Педагогический проект "Свойства воды"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дмитриева Юлия Анатольевна

Ребенку-дошкольнику присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._proekt_svoystva_vody.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 города Гусева

Педагогический проект

«Свойства воды»

для детей среднего дошкольного возраста

(4 – 5 лет)

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Дмитриева Ю. А.

г. Гусев

2014

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный  (ноябрь 2014– февраль 2015)

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

  Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

             Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов  таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

      Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;

      Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое  (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

- формировать представления о значении воды в жизни человека.

      Предполагаемый результат:

-  расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и  познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

 - воспитать бережное отношение к воде.

      Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации), рассказы и сказки о воде.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Составление диагностики.

Диагностирование детей.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов  и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

Беседа

      3 неделя

ноября

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде.

Беседы

Консультации 

На протяжении всего проекта

  1. Исследовательский (основной) этап проекта:

Тематическое планирование экологического проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская        

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа»,  «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий.

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Игровая

Дидактические игры: «Свойства воды», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Узнай по контуру»

Игровые упражнения: «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

Речевая

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Двигательная

Подвижные игры: «Тучка и капельки»,  «Заморожу», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов»,  «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная

Рисование  «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации  «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Выставка работ: «Для чего нужна вода?»

Чтение художественной литературы

Чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е. Благинина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед», Т. Новицкая «Белый снег пушистый»,  Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?»

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Музыкальная

Использование музыки.  Прослушивание шума водопада

  1. Заключительный этап проекта:

Мероприятия

        Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода»

Выставка фоторабот по исследовательской деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Список литературы:

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  4. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
  5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Изд. «ВЛАДОС», 2000.
  6. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие длявоспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Приложение 1.

Конспект НОД

 «Для чего нужна вода?».

Программное содержание. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т.д. В городе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. Чистую воду надо экономить - зря не пить, закрывать кран.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: кипяченая, очищенная, водоочистительная станция.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский. «Федорино горе»; Б. В. Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой».

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Кому нужна вода?»,  плакат «Откуда пришла к нам вода?», карточки с картинками «Берегите воду»

Ход:                                                      1-ая часть.

-Дети, отгадайте загадку.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

-Что это? (Вода.)

-Что вы представляете под словом «вода»? (Ответы детей.) А для чего нужна  вода? (Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива).

-Можем ли мы обойтись без воды? (Нет.) Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — всего три дня. А кому ещё нужна вода? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем из игры, которая так и называется «Кому нужна вода?»

Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»  

Предлагаю детям  карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить кому из них нужна вода и объяснить для чего.

-Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем  животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.

- Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось)

- Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем)

Игровое упражнение «Буль-буль»

Буль, буль, буль – журчит водица,                      Показывают, как открывают кран.

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли.                                   Потирают руки.

Нос и щёки не забыли.                                          Трут ладонями нос и щёки.

Не ленились вымыть уши.                                    Растирают ладонями уши.

После вытерлись посуше.                                    

Мы помылись, как большие,               Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони

Вот мы чистые какие!                                            вверх-вниз.

2-ая часть.

- Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи? (Только чистая).

-Но для питья  вода должна быть не только чистая, но ещё и какая? (Кипяченая.) Правильно.

- А можно ли пользоваться водой из моря? (Ответы детей.) Нет, она солёная.

- А из реки? (Ответы детей.) В городе вода поступает именно из реки в дом по трубам водопровода. Но сначала вода проходит через водоочистительную станцию, там люди прилагают немало усилий для того, чтобы в воде  не было грязи, песка, мусора, чтобы из наших кранов текла чистая и безопасная для нашего здоровья вода.

Рассматривание плаката «Откуда пришла к нам вода?»  

-Откуда же приходит к нам вода? (Из рек.) Что помогает очищать воду? (Водоочистительные станции.)

- Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой, пригодной для нужд человека, мало, и её становится всё меньше и меньше. Воду нужно беречь, чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран, устранять неполадку с протечкой воды в трубах. (Карточки с картинками «Берегите воду».)

