «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Ответы детей.

Дети дают оценку деятельности и полученной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...