Прошлое и настоящее Кубани. «Казацкая станица Каневская, И Родина любимая моя”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с жизнью и бытом Каневского казачества, их традициями, обычаями, предметами обихода и одежды;

  • изучить фольклор кубанского казачества;

  • закрепление полученных знаний во время предварительных бесед.

Развивающие:

- развивать мышление, память, наблюдательность.

Речевые:

- развивать связную монологическую и диалогическую речь, обогатить лексику детей: хата, цэглынки, рушник, глэчик, крынка, полог, скрыня.

Воспитательные:

- воспитать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение к прошлому, традициям и культуре казацкого рода.

Материалы и оборудование: эпизод хаты: лавки, столы, глиняная посуда, деревянная посуда, самовар, пирог для угощения, вышитые салфетки, рушники, скатерть; костюмы казаков, песни кубанских казаков, холсты бумаги для изготовления рушников, соленое тесто, картинки с изображением хаты, одежды казаков; картинка-пазл для дидактической игры «Казацкая посуда».

Подготовка к занятию: предварительные беседы на темы: «Хата казака», «Утварь», «Одежда казака». Экскурсия в Каневской краеведческий музей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kubanovedeniyu.odt595.03 КБ

Предварительный просмотр:

        Прошлое и настоящее Кубани. «Казацкая станица Каневская, И Родина любимая моя”

        Задачи:

        Образовательные:

  • познакомить с жизнью и бытом Каневского казачества, их традициями, обычаями, предметами обихода и одежды;
  • изучить фольклор кубанского казачества;
  • закрепление полученных знаний во время предварительных бесед.

        Развивающие:

        - развивать мышление, память, наблюдательность. 

        Речевые: 

        - развивать связную монологическую и диалогическую речь, обогатить лексику детей: хата, цэглынки, рушник, глэчик, крынка, полог, скрыня.

        Воспитательные:

        - воспитать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение к прошлому, традициям и культуре казацкого рода.

        Материалы и оборудование: эпизод хаты: лавки, столы, глиняная посуда, деревянная посуда, самовар, пирог для угощения, вышитые салфетки, рушники, скатерть; костюмы казаков, песни кубанских казаков, холсты бумаги для изготовления рушников, соленое тесто, картинки с изображением хаты, одежды казаков; картинка-пазл для дидактической игры «Казацкая посуда».

        Подготовка к занятию: предварительные беседы на темы: «Хата казака», «Утварь», «Одежда казака». Экскурсия в Каневской краеведческий музей.        

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы помните, как называется край, в котором мы живем?

Дети: Краснодарский край

Воспитатель: Правильно. А как называется наша станица?

Дети: Каневская

Воспитатель: Хорошо. А вы знаете, кто основал нашу станицу?

Дети: Казаки.

Воспитатель: У всех вас есть дедушки и бабушки, они все — казаки. И мы их дети и внуки тоже казаки. Когда-то давно наша станица не была такой большой. Раньше это было огромное поле. Наши прадедушки и прабабушки приехали сюда и начали строить дома.

Ребята, вы знаете как называлось казачье жилье?

Дети: Хаты-мазанки

Воспитатель: Из чего их строили казаки?

Дети: Из глины, соломы.

Воспитатель: Казаки строили стены своих домов из глиняных кирпичей, которые назывались «цэглынки», потому что их изготавливали  из глины и соломы при помощи деревянных форм. Казаки очень любили свои дома и относились к ним бережно. На этот случай у них всегда было припасено несколько поговорок. Давайте-ка их вспомним.

1-й ребенок: Своя хатка — как родная матка.

2-й ребенок: Чем хата богата, тем и рада.

3-й ребенок: Порядок в хате — хозяину честь.

4-й ребенок: Не хата хозяина красит, а хозяин хату.

Воспитатель: Все люди, кто желал помочь, принимали участие в строительстве. А когда уставали, то отдыхали, рассказывали друг другу смешные истории. Давайте посмотрим, как веселились казаки.

Выходят двое детей и разыгрывают сценку-миниатюру:

- Сынок, сходи за водой.

- Да живот болит.

  • Сынок, иди кашу есть!
  • Что ж, раз мать зовет, надо идти!

Другую сценку показывает следующая пара:

  • Что сегодня делал?
    - Рукавицы искал.
    - Нашел?
    - Нашел!
    - Где они были?
    - Да за поясом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вносили казак и казачка первым, когда хата была построена?

Дети: Стол с хлебом и солью, мыло, мед.

Воспитатель: Правильно. В новый дом сначала вносили стол с хлебом («Хлеб всему голова» -  с солью, мылом («чтобы жили мило»), медом («чтобы жизнь была сладкой»), а затем уже остальные вещи.

Воспитатель: А как выглядела хата казака, когда все вещи были в доме?

Дети: В ней было две комнаты.

Воспитатель: Хорошо. Какая была главная комната и как она называлась?

Дети: Красная комната была главной.

Воспитатель: Что находилось в этой комнате?

Дети: Большой стол, печь, иконы.