-Надо ли нам беречь воду? (Ответы детей)

- Как можно её беречь? (Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать, устранять течь воды из труб.)

Прозрачная, чистая,

Струйкою льется.                                                      

Плещется в море,

Мерцает в колодце.

Зверей и людей,

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

 В реке, в океане

 Прохладой ласкает,

 Под душем и в ванне

 Теплом согревает.

 Нужна она всем на земле и всегда

 Прозрачная, чистая эта вода!

 

«Где же спряталась вода?».

Программное содержание: уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств — текучести; закрепить знания о разных водоемах.

Развивать мыслительную деятельность, ввести в активный словарь детей слова: водоём, родник.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: обруч, шапочки капелек, картинки разных водоёмов, дидактическая игра «Разрезные картинки».

Ход:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - жить нельзя нам без ... (воды).

-Дети, где можно встретиться с водой у нас в группе? (В кране, в батареях, в чайнике.)

-А сейчас представьте себе, что этот обруч будет играть роль «стакана». Но он пустой. Чего-то в нем не хватает? (Сока, компота, воды...)

Игра – имитация «Вода в стакане»  

-А мы с вами будем капельками воды. Давайте сделаем наш стакан полным. (Дети встают в обруч — «стакан».)

-Посмотрите, да тут целый стакан капелек. Как это называется? (Это вода.)

-А если стакан наклонить, что будет с водой? (Вода вытечет.)

-А как? (Дети выбегают из круга и лежат на ковре.) Правильно вода растеклась по поверхности.

-А где еще можно увидеть, как течет вода? (В ручье, в реке...)

-Послушайте стихотворение.

Речка.

— Маленькая-маленькая речка,                    

Куда ты бежишь?

 — Далечко!

 — Страшно бежать далечко,

 маленькая-маленькая речка!

 Ямы пойдут, овраги, камни пойдут, коряги, может и зверь случиться!

 — Я ему дам напиться!

 — Встретишься с пнем рогатым,

 старым да бородатым,

 с древней кривой сосною!..

 — Я им ноги омою!

 — В полночь бежать придется...

 В полночь Яга крадется!

 Если она обидит?

 — Обидит?

 Никто не увидит!

 — Маленькая-маленькая речка, зачем ты бежишь далечко?

 Зачем тебе труд  да горе?

 Что там далечко?

 — Море!

(Э.Мошковская)

-Куда же бежала речка? (К морю.)

-Да, все реки бегут, вода в них течет, не стоит на месте. Раз реки — и большие, и маленькие — бегут, значит, они должны куда-нибудь прибежать. Маленькие речки бегут к большим, сливаются с ними, большие тоже движутся и в конце концов попадают в море, озеро или океан, как и речка из этого стихотворения. (Показать картинки водоёмов.)

- А вот в озерах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке — никогда. Есть озера, которые создала природа, а есть такие, которые создал человек, — например, пруды.

-Река, озёро, пруд, море называются  водоёмами. Повторите. (Водоём.)

-А ещё вода прячется глубоко под землёй, эти подземные воды образуют родники. Кто-нибудь пил родниковую воду? (Ответы детей.) Люди очень ценят такую воду, она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Иногда из родника рождается река.

-Какие же водоёмы вы знаете? (Ответы детей.)

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».  Разделить детей на группы и  раздать им наборы разрезных картинок. Они должны составить изображения водоёмов.

Вы слыхали о воде?          

Говорят она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает,

 Ледником в горах зовется.

 Мы привыкли, что вода

 Наша спутница всегда!

 Без нее нам не умыться,                                            

Не наесться, не напиться,

 Смею вам я доложить:

 Без нее нам не прожить.

 «Секреты воды в жидком состоянии».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Программные задачи:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), переход воды в разное состояние.

Развивать любознательность, мышление и речь детей.

Подвести к пониманию значимости воды, охране и экономии ее в быту и в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методические приемы:

Игровой (сюрпризные моменты, физкультминутка).

Практический (опыты)

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, температура.

Демонстрационный материал.  

