"Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Проект по экологическому воспитанию "Покормите птиц зимой!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по

экологическому воспитанию

«Покормите птиц зимой».

Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении, учить проявлять заботу о них.

Паспорт проекта.

Вид проекта: групповой.

По содержанию: экологическое воспитание.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 07.12-11.12.2015г)

Участники проекта: дети второй младшей группы (3 – 4года), воспитатели группы, родители воспитанников

 Актуальность темы: Очень важно знакомить детей с младшего возраста с некоторыми важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания зимующих птиц от продолжительности зимнего периода.

Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.

Актуальность данной проблемы заключается в том что:
Проблема: Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?

Цель проекта:

1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

 2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  • Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
  • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
  • Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
  • Укреплять детско-родительские отношения

Предполагаемый результат:

1.Дети должны получить первичные представления о зимующих птицах (воробей, сорока, ворона, синица, снегирь).

2. Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.

3.Вызвать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.

4. Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.

5.Обогатить словарный запас детей.

6.Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

7.Приобщать к совместной деятельности родителей.

Выполнение проекта проводилось в четырех направлениях:

  • работа воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • работа воспитателя с родителями;
  • совместная деятельность родителей и детей.

Предварительная работа с детьми.

1.Работа воспитателя с детьми. 

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?».

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, сюжетных картинах, журналах и фотографиях.

Составление рассказов по иллюстрациям.

Разучивание пальчиковых игр.

Чтение худ.литературы: В.Звягиной «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», И.Поленов «Синичкины кладовки», Н.Грибачева «Ну, морозы…», Г.Скребрицкий «Берегите птиц».

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).

Оформление альбомов загадок, стихов о птицах.

Прослушивание аудиозаписи из серии «Голоса птиц».

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови ласково», «Кто, что любит?», «Собери птицу», «Что за птица? », «Угадай, какая птица поет? », «Какая птичка улетела?».

Сюжетно-ролевые игры: «Пригласи синичку в гости », «Больница птиц», «Столовая для птиц».

Инсценировка «Птичья столовая».

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание сюжетных картин и фотографии.

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, трафареты, раскрашивание силуэтов птиц в раскрасках.

Продуктивная деятельность: — Художественное творчество: нетрадиционное рисование (ладошками, пальчиками) «Снегири клюют зёрнышки»; лепка с использованием природного материала «Птичья столовая»; лепка «Кормушки-ежики».

Совместное с детьми изготовление «Кладовой для корма».

Прогулкинаблюдение за птицамиптичьи следыбеседы о зимующих птицах;художественное слово; подвижные игры: «Вороны»«Птички-синички», «Воробышки и кот», «Совушка»; экскурсия по территории детского садаоткрытие «Птичьей столовой».

2. Работа воспитателя с родителями:

Папка-передвижка «Поможем перезимовать пернатым»; памятка «Покормите птиц» ;консультация «Покормите птиц зимой»; памятка «Читаем с детьми» (В.Звягиной «Воробей», С.А.Есенина «Поёт зима, аукает», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости»,А.Яшин «Покормите птиц зимой»).

3. Совместная деятельность родителей и детей.

Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового материала); сбор корма для птиц «Кто, что любит?»; выставка «Берегите птиц» (поделки птиц с использованием природного, бросового и других материалов); акция «Покормим птиц вместе с детьми»; мастер-класс «Волшебная кормушка»

4. Продукт проектной деятельности.

Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей. Плакат «Зимующие птицы». Создание композиции «Птичья столовая» (аппликация с применением изображений птиц и пшена, рисование ватными палочками). Альбомы загадок и стихов о зимующих птицах. Изготовление «Кладовой для корма». Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц». Кормушки сделанные родителями с детьми.

Ход проекта.

Звучит музыка, дети проходят в группу.

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

Какое же время года сейчас гостит у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют: стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).

Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.

Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.

1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.

*Сорока – белобока, кашу варила – деток кормила.

Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, этому в

чашечке,

А этому не дала, зачем дров не рубил, зачем воду не носил.

2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.

* Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок, завертелась как волчок.

*Синица расписная, свистит не уставая.

За окном повешу ей я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей, бедной птичке стало!

Игра « Разноцветные синички».

Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.

Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.

Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.

(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат.

Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,

Корм ищите по полям, по садам и по лесам.

(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).

Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.

Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.

(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»). 

Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!

К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!

3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.

*Красные грудки, чёрные спинки –

Яркие птички, будто с картинки!

Что-то там ищут, клюют, посмотри.

Видишь? На белом снегу – снегири!

4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.

*На дворе морозище, градусов под сорок.

Прячутся воробушки, а весна не скоро.

*Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке.

Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.

Прыгал он у крыльца – покормите молодца!

5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.

*Особа всем известная, она крикунья местная.

Пусть снег вокруг искрится и зимний вечер злится.

Кричит не уставая, ворона озорная!

Игра«Вороны».
( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).

Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре — Будут каркать во дворе .

( В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами).

 Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.

Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.

Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»). Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»

( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).

Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).

*Я старался, что есть сил, птицам домик мастерил!

Прилетайте хоть сейчас, хватит места в нём для вас!

*Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Распилить я попросил досочку еловую,

Вместе с папой смастерил птичкину столовую!

Воспитатель:— Для этого люди развешивают зимой кормушки и насыпают туда корм. (Рассматривание ранее приготовленных вместе с родителями кормушек).

Совместный рассказ ребёнка и мамы «Кто что любит».

Стихотворение «Столовая для птиц».

Игра «Какая птичка улетела?»

(Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц)

Инсценировка « Доживём до весны».

Действующие лица дети подготовительной группы: синица, сорока, воробьи.

Воспитатель:       Я думаю, что теперь у нас на участке детского сада будет своя птичья столовая. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями в ней. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм и мы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)

Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января -  день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...