Воспитатель: Правильно. Главной комнатой в доме служила — «красная комната (т.е. красивая)». Здесь находился большой обеденный стол. Большие скамейки. В одном углу находилась печь, а в углу напротив — святой угол, где висели иконы, украшенные венками из искуственных цветов и вышитыми полотенцами. (Воспитатель использует при рассказе демонстрационный материал — картинки с изображением комнаты(Приложение А). А где же отдыхали казаки?

Дети: В другой маленькой комнате.

Воспитатель: Как была обставлена эта комната?

Дети: здесь были деревянные скамейки — полок и сундук.

Воспитатель: Правильно. Другая комната, поменьше, предназначалась для сна и отдыха. Здесь находился деревянный настил — полок, неподалеку от него стоял сундук (скрыня) с приданным дочерей.(Воспитатель использует при рассказе демонстрационный материал — картинки с изображением комнаты(Приложение Б).

Воспитатель: Ребята, вы устали? Давайте отдохнем.

Физминутка «Хлопай, хлопай, хлопай за спиной».

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какой посудой пользовалась кубанская хозяйка для приготовления пищи и угощения семьи. Для этого нам необходимо собрать из частей картинок одно целое.

Дидактическая игра «Казацкая посуда. Собери картинку».

Описание игры:

На столе разложены фрагменты одной целой картины, изображающей какой-то предмет утвари (чугун для щей, казан — большой котел, сковорода, деревянная плошка, миска, кувшин из глины — глэчик, крынка — кувшин для молока).

Ребята собирают картинку и объясняют, что на ней изображено, при этом они должны вспомнить, как называется посуда на кубанском диалекте.

Воспитатель: Когда дом был готов и обставлен, хозяева приглашали всех на новоселье. Но прежде всего, хозяйке надо наготовить различных угощений для гостей и украсить дом. Наша казачка не успевает. Давайте ей поможем, испечь большой пирог и украсить рушники.

Воспитатель приглашает детей поучаствовать, при этом учитываются желания и интересы детей (Кто-то хочет украсить рушник, а кто-то -  лепить пирог).

1 группа детей: Приготовление пирога.

Воспитатель одевает на детей передники. На голову поварские колпачки. Раскатывает тесто и все вместе лепят огромный пирог.

2 группа детей: Украшение рушников.

Дети разрисовывают рушники красным орнаментом.

После того, как все будет готово, воспитатель и ребята накрывают стол: скатерть росписная, самовар, кружки, пирог, блюдца.

Воспитатель: Ребята, казачка очень благодарна нам, что мы ей помогли, и поэтому она приглашает нас в гости на новоселье. А для этого, нам необходимо быть похожими на казаков и нарядиться в их костюмы. Давайте вспомним, какую одежду носили наши предки. Воспитатель использует дидактический материал (картинки, изображающие одежду казаков(Приложение В и Г).

Рассматривают костюм казачки (Сорочка и юбка (спидныця), кохты шили из ситца или сатина, шлычка — шапочка для косы, на ноги — чувяки или черевики, бусы) и казака (Черкеска — узкий в талии кафтан, папаха — высокая меховая шапка или шапка-кубанка из овчины с красным верхом из сукна, чувяки — или ноговицы — сапоги, брюки, ремень с кинжалом).

        После беседы, воспитатель одевает на мальчиков кубанки и черкесски, а на девочек — цветные платки.

Воспитатель: Ребята, казаки очень гордились своим нарядом и поэтому хвастались им.  Они никуда не выходили без своих шапок (кубанок) и даже придумали веселую игру. Называется «Кубанка». Участвовать в игре приглашаются и мальчики, и девочки.

Игра «Кубанка» (шапка казака)

Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает).

Воспитатель:  А женщины любили петь частушки.

Выходят три девочки и поют частушки.

1-я девочка

Мы – Кубанские девчата,

На Кубани мы живем.

Мы кубанские припевки.

По-кубански пропоем.

2-я девочка

Говорят, что я певунья

Это правда, не таю.

Много песен я пропела.

Еще больше пропою.

3-я девочка

Я плясала на три ноги,

Потеряла я сапоги.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Воспитатель: Ребята, хозяева дома приглашают нас отведать вкусного пирога.

После того, как дети покушали. Воспитатель включает кубанскую народную песню «Варэнэчки» и приглашает детей танцевать.

Воспитатель: Вот так работали, жили и веселились на Кубани казаки!

Приложение А

«Красная комната»

Печь

Приложение Б

«Малая комната»

Приложение В

Костюм казака

Приложение Г

Костюм казачки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Современная станица Каневская» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

Конспект «Современная станица Каневская» Старшая   группа Воспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект «Знакомство с архитектурным памятником станицы Каневской» подготовительная группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

Конспект«Знакомство с архитектурным памятникомстаницы Каневской»подготовительная   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

«Станица Луковская - прошлое и настоящее" Конспект открытого тематического занятия в старшей группе

Конспект составлен и проведен по реализации проекта "Край ты мой казачий!" Дети рассказывают о своей родной малой Родине - станице Луковской, сравнивают что было раньше и как преобразилась современная...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....