Мешочек, банки с водой, стаканы с кипячёной водой, пустые стаканы, глубокие тарелки, трубочки для питья, фартуки, эмблемы с изображением  капелек, магнитофон с аудиозаписью.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

 Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

 Беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живёт в воде".

Ход НОД:

Дети одевают фартуки и закатывают рукава.

-Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, и скажите, а какое у меня настроение? (Хорошее.)

-А почему вы так решили? (потому что вы улыбаетесь.)

-Я хочу, чтобы и у вас  и у наших гостей было тоже хорошее настроение, а для этого нужно только улыбнуться. Ну, вот и замечательно!

-У меня для вас кое что есть… Как вы думаете, что у меня в этом мешке? (Ответы детей.) А как мы можем узнать? (Посмотреть, понюхать, услышать по звуку…) Чем пахнет? (Запаха нет.) А сейчас прислушайтесь? (Всплеск воды.) Что же там лежит? (Банка с водой.) Правильно, это банка с водой.

-Скажите, а у вас есть секреты? (Да.) А есть ли секреты у воды? (Ответы детей.) Сегодня мы попробуем раскрыть некоторые секреты воды.

Присаживайтесь за столы.                                        

-Перед вами стаканы с водой и пустые стаканы. Можем ли мы сделать так, чтобы вода оказалась в другом стакане? (Да.) А как? (Перелить.) Попробуйте. Получилось? (Да.) Значит, какой мы сделаем вывод? (Воду можно перелить.) Потому что вода – это жидкость. Повторите. Вода перетекла из одного стакана в другой.

А сейчас, внимательно присмотритесь, имеет ли вода форму? (Ответы детей.) Вот сейчас вода приняла форму стакана, а если мы  перельём воду в тарелку, то какую форму примет вода? (Переливаем воду в тарелку.) Вода принимает форму тарелки. То есть у воды своей формы нет. Дети, скажите, есть ли у воды форма? (Нет.)

-Имеет ли вода запах? (Ответы детей.) Понюхайте. Какой вывод вы сделаете? (Нет, у воды нет запаха.)

-А теперь, попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды? (Нет.)

-А что вы думаете о цвете воды? (Ответы детей.) Какая вода? (Вода прозрачная.)

Повторите. А как это можно доказать? (Ответы детей.) Опустите трубочку в стакан. Что мы видим в воде? (В стакане с водой видна трубочка.) Почему трубочка видна в воде? (Вода прозрачная.)

-Можем ли мы определить температуру воды? (Да.) Как? (На ощупь.) Какая температура воды в ваших стаканах? (Температура низкая, вода холодная.) А в какой воде вы любите мыться, в холодной или тёплой? (Ответы детей.) Какая температура воды будет у кипящей воды? (Высокая) Вода будет очень горячей, и мы к такой воде прикоснуться не сможем, т.к. можно получить сильный ожог.

Да, вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, формы, запаха, а ещё она состоит из маленьких капелек. И сейчас вы все превратитесь в такие маленькие капельки. Подходите ко мне. (Воспитатель одевает эмблемы, под музыку дети начинают двигаться.)

Подвижная игра «Тучка и капельки»  Представьте, что я ваша мама – Тучка, а вы мои детки капельки. Летите капельки на землю, полейте цветы, травы, деревья, напоите животных, птиц, людей. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (на месте) Скучно им стало по одиночке, соединились они в маленькие весёлые ручейки и побежали в разные стороны (бег парами). Встретились однажды ручейки и стали одной большой рекой (бег змейкой). Плывут капельки, путешествуют. Текла река и попала в море. (делают круг), а море соединилось с большим океаном. Пригрело солнышко, стали капельки лёгкими, поднялись вверх, испарились под лучами солнца (тянуться вверх). Прошла осень, наступила зима, и маленькие капельки снова опустились на землю в виде снега.

-А сейчас, подойдите ко мне. Посмотрите, что стоит на столе? (Банки с водой).

Вы любите фокусы? (Да.) Раз, два, три, цвет вода свой измени! (Воспитатель трясёт банку с краской, и вода становится зелёной.) Чудеса! Раз, два, три, цвет вода свой измени! (Воспитатель трясёт банку с краской и вода становится красной.) Но, об этом мы поговорим в следующий раз.

