Проект «Что лучше: бумага или ткань?»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Дурманова Любовь Васильевна

доминирующей в проекте деятельностью является исследовательская, игровая,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-chto_luchshe_bumaga_ili_tkan.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 210 «Ладушки» городского округа Тольятти

Проект

«Что лучше: бумага или ткань?»

                                         

                             

 ПРОЕКТ: «Что лучше: бумага или ткань?»

ЦЕЛЬ: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

     Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была  одета в платье из бумаги, на другой – платье из ткани. Куклы между собой поспорили: у кого платье лучше? За помощью они обратились к детям. Мнения детей разделились, и, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.

     Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о бумаге и о ткани, но и подвести их к пониманию того, что и бумага, и ткань очень нужные и полезные, только назначение у них разное.

ТИП  ПРОЕКТА:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, игровой

По содержанию: педагогический.

По составу участников: групповой.

По времени проведения: краткосрочный, 5дней.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАОУ  детский  сад №210 «Ладушки» группа №103

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Область «Познание»: помочь детям узнать о свойствах и качествах бумаги и ткани;  развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки;
  • Область «Коммуникация»: развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь;
  • Область «Художественное творчество»: упражнять детей в аккуратном закрашивании, учить создавать узор для платья, делать собачку  из бумаги;
  • Область «Труд»: воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, знакомить с профессией швея;
  • Область «Безопасность»: знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой;
  • Область «Социализация»: развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
  • Область «Физическая культура»: развивать быстроту, ловкость, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя;
  • Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делать выводы), внимание (умение видеть главное).

ЭТАПЫ  ПРОЕКТА:

1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

     Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах бумаги и ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА: Воспитатель -Дурманова  Л.В., дети второй младшей группы, их родители.

ВВЕДЕНИЕ:

     Приобщение детей ко всему, чем живёт общество - важнейшая задача всех поколений.

     Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани.

     В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность.

     Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

     Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учётом психофизиологических особенностей ребёнка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействия взрослого).

     Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д.

Однако представления об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределенны, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.

     Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

     Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь .

     Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

     По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

     Решающее значение в умственном развитии ребёнка имеет его активная деятельность: общение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование.

     В возрасте 3-4 года осязательное восприятие значительно опережает зрительное. При ознакомлении с внешними признаками осязательное восприятие не нуждается в помощи зрения, для зрительного восприятия осязание совершенно необходимо (С.Г. Якобсон).  Данное положение даёт основание считать, что детей  3-4 лет нужно знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, т.е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п.  Это подтверждается и тем, что для данного периода детства приоритетно наглядно-действенное мышление, хотя у детей в возрасте 3-4 лет начинает развиваться наглядно-образное мышление.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

     Подготовительный  этап:

  • Создание развивающей среды.
  • Подбор методической и художественной литературы по теме.
  • Разработка познавательных встреч с детьми, дидактических и подвижных игр, бесед.

     Основной этап работы:

          1-й, 2-й день: дети знакомятся с бумагой, её свойствами.

  • Познавательные встречи: «Смешной рисунок» - подвести к мысли, что на бумаге можно рисовать.
  • Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она – бумага?» - в процессе действий выявить свойства бумаги: гладкая, белая, мнётся, рвётся, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов бумаги - подготовить детей к созданию коллекции Бумаги.
  • Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Дотронься до…», «Четвёртый лишний».
  • Продуктивная деятельность: аппликация «Снеговик» рисование «Коврик  для куклы», работа в раскрасках.
  • Коммуникация:  беседа «Из чего делают книги?», «Почему надо беречь книги?», «Умеет ли бумага разговаривать?».
  • Работа с родителями: предложить подобрать разные виды бумаги.

          3-й, 4-й  день: дети знакомятся с тканью, её свойствами.

  • Познавательные встречи: «Золотая мама» - подвести к мысли, что одежду шьют из ткани; «Профессия – швея» - подвести к пониманию того, что одежду из ткани шьёт – швея, выделить новое свойство – ткань можно сшить.
  • Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она – ткань?» - в процессе действий выявить свойства ткани:  мягкая, не рвётся, мнется, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов ткани - подготовить детей к созданию коллекции Ткани.
  • Дидактические игры: «Дотронься до…», «Четвёртый лишний», «Кто во что одет», «Что нужно для шитья?».
  • Подвижная игра «Раз, два, три – ко мне беги»
  • Коммуникация:  беседа «Из чего шьют одежду», «Помощники шитья», «Иголки, какие они? Правила при обращении с иголками»
  • Работа с родителями: предложить подобрать разные виды ткани.

           5-й день: расширять знания детей о свойствах и качествах бумаги и ткани.

  • Познавательные встречи: «Встреча с Машей и Дашей»;  встреча  - учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом использования предмета, узнавать новые свойства и качества материалов;
  • Продуктивная деятельность: ручной труд: сложить из бумаги самолетик, его раскрасить; рисование «Платье для куклы».
  • Коммуникация: «Для чего нам нужен утюг?», «Путешествие в прошлое одежды».
  • Дидактические игры: «Определи на ощупь»,  «Дотронься до…»,  «Наведем порядок», «В гостях у Красной Шапочки».

 

Заключительный этап:

  • Выставка поделок  из ткани  и бумаги.