проект "Вода - наш друг"
проект (младшая группа) по теме

Голдина Лариса Николаевна

Познавательная активность, согласно мнению Выготского Л. С. естественным образом развивается через создание взрослым проблемных ситуаций, организацию наблюдений и экспериментов.Такой системный подход позволяет интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Кроме развития познавательных способностей для младших дошкольников актуальна проблема привыкания к детскому саду. Игры-экспериментирования с водой очень эффективны в период адаптации, поскольку позволяет снять напряжение, вызывает радость, эмоциональный подъём. Ребёнок легче познаёт окружающий мир с помощью явлений, предметов, событий, которые его окружают, с которыми он сталкивается с первых дней своей жизни.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Вода - наш друг"497.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

ПРОЕКТ «ВОДА - наш друг»

                 

 

Актуальность

Современный дошкольник отличается от детей, о которых писали Ж. Пиаже, Л. В. Выготский, В. С. Мухина, М. И. Лисина и т. д. В связи с изменениями формы внешней активности (сюжетно-развивающая игра), распались многие социально-культурные механизмы, завоевавшие специфику детства (многопоколенная семья, разновозрастное детское сообщество, дворовые объединения детей). Всё чаще встречается тип ребёнка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм).      

Повсеместное внедрение раннего обучения приводит к распределению темпов развития познавательных процессов, снижению познавательной мотивации, любознательности, способности ребёнка самостоятельно добывать знания. Очень важно, чтобы процесс развития ребёнка проходил естественным образом. С учетом сензитивных периодов развития в детских видах деятельности, с активным участием взрослого (особенно на ранних этапах), анализ различных подходов к развитию ребёнка, изучение педагогической и психологической литературы, анализ собственного опыта позволило сделать вывод, что следует использовать целостный подход к развитию и воспитанию ребёнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Таким образом, органичное вхождение ребёнка в современный мир обеспечивается взаимодействием дошкольника с различными сферами деятельности и поведения: игрой, трудом, экспериментированием, наблюдением и т. д.

Вне зависимости от темы образовательных задач развитие ребёнка целесообразно осуществлять согласно трём взаимосвязанным линиям: «Чувствовать- Познавать-Творить» путём интеграции естественных для каждого возраста дошкольника видов деятельности.

Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включая каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

 В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познание окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности всё ещё продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.                                  

На младшей возрастной ступени в развитии познавательной активности велика роль взрослого, который даёт образец деятельности, обогащает пассивный и развивает активный словарь ребёнка, используя художественное слово, малые формы фольклора и т. д.

Познавательная активность, согласно мнению Выготского Л. С. естественным образом развивается через создание взрослым проблемных ситуаций, организацию наблюдений и экспериментов.                                           Такой системный подход позволяет интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Кроме развития познавательных способностей для младших дошкольников актуальна проблема привыкания к детскому саду. Игры-экспериментирования с водой очень эффективны в период адаптации, поскольку позволяет снять напряжение, вызывает радость, эмоциональный подъём. Ребёнок легче познаёт окружающий мир с помощью явлений, предметов, событий, которые его окружают, с которыми он сталкивается с первых дней своей жизни.      

Таким образом актуальность данного проекта обусловлена:

  1. Целостным подходом к развитию ребёнка как субъекта детской деятельности и поведения
  2. Активной развивающей позицией взрослого использующего современные технологии, методы и средства в познании ребёнком окружающего мира и самого себя.
  3. Возможностью удовлетворить естественную познавательную потребность ребёнка в самостоятельной деятельности, активно используя полученные знания, умения, навыки в обыденной жизни.

Описание проекта

Проект «ВОДА – наш друг».

Вид проекта: педагогический, долгосрочный (один месяц)

Участники проекта: воспитатель младшей группы Л.Н. Голдина, дети младшей группы и родители МАДОУ «Детский сад № 419»

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей, в интересной и увлекательной форме, со свойствами воды.

Задачи:

  • Развивать познавательные способности детей в процессе различных видов деятельности: игра, труд, экспериментирование, продуктивные виды деятельности;
  • Формировать представления детей о свойствах воды;
  • Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений и исследований;
  • Обогатить активный словарь детей, используя художественное слово, малые формы фольклора.
  • Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка;
  • Активизировать в речи слова прилагательные и глаголы, использовать их в речи детей.

Стратегия и механизмы реализации проекта.

