Конспект НОД с детьми средней группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Куприянова Юлия Владимировна

Конспект НОД с детьми средней группы "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Познавательное развитие»

Тема: Зимующие птицы.

Задачи: Познакомить детей с зимующими птицами; закладывать основы экологического воспитания; активизировать наблюдательность; расширить словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, клест, свиристель, дятел, корм, семена, зерно, крупа, кормушка), уточнить значение глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует); учить ориентироваться в пространстве; упражнять в счете. Прививать любовь к природе. Воспитывать желание помогать птицам, подкармливать их зимой.

Обогащение словаря: снегирь, синица, клест, свиристель, дятел, корм, семена, зерно, кормушка.

Активизация словаря: зимующие птицы, перелетные птицы

 Предварительная работа: рассматривание изображение перелетных и зимующих птиц; чтение рассказов  о жизни птиц зимой и стихотворений о птицах; наблюдение за птицами во время прогулок

Оборудование: Игрушка – птичка, коробка, мешочек с зерном, маски воробья, голубя, синички; магнитная доска, изображение дерева, изображения синичек и снегирей; ширма для театра, изображения клеста, сороки, снегиря, свиристеля, совы, синицы, дятла, кормушка, элементы для украшения кормушки, клей, клеенка, салфетки; разноцветные бумажные цветы.

Ход образовательной деятельности.

I.Вводная часть.

1.Организационный момент.

Дети заходят в группу и замечают на столе большую коробку.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится внутри?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Давайте ее откроем.

Воспитатель открывает коробку и достает оттуда игрушку – птичку (яркой окраски, необычная) и небольшой мешочек.

2.Проблемная ситуация.

Воспитатель: Кто это? (варианты детей) Эта птичка прибыла к нам издалека. Послушайте, что эта птичка рассказала мне: Живет она далеко в теплых странах. Каждую осень прилетают в теплые страны на зимовку птицы из наших краев. От этих птиц она и узнала, что в наши края приходит суровая зима, покрывает всё кругом снегом и льдом, повсюду властвуют морозы и метели. Сложно зимой найти корм и не замерзнуть. Поэтому многие птицы улетают зимовать в теплые страны. Но некоторые остаются зимовать в родных краях. И вот птицы южных стран передали подарок для зимующих птиц (показывает мешочек, предлагает детям потрогать содержимое мешочка, не развязывая его). Что же там внутри? (семечки, зерно, корм для птиц) Но наша птичка-невеличка не знает кому передать этот подарок, где искать зимующих птиц. Ребята, поможем ей?

II.Основная часть.

1.Решение ситуации.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в гости к зимующим птицам и передадим им подарки южных птиц. Наша первая остановка – обычный двор. Давайте посмотрим, какие птички здесь зимуют.

Выходят дети в масках воробья и голубя.

Воробей: Скачет бойкий воробей
              Возле маленьких детей:

          — Эй, ребятки, просьба есть,
             Бросьте крошечек поесть.

              Помогите воробью,
            Я вам песенку спою!

Голубь: Белые голуби
            слетались к проруби.
            Им водицы ледяной
            хочется напиться —
            всего по капельке одной,
            чтоб не простудиться!

Воспитатель: Воробьи и голуби живут рядом с человеком. Питаются они крошками, зернышками – всем, что найдут. Городские или домовые воробьи гнездятся под балками крыш, в щелях домов, в пустых скворечниках. Полевые воробьи гнездятся в дуплах деревьев, гнездовых ящиках. Если воробей находит корм, он сразу зовет других воробьев. Ночью птицы собираются в стайку и греют друг друга. Голуби проживают на чердаках домов, которые стали им комфортным местом гнездования. Чтобы не замерзнуть птицы много двигаются.

2.Подвижная игра «Воробышек»

-Давайте, погреемся вместе с птичками и поиграем в подвижную игру «Воробышек».

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка поскорей.

Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок - он скачет как воробей. Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.

Воспитатель: Дорогие воробьи и голуби угощайтесь, пожалуйста! (угощает зернышками из мешочка).

3.Дидактическая игра «Птички на дереве»

Воспитатель: Ой, посмотрите, к нам летит какая-то птичка! (ребенок в маске синички)

Синичка: Я – птичка-невеличка.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

Вы узнали меня ребята?

Дети: Синичка.

Воспитатель: Синички живут в лесу, но зимой они улетают к человеческому жилью, где более вероятно найти пищу. Их пищей может быть зерно, крупа, кусочки мяса, сало, творог.

-Зимой к человеческому жилью прилетают и эти птицы:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь.

Воспитатель: Снегири и синички предлагают поиграть с ними.

На магнитной доске изображение дерева. Воспитатель дает задания детям: справа на верхней ветке расположить 3 снегиря, на нижней синичек на одну меньше и т.п.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте угостим птичек кормом и отправимся в зимний лес.

4.Театрализованная деятельность «Как сорока клеста судила».

Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:

Клест: — Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

Сорока: — Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

Снегирь:— Что за шум? За что клеста судить?

Клест: — Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

Снегирь:— И холодов не боишься?

Клест: — Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

Свиристель:— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут?

Клест: — Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

— А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.

Клест: — Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы.

— Молодцы клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

Сова: — Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

Снегирь: — Не права ты, сорока.

Синица: — Трещишь без толку.

Дятел:— Не за что клеста судить.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела.

5.Изготовление (украшение кормушки).

Воспитатель: Ребята, давайте перечислим нашей заморской гостье каких птиц мы встретили в лесу. (клест, дятел, сорока, сова, свиристель).

-Зимой птицам живется тяжело. Им не так страшен холод, как страшен голод. Человек помогает птицам зимой, подкармливает их. Для этого люди делают кормушки. Ребята, давайте и мы с вами сделаем кормушку для птиц. (вариант: украсим кормушку).

Пальчиковая игра «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело?
Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых перышках.
Всем хватило зёрнышек.

Изготовление (вариант: украшение кормушки)

-Какая замечательная кормушка у нас получилась. Давайте сегодня во время прогулки повесим ее на нашем участке и будем подкармливать птиц.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, мешочек пуст, значит, мы помогли южной птичке и она может вернуться домой. Она очень благодарна нам и хочет подарить цветы. Кому сегодня было весело и интересно, возьмите желтые цветы. Если вам не понравилось наше путешествие и было скучно – возьмите зеленые цветы. А если вам было сегодня грустно – возьмите синие цветы.

Воспитатель: Спасибо, тебе, птичка! Счастливого пути! Прилетай к нам в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми средней группы на тему "Перелётные птицы"

Пригревает солнышко, на пригорках появляются первые проталины. По обочинам дорог бегут ручейки. Сегодня я пришла в садик очень рано, прошла по нашей площадке. Было очень тихо. Только птицы щебета...

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми средней группы "Птицы"

Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц....

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШЕК ДЛЯ ПТИЦ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА»

Актуальность  непосредственной образовательной деятельности: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период...

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному развитию тема: «Зимующие птицы».

формировать опыт применения знаний детей о «зимующих» птицах, и о видах питания зимующих птиц....

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей познавательное и физическое развитие на прогулке: «Наблюдение за птицами (голуби)»

Конспект НОД "Наблюдение за птицами" на прогулке разработан, чтобы расширить знания детей о птицах. Развивать интерес к окружающему миру, любовь к животным....