-Вы сегодня были великими открывателями и узнали много секретов о воде. Спасибо Вам большое.

 

«Что такое облака?».

Цель: уточнить у детей знания об облаках (где  видели облака, какого они  цвета и т.п.), дать представление о том, что такое облако, из  чего оно состоит, откуда идёт дождь.

Развивать наблюдательность, память, мышление, речь.

Материалы и оборудование: картинки облаков, дидактическая игра: «На что похоже облако?».

Ход:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть- чуть голубоват.

А порой такой красивый-

-Кружевной и синий-синий. Что это? (Небо.) Показ картинки.

-Какого цвета бывает небо? (Голубое, серое.)

-А что за кружева на небе? (Это облака.)

Правильно, про облака можно сказать:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

-Дети, посмотрите, какая погода изображена на картинке? (Солнечная, ясная погода.)

-Правильно, по небу плывут легкие, легкие почти прозрачные облака.

- Всегда ли облака бывают одинаковые? (Нет, они бывают разные, когда плывут по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные)

Иногда облака любят играть. Смотрите внимательно, на что похоже облако?

Дидактическая игра: «На что похоже облако?»  

-Но, мы  не выяснили пока,

 Что такое облака.                                    

Может, это птичий пух?                            

Может, это стаи мух?

Может, это ветерок

Вату в небо уволок?

Намокает в небе вата –

Проливает дождь куда-то.

Может, облако – овечка:

Шерсть закручена в колечки?

Может, чья-то борода –

И пушиста и седа?

Что такое облака?

Мы не выяснили пока.

-А чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? ( В солнечную погоду они светлые, белые, а перед дождем – серые темно-синие, темные.)

-Когда облака собираются вместе они образуют большую тёмную тучу, из которой идёт дождь. Поэтому, можно сделать вывод: что каждое облако состоит из маленьких капелек воды.

-Что же такое облако? (Это скопление капелек воды.) А как эти капельки попадают на верх? (Ответы детей.) Вспомните, как исчезла лужа, за которой мы наблюдали. Что произошло с водой в луже? (Она испарилась.) Правильно, а когда вода испаряется, то поднимается она вверх в виде пара, а на верху пар охлаждается и превращается вновь в маленькие капельки воды, которые опять возвращаются на землю в виде дождя.

Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»  (Фото 10.)

Дождик, дождик, веселей   (руки вверх, движения пальчиками)

Капай, капай, не жалей!      (указательным пальцем показать в стороны)

Только нас не замочи          (прямоугольник над головой)

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:           (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед)

Станет травка гуще!            (руками изобразить травку)

А сейчас послушайте стихотворение про облака.

Почему бывают тучи

 И бывают облака?

 Потому что тучи - круче,

 Облака - они слегка!                                          

 Облака летят, пушинки,

 Тучи грозные висят,

 Там, ведь мокрые дождинки

 Нас водой облить хотят.

 Если взять и выжать тучи

 И немного подсушить,

 Облака, тогда получим,

 И не будет дождик лить.

-Так откуда же берётся дождь? (Из туч.) А тучи? (Из облаков.) А облака из чего состоят? (Из маленьких капелек воды.)

Конспект НОД:

«Секреты воды в твёрдом состоянии».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды в твёрдом состоянии, обратить их внимание на то, что снег и лёд таят в себе много неизвестного.

Программные задачи:

Познакомить детей со свойствами снега и льда (цвет, запах, формы), перехода снега и льда в разное состояние.

Развивать любознательность, мышление и речь детей.

Подвести к пониманию значимости воды, охране и экономии ее в быту и в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методические приемы:

Игровой (сюрпризные моменты, физкультминутка).

Практический (опыты)

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова: бесцветный, прозрачный, таяние.

Демонстрационный материал.  

Ведро со снегом, кусочки льда, пустые ёмкости, стаканы с водой.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера, стихотворений и загадок.