При составлении проекта учитывались следующие принципы:

  • принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
  • принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для их развития;
  • принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития;

Взаимодействие с родителями.

  • Сотрудничество педагогов и родителей по экологической грамотности, сбор информации о воде и её состояниях, оформление альбомов, презентаций.
  • Консультации «Опыты и экспериментирование с детьми», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях с водой»
  • Рекомендации для родителей «Экспериментируем с водой вместе с детьми»
  • Открытые мероприятия «Эксперименты с водой»

План реализации проекта.

Этапы

Задачи

Методы и формы

сроки

Подготовительный

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой

Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта «Волшебница-вода»

Диагностика

Определение проблемы

Постановка цели и задачей

Планирование различных форм работы с детьми по данной теме: НОД, чтение художественной литературы, заучивание стихов и потешек, наблюдения, экспериментирование, познавательные и подвижные игры

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности

Разработка картотеки для игр с водой

Оформление дидактических игр природоведческого характера

Подбор детской литературы, музыкальных записей, иллюстраций о воде

Сентябрь

Привлечь родителей к созданию предметной-развивающей среды для экспериментирования, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование

Нетрадиционные родительские собрания

Индивидуальные встречи-консультации

Информационно-наглядные

Открытые мероприятия

Создание экспериментальной лаборатории

Этапы

Тема и задачи

Методы и формы

Сроки

основной

  1. «Помощница-вода»

Культурно-гигиенические навыки

Задачи:

обогатить представления детей о значимости воды,

формирования у них К.Г.Н., умения пользоваться мылом, водой, полотенцем с ранних лет

учить использовать

алгоритмы действия

(приложения № 6)

Полив растений

(гибикус, спатифиллум)

Задача: овладеть первоначальными сведениями о важности воды в жизни растений

Стирка кукольного белья

Задачи: способствовать накоплению у детей   представлений о свойствах

воды;

познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую

с холодной;

Вода вокруг нас

Задачи: обогатить знания детей о природных явлениях, показать разнообразие состояния воды в окружающей среде

Откуда в наш дом приходит вода»

Задачи:

Обогатить знания о воде и её разных состояниях; Формировать умение детей экспериментировать;

Учить бережному отношению к воде.

Чтение «Мойдодыр»

К. И. Чуковский

Вопросы после чтения (приложение № 1)

Чтение потешек при умывании

Обобщающая беседа «Слава воде!»

(заучивание отрывка из

произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»)

Экспериментирование

(на примере двух растений, одно полито, другое не полито - завяло)

Вопросы:

Почему завяло растение?

Что для этого необходимо?

(провести полив растения посмотреть через час, что произошло)

Опытно-исследовательская деятельность (на примере холодной и горячей воды)

перед детьми ставится две ёмкости с водой горячей и холодной.

Вопросы:

Какой водой лучше стирать?

Как нам сделать нужную воду?

Наблюдения в природе

«Где мы видим воду?» (облака, дождь, лужи, снег, лёд)

(приложение № 2)

Рассматривание иллюстраций о воде (лужа, река, ручеёк, море, снежные постройки)

Экспериментирование с водой и льдом (что произойдёт с водой если её поставить в сильный холод)

(приложение № 3)

Подвижные игры «Перепрыгни через лужи», «Море волнуется раз», «Ходят капельки по кругу»

Музыкальная деятельность

Слушание музыкальных произведений:

«Дождик» Свиридов Д. В.

«Лесной ручеёк» Аренский А. С.

«Океан – море синее» Римский-Корсаков Н. А.

Чтение и заучивание стихов и потешек о воде.

Продуктивная деятельность: рисование. лепка, аппликация: «Капельки», «Дождик», «По воде плывёт кораблик» «Рыбки»

Экспериментирование с водой

«Вода льётся из крана»

«Вода жидкая-она может течь»

«Вода – прозрачная»

«Узнаем, какая вода»

Чтение потешек о воде, загадывание загадок, игры с водой (приложение № 4)

Октябрь

(ежедневно)

Октябрь

(первая неделя)

Октябрь (первая неделя)

Октябрь (вторая неделя)

Октябрь (один раз в неделю во время прогулок)

Ежедневно

Октябрь (два раза в неделю)

Утренний и вечерний отрезок времени

Октябрь (совместная и самостоятельная деятельность)

Октябрь (два раза в неделю)

   

Октябрь (вечерний отрезок времени)

Этап

Задачи

Методы и формы

Сроки

аналитический

Закрепить полученные знаний по теме «Волшебница-вода»

Обобщение результатов работы, их анализ;

Создание практического материала для родителей: рекомендации, буклеты, памятки;

Оформление выставки детских работ;

Проведение развлечения «В гости Капелька пришла»

(приложение № 5)

Октябрь

(последняя неделя)

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта ребёнок

  • Проявляет интерес к процессу мытья рук с помощью алгоритмов;
  • Учится экономно расходовать воду;
  • Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
  • Вместе со взрослым учится осуществлять ряд опытов и поисковых действий, помогающих понять, что для жизни растений и всего живого необходима вода (для полива, питья и т. д);
  • В процессе игр-опытов узнаёт, как меняется свойство воды, от разных внешних воздействий, учится правильно называть эти свойства и качества;
  • Осваивает умение диалогической речи (вступает в контакты со взрослым и сверстниками, задаёт вопросы, отвечает на вопросы, обращения взрослого, сообщает о своих впечатлениях, участвует в общем разговоре);
  • Начинает осваивать умения монологической речи (принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого);
  • Практикуется использовать в собственной речи названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, слова обозначающие действия (льётся, капает, выливается, тает и т. д), название объектов и явлений природы;
  • Знакомится с художественными произведениями про воду разных видов и жанров (потешки, песенки, прибаутки, заклички – обращения к природе);
  • Узнает наиболее простые особенности литературной речи – простое традиционное средство выразительности языка фольклора;
  • Научится создавать простейшие изображения на основе линий, штрихов, пятен, простых форм;
  • С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые произведения;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.

У родителей повысится компетентность в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования.

Проект может быть апробирован в дошкольном образовательном учреждении в виде открытых мероприятий, презентации, консультаций для педагогов и родителей по дальнейшей работе по проекту.

Список литературы.

1.Бабаева, Т. И. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.-СПб: Детство-Пресс, 2011. - с. 67-69.

2.  Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг нас/Н. Ф. Виноградова,    Т. А. Куликова.- М: 1993

3. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка: моногр. /Л. С. Выготский. – М: Смысл, Эксмо, 2004. – 430 с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под. Редакцией М. А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: -3-е изд., испр. И доп. –М: Мозайка-Синтез, 2005. с.45-49

5. Хухлаева О. В. Маленькие игры в большое счастье/О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. -М: Эксмо-Пресс, 2001. -с.9.

6. Кастрыкина В. Н. Организация деятельности на прогулке: вторая младшая группа/ В. Н. Кастрыкина, Г. Б. Попова. - Волгоград: Учитель, 2012. -  200 с.

7. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей с 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – с. 49-52

8. Волчкова В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ЧП Люценин С. С., 2007. – 392 с.

9. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке/ Н. В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 192 с.

10. Буклет потешки о воде. - URL: http://sundekor.ru/referat/buklet-poteshki-o-vode

Приложение № 1

Проблемные ситуации с водой

  Педагог читает произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр»

  После прочтения задаёт вопросы:

 -Почему у мальчика убежали все вещи?

-Что необходимо для умывания? (мыло, щётка, вода)

 Педагог:

-Можем ли мы сами умыться без воды?  (ответы детей)

 Педагог предлагает детям пройти в умывальную комнату и умыться без воды   (перекрывает кран). Дети используют различные принадлежности

 Педагог:

-Удобно ли умываться без воды?  (ответы детей)

 Затем включает воду и предлагает  вымыть руки  уже с водой                                                                                  

 Педагог:

-Как лучше мыть руки, с водой или без неё?  (ответы детей)

 Педагог делает вывод, что для мытья рук вода самое важное в жизни человека.

Приложение № 2

Наблюдения в природе

 

Задачи: формировать представление о том, что вода бывает в разнообразных состояниях (дождь, снег, туман, иней, лёд)

Наблюдение за дождём

Осенний ветер пригнал по небу тучку с водой. Стал ветер плясать и прыгать по толстой тучке. Из нее полился осенний дождик. Падают дождинки и сливаются в лужицы. Осенью дождик холодный, и лужицы холодные. Мы вышли на прогулку после дождя. Сделайте вдох. Что вы почувствовали? Воздух свежий, приятный. Посмотрите на травку. Что о ней можно сказать? Какая она? А дорожка какая? Она тоже мокрая. Это прошел дождик, везде разбросал свои капельки-дождинки. Давайте еще поищем его мокрые следы: на скамейке, на цветах, на лесенке. Все вокруг стало чистым и ярким.  