                                                                Ход НОД:

-Дети, какое сейчас время года? (Зима.) Что бывает зимой? (Зимой становится холодно, падает снег, реки покрываются льдом.)

-Отгадайте:

Я как песчинка мал,

 А землю покрываю;

 Я из воды,

 А с воздуха летаю;

 Как пух лежу я на полях

 И как алмаз блещу

 При солнечных лучах. Что это? (Снег)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.                                      

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а… (лед)

- Сегодня нам придётся разгадать много загадок о снеге и льде, ведь они таят в себе много секретов. Вы готовы? (Да.)

-Тогда занимайте свои места за столами.

Опыт 1. Цвет снега и льда.

Выяснить, каким цветом снег и лёд. (Снег – белый, а лёд – прозрачный.)

Опыт 2. Какие на ощупь.  

Выяснить, какие на ощупь снег и лёд (снег холодный, мягкий; лед холодный, скользкий, гладкий).

Опыт 3. Какая форма.

-Можно ли изменить форму у снега? (Да.) Как? (Снег мягкий, из него можно лепить и придавать ему любую форму.) У снега формы нет. Есть ли форма у льда? (Да.) Лед твёрдый. Он может быть любой формы. Какая форма у ваших кусочков льда? (Форма кубика.)

Опыт 4. Таяние снега и льда.  

-Возьмите снег в руку. Что с ним происходит? (Он тает.) Что же такое снег? (Снег –это вода.) А теперь возьмите кусочек льда в ладошку, что вы видите? (Лёд тает.) Какой вы сделаете вывод? (Лед – это вода.) Какой кусочек льда быстрее тает маленький или большой? (Маленький.) Почету тают снег и лёд? (Ладошка тёплая.) Снег и лёд тают от любого тепла.

Опыт 5. Что легче?  

-Возьмите кусочек льда и немного снега и опустите в воду. Что вы видите? (И снег и лёд легче воды, они плавают на поверхности.) Чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот. Оставьте снег и  лед в стаканчиках и посмотрите, что с ними произойдет.

Игровое упражнение «Замри»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы топаем ногами, (топают)                      

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)          

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Опыт 6. Можно ли пить талую воду.  

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыт 7. Разноцветные льдинки.

-Ребята, а как можно сделать воду цветной? (Добавить краску.) Добавляем краску в ёмкости с водой. Можно ли из них сделать цветные льдинки? (Можно.) А что для этого нужно сделать? (Поставить в холодильник или вынести на улицу, «на мороз».) Правильно, её нужно заморозить и у нас вода превратится снова в лёд. Вот так мы и сделает, когда пойдём на прогулку, то возьмём формочки с собой и оставим их на улице, а завтра посмотрим на чудеса воды.

Вывод: Вода в окружающей среде бывает очень разной: это и дождь, и снег, и туман, и иней, и роса, и лед, и морозные узоры.

Приложение 2

Эксперименты

Эксперимент «Где быстрее испаряется вода?»  

Ход: Налить воду в два стакана и поставить их в разные места: один на батарею (или на солнце), другой стакан – на полку. Выяснить, где быстрее испаряется вода.                                 

                                                                                                                         

 Опыт «Ходит капелька по кругу»

Материалы: 2 больших  пластмассовых сосуда, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Вариант 1.

Ход: Налить в сосуд немного воды и поставить его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Вариант 2.   Ход: Налить в сосуд немного воды и поставить его на батарею, накрыв пленкой. Батарея нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Опыт «Пар — это тоже вода».

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, взять термос с кипятком. Открыть на безопасном расстоянии от детей, чтобы они увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Эксперимент «Отражение воды»                          

-Что это? (Таз с водой.) Загляните в него. Что вы видите? (Своё лицо, отражение.)

-Значит вода, так же как и зеркало может отражать предметы. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)  (Фото 20.)

Вывод. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Экспериментирование «Превращение пара в капельки воды»

Рассмотреть сухое стеклышко или зеркальце, потрогать его. Подышать на стеклышко: что произошло?  (Стекло запотело, на нём образовались маленькие капельки воды.)