Наблюдение за туманом

Наблюдение: Как вы думаете, как образуется туман? Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более холодным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды, капельки так малы, что они не падают, а висят в  воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко.  

 Наблюдение за первым льдом на лужах

Посмотрите на лужицу, что вы заметили. На луже корочка льда. Лед какой? (Прозрачный, тонкий). Почему замерзла вода? (Из-за мороза). Лед тонкий и хрупкий. Если слегка наступить, лед трескается.

Наблюдение за инеем

Беседа: Педагог задает детям загадку. Что это? Иней. Воспитатель обращает внимание детей на легкий белый налет на скамеечках, дорожках, на железных предметах. Объясняет разницу между инеем и снегом. Подвести к выводу, что иней, как снег и лед – замерзшая вода. На улице стало холоднее. Нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть.

 Наблюдение за снегом

Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду.  Объяснить, что снег - это тоже вода, только она замёрзла. Если взять его в руку, то он растает и получится водичка.

Приложение № 3

Экспериментирование с водой

«Поможем кукле постирать одежду»

Задачи:

Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды;

Познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую воду с холодной.

Материал: тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, кукольная одежда, кукла Маша.

Ход.

В группу приходит кукла Маша и просит помочь ей постирать одежду, а стиральной машинки у ней нет

Воспитатель: Как же нам помочь кукле? У нас отключили воду. Наша няня запасла только холодную воду. Но можно ли стирать холодной водой? Дети объясняют, почему плохо стирать холодной водой - можно простудиться, неприятно, замёрзнут руки, плохо отстирывается грязь.                  

 А очень горячей водой можно стирать? Дети объясняют, почему плохо стирать очень горячей водой - можно обжечься, даже получить ожог.

Воспитатель: Можно ли помочь Маше?

Как вы думаете? Может нам подождать, когда вода остынет (но это долго);

поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);

 горячую и холодную воду (это быстро и легко).

Воспитатель: Что для этого необходимо взять? (Уточняется, для чего необходим каждый предмет: необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, когда она прольётся.)

Дети рассказывают Маше о правилах при работе с водой.

В процессе самостоятельной деятельности они получают тёплую воду путём смешивания холодной и горячей воды и предлагают Маше постирать одежду

 Кукла Маша благодарит детей за помощь и предлагает постирать и свои платочки.

В конце экспериментирования дети делают выводы:

-чтобы получить тёплую воду, нужно смешать горячую с холодной;

-в кране тоже можно получить тёплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

 

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

«Вода льётся из крана»

Задача: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: стаканчик.

Ход:  

 Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Ребята, а где у нас в группе живет вода? (Высказывания детей.) Давайте проверим.

 Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Мы пришли в умывальную комнату, а воды нет. Что надо сделать, чтобы была вода? (Открыть кран.)

-Правильно, вода в доме живет в этом кране. Когда кран открываем, то мы выпускаем из него воду.

Воспитатель просит ребенка открыть кран.

-Что вы видите? (Льется вода)

Вывод. Вода из крана льется, течет, бежит струйкой вниз.

-Давайте наберем воду в стаканчик.

Ребенок помогает воспитателю палить в стаканчик воды.

-Посмотрите и скажите, какую воду мы налили в стакан?

(Чистую.)

-Ребята, посмотрите на меня через стакан с водой, вы меня видите? (Ответы детей.)

-Я вас тоже вижу.

Вывод. Вода в стакане чистая и прозрачная.

-Подойдите к раковине, откройте воду и подставьте под нее свои руки. Вы их видите? (Ответы детей.)

-Почему вы их видите, какая вода льется из крана? (Чистая, прозрачная.)

Вывод. Да, вода чистая и прозрачная, сквозь воду видны руки и мыло.

-Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук?

(Грязная.)

-Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь с рук? (Вода и мыло.)

-Нужна ли нам вода? Кому нужна вода? (Взрослым, детям)

Вывод. Вода течёт из крана. Она чистая, прозрачная. Вода смывает грязь. Вода нужна всем, воду надо беречь. Кран не надо открывать сильно. Дома расскажите родителям, бабушкам и дедушкам о том, что воду надо беречь.

 Итог занятия.

 Воспитатель. Где живет вода в доме? (В кране.)

-Что происходит с водой, когда открываем кран? (Она льётся.)

-Можем ли мы видеть руки через воду? (Да. Вода чистая и прозрачная.)

-Что смывает грязь с наших рук? (Вода и мыло.)

-Как нужно относиться к воде? (Бережно.)

 Вода жидкая – она может течь

Цель: познакомить со свойством воды - текучестью.

Материал: вода.

Оборудование: две ёмкости, твёрдый предмет (кубик).

Ход

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает познакомиться со свойством воды

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Нельзя брать в рот кубик.

Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой. Дети наблюдают и отмечают, что вода из одного сосуда перетекает в другой. Один сосуд стал полным, другой - пустым.

Воспитатель. Почему так происходит? (Высказывания детей.)

Вывод: Правильно. Вода жидкая, она может течь.

Воспитатель в сосуд с водой кладёт твёрдый предмет (кубик).

Воспитатель. Можно ли кубик переместить из одного сосуда в другой? (Высказывания детей.)

Воспитатель переливает воду из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Дети наблюдают и отмечают, что предмет переместился из одного сосуда в другой. Один сосуд стал полным  с находящимся внутри кубиком, другой - пустым.

Воспитатель. Почему так происходит? (Высказывания  детей.)

Вывод. Вода жидкая, она может течь.

Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода – жидкая (Дети повторяют.)

Формулировка выводов.

Вода жидкая — она может течь.

Итог занятия.

Воспитатель: Где живёт вода? (Вода живёт в кране.)

-Почему вода из одного сосуда перетекает в другой? (вода  жидкая, она может течь.)

Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду.

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса).

Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (в холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (в комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно).

Когда лёд превращается в воду? (тогда, когда очень тепло).

 

                                                       

Приложение № 4

Стихи и потешки о воде

Водичка-водичка,

Из крана бежит,

Сверкает, искрится,

И мыться велит

Бежит, бежит водичка,

Меж камушков так быстро,

Журчит, журчит, играется,

Водица развлекается!

Вода, вода, водица,

Помоги нам всем напиться,

Чтобы жажда не томила,

Детке хорошо, чтоб было!

Река, и озеро, и пруд

Всегда нас летом в гости ждут,

В жару приятно очутиться

И у ручья — воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:

Она и кораблям важна,

Плывут что на морском просторе,

Пшенице, спеющей на поле...

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Приложение № 5

«В гости Капелька пришла».

(совместная деятельность педагога, детей и родителей)

Под проигрывание музыкального произведения. В.А.Моцарта («Шум дождя»)  

Входит капелька:

 -Здравствуйте ребята! Я капелька воды! Я очень рада с вами познакомиться, я упала с неба.

Воспитатель: Но как же ты на небо попала?

Капелька: Я упала с неба на землю вместе с дождиком!

Воспитатель: Дети, а если у нас в гости соберётся много капелек воды, то, что будет? Совершенно правильно, будет речка или даже море воды!

Ребята, а когда мы с вами умываемся под краном или ручки моем, как водичка у нас журчит? Какой звук она создаёт, (булькает) Правильно детки. Водичка булькает! А ещё водичка как у нас шумит? (с-с-с) совершенно правильно ребята. Мы сейчас послушаем с вами как (булькает водичка, как она шумит)

(воспитатель открывает кран дети слушают какие звуки создаёт вода при открытии крана).

Воспитатель: Капелька, а ещё наши ребятки знают потешку про водичку и сейчас тебе смогут рассказать её.

Водичка, водичка, умой моё личико

Что бы глазки блестели

Что бы щёчки краснели

Что б смеялся роток

Что б кусался зубок

Капелька: Ребята, а кто знает, умет ли водичка превращаться?

(проводится опыт с водой, прозрачная вода - не прозрачная)

-А давайте мы с вами рассмотрим воду (воспитатель показывает детям стакан апельсинового и воду) в каждый стакан положили карандаш- Скажите, дети, в каком стакане видно кисточки, а в каком не видно? В каком стакане вода прозрачная, а в каком не прозрачная вода? Почему вы так думаете?

-В стакане в котором налит сок кисточку нам не видно, потому что сок непрозрачный, а где налита вода там нам видно кисточку.