Приложение 3

Наблюдения

Наблюдение в группе.                                              

Цель: выяснить, почему одежда после прогулки к вечеру становится сухой, и почему пол после мытья высыхает.

1. Обратите внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки, например — варежки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода? (Вспомните опыты.)  

2. Когда в комнате моют пол, он сначала блестит — видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?

Наблюдение «Куда исчезла лужа?»                      

Цель: наблюдать за лужей несколько дней и выяснить причину, её уменьшения в размерах и дальнейшего исчезновения.

Выбрать  с детьми лужу, за которой будем  вести наблюдения.

После дождя провести мелом контур по краю лужи.

Наблюдать за лужей каждый раз во время прогулки. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Когда лужа быстрее уменьшается: в солнечную или пасмурную погоду?

Наблюдение «Облака – белогривые лошадки»              

Цель: уточнить знания об облаках, рассмотреть и выяснить какие облака на небе, на что похожи.

1. Предложите детям понаблюдать за облаками, напомнив, что они состоят из капелек воды.  2.Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? 3.Предложите каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Наблюдение «Секреты снега»  

Цель: уточнить у детей знания о снеге.                   

1. В течение зимы предлагайте детям время от времени определять цвет снега. Остается он одинаковым или меняется? Какого цвета снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? Важно обратить внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры.

2. В какую погоду снег хрустит под ногами — в теплую или морозную? Предложите детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть, он о чем-нибудь рассказывает? О чем снег может рассказать?

3. В какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный? На каком можно прыгать, а на каком — нет?

4. Во время зимних прогулок предложите ребятам рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обратите внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, а затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).

5. Что происходит, если снежинка упадет на ладошку? На лицо? Почему она тает? Если есть возможность, посмотрите на снежинки через лупу.

Наблюдение «Рождение сосульки»

Цель: уточнить у детей знания о сосульке (где их можно увидеть, как образуются).

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю,

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

-Что это?  (Сосулька.) А что такое сосулька? (Ответы детей.) Где можно увидеть сосульки? (На крышах домов.)

Сосулька рождается из замёрзшей капли воды – льдинки. Когда льдинка подтаивает, вода стекает по ней вниз, снова замерзает – и так раз за разом. Чем чаще это происходит, тем длиннее и толще становится сосулька. Так что сосулька – это вода, которая находится в твёрдом состоянии.

-Когда сосульки тают, мы слышим как с крыш падают капли, они всё капают и капают, отсюда и произошло слово «капель».

Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожи сосульки? Пусть дети выскажут свои предположения, почему они такой формы: как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Наблюдение «Лед»

Эти наблюдения необходимо связать с наблюдениями за сосульками, поскольку сосульки — это тоже лед.

Поздней осенью организуйте наблюдения детей за изменениями в лужах. Сначала они покрываются тонкой корочкой льда (пусть ребята попробуют проткнуть ее палочкой), а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращайте внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах. А что с ней происходит в солнечные дни?

Приложение 4

Игры

«Сделай, как я»

Цель: сделать из снега фигуру по образцу.

«Попади в цель»

Цель: развивать меткость и стремление попасть в определенную точку.

Подвижная игра "Весёлые снежинки".

Дети разбегаются по площадке по сигналу “Ветер подул,

закружились снежинки” – дети кружатся     на месте. Со словами “Снежиночки – пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть” – приседают. Далее игра повторяется

Цель: игра на развитие равновесия.

Комплекс утренней гимнастики «Снежки».

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ах, зима, зима, зима        

Белоснежная пришла.                    Дети встают по комнате в произвольном порядке.

Вводная часть.

Как на тоненький ледок                        Ходьба в колонне

Выпал беленький снежок.            

Ах, зима, зима, зима        

Белоснежная пришла.  

Как на тоненький ледок                     Ходьба в колонне на носках (руки на пояс)

Выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать,                              

На носочки надо встать.

Снегу мало. Под снежком            Ходьба приставным шагом вперед (руки на пояс). Шаг                  

Лед блестит несмело.                                                          правой ногой.