Наш вывод: Сок не прозрачный, а вода прозрачная, она чистая.

Капелька: дети, давайте мы попробуем на вкус сок и воду, чем сок отличается от воды по вкусу (дети пробуют)

Наш вывод: Сок сладкий и пахнет апельсином, а вода не имеет вкуса, не имеет запаха (вода без запаха и без вкуса вкуса).

Воспитатель берёт стакан со льдом и обращается к детям:

- Ребята, как вы думаете, лёд - это твёрдая вода?

-А если мы достанем лёд из стакана и возьмём его в руку, что со льдом будет? Он начнёт таять? Почему?

-Потому, что рука теплая, а лёд холодный! А если мы нальём из-под крана тёплой воды,

(воспитатель наливает тёплую воду и кладет лёд в тёплую воду, лёд тает)

Что случилось со льдом? Правильно, он растаял. Почему? Потому, что вода тёплая, а лёд - холодный.

Наш вывод: Лёд тоже вода!

-Когда нам хочется пить, что мы с вами пьём? Верно воду!

-Ребята, когда нам нужно помыть ручки, умыть лицо, чем мы умываемся? - Правильно, водой!

-Дети, а давайте мы с вами перечислим все свойства воды, о которых мы с вами узнали в результате проведения наших с вами опытов, вода не имеет цвета, не имеет запаха, вкуса, вода может быть твёрдой (лёд) а может быть теплой и холодной.

Родители читают стихи о воде:

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянии полезна она.

 Не менее, впрочем, полезна вода,

 Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит

Воду нужно экономить! НЕ оставлять открытым кран без надобности и относится к ней очень бережно, потому что вода имеет огромную роль в жизни человека, без воды мы не сможем жить!

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода.
И жизнь на планете затихнет тогда
.

Капелька: До свидания!  Мне пора уходить. Спасибо за интересные опыты. Если можно я ещё к вам приду.

Под музыку «Шум дождя» Капелька уходит.

Приложение № 6

Алгоритмы деятельности с водой

умывание

http://truetheatregoer.com/images/55f43d3637670.jpg 

готовим        моем посуду        стираем

Стирка кукольной одежды

C:\Documents and Settings\Лариса\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Изображение 2552.jpg

        

Алгоритм подготовки занятия - экспериментирования

1.Выбор объекта исследования.

2.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных  материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3.Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

4.Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

5.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).

7.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

9.Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговременным.

10.Прогнозирование результата.

11.Закрепление последовательности действий.

12.Закрепление правил безопасности.

Приложение № 7

Диагностическая карта по разделу: «Вода – волшебница»

Дата проведения диагностики: начало года _____    конец года______

Фамилия, имя

ребенка

Ребенок ориентируется

в понятиях

«Живая и неживая природа», «Вода»

Ребенок ориентируется в понятиях «Конденсация»

«Испарение»

Имеет представление о круговороте воды в природе

Свойства воды

Ребенок знает три состояния  воды

Ребенок имеет представление об источниках загрязнения воды

Итого

Вода не имеет запах

Вода не имеет

вкус

Вода не имеет

цвет, она прозрачна

Вода не имеет формы

Вода обладает текучестью

Вода обладает растворимостью

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

 

Оценка

Критерии оценки

3 балла

Ребенок без помощи взрослого определяет понятие «Вода», ребенок анализирует понятие «Вода», называет правильно 3 состояния воды, и делает выводы о свойствах воды (вкус, цвет, запах, форма, текучесть, растворимость)

2 балла

Ребенок с помощью взрослого определяет понятие «Вода»; называет правильно 3-4 свойства воды

1 балл

Ребенок не имеет представления о понятии «Вода», называет правильно 1-3 свойства воды  

Оценка уровня развития:

Низкий – 10 -16 баллов;

Средний – 17 – 25 баллов;

Высокий – 25 – 30 баллов.

Анкета для родителей

1.Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?

2.Интересует ли Вас лично данная проблема?

3.Ощущаете ли вы, что ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?

4.В чем это проявляется?

Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.

Пытается экспериментировать самостоятельно

Просит Вас принять участие в экспериментах.

5.Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?

6.Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?

7.В чем это проявляется?

Беседовали с ребенком об экспериментировании.

Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.

Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.

Сажаете деревья.

Охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе?         

Нужно ли это делать?

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...