Заскользим мы по ледку                         Шаг — другой ногой,

Ловко и умело.

Начался снегопад.                                   Бег в колонне.

Снегу каждый очень рад.

Побежим ловить снежинки,                  Хлопнуть в ладоши

Побежим ловить пушинки.

Начался снегопад.                                   Ходьба в колонне

Снегу каждый очень рад.

Мы пойдем ловить снежинки,               Хлопнуть в ладоши

Мы пойдем ловить пушинки.

Начался снегопад.                                    Бег в колонне

Снегу каждый очень рад.

Побежим ловить снежинки,

Побежим ловить пушинки.

Лепим, лепим мы снежки,                Ходьба с хлопками на каждый шаг в колонне

Снеговые пирожки.

Вот какие снежки —    

Снеговые пирожки!                           Перестроение в круг.

Взрослый идет по кругу и раздает «снежки» из ведра (корзины).

Вот какие снежки

Снеговые пирожки!

Гимнастика пробуждения: «Путешествие снежинки».

Дети просыпаются –

Солнце уж не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно.

Хорошо вам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Все проснулись, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

«Снежинки просыпаются » -     И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево - вправо.  (5раз).

«Снежинки - пушинки» - И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.. (5 раз)

«Снежинки - балеринки» -  И.п.:  стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей  (3 раза).

«Снегопад» - И.п.: стоя возле кровати. Медленные приседания с опусканием рук вниз  (3 раза).

«Танец снежинок» - И.п.: стоя возле кровати, руки на поясе.  Кружение на месте на носках (4раза).

Физкультминутки.

Чтобы сильным стать и ловким

Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам, в стороны.)

Приступаем к тренировке.    (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом.    (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже,    (Руки вверх- вдох; руки вниз- выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша.   (Шагаем на месте.)

Как погода хороша!   Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши,    (Шагаем на месте.)

Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам,    (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам.    (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели,     (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю.    (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой - бросок!   (Изображаем метание левой (правой) рукой).

Прямо в цель летит снежок.    (Хлопаем в ладоши.)

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь,             (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз,     (Присели.)

Тронет руку, тронет нос     (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать,       (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.   (Прыжки на месте.)

С неба падают снежинки

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.    (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.    (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём           (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

На дворе у нас мороз

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Дидактическая игра «Эксперты по воде» (карточки с водой: мутная, минеральная, кипяченая, грязная и т.п.)

Цель: уметь определять по виду, какая вода подойдёт для питья, а какая нет.

Дидактическая игра: «Найди отражение»  

-Посмотрите, на эти отражения, как они прекрасны. (Показ картин с водными отражениями птиц, деревьев, неба.) Где здесь небо вверху или внизу? А где деревья? (Ответы детей.)

                                                                                       

Дидактическая игра: «Следы»

Цель: узнать по следу, кто оставил его на снегу.

Дидактическая игра: «Найди снежинке пару»

Цель: уметь находить по образцу такую же снежинку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»

Проект носит социально-исследовательский характер.      В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с        окружающим, ознаком...

Педагогический проект "Водичка, водичка...."

Проектная деятельность во второй младшей группе.Проект «Водичка, водичка… »Цель проекта: Через различные виды деятельности дать детям элементарные представления о свойствах воды; о значении воды для п...

Инновационные педагогические технологии в проекте мы познаем мир на примере НОД "Вода, вода, кругом вода"

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «ВОДА, ВОДА – КРУГОМ ВОДА» в рамках проекта «Мы познаем мир» (в старшей группе)Воспитатель: Шибкова Е.С....

Педагогический проект «Вода, вода, кругом вода»

Актуальность. Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «...

Педагогический проект «Вода-источник жизни»

Познавательно - исследовательский, краткосрочный проект. Данный проект может оказаться доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующей больших финансовых и мат...

Педагогический проект "Вода и водные ресурсы"

Цель: формирование личности, видящей красоту окружающего водного пространства, стремящейся сохранять и оберегать природный мир, умеющей взаимодействовать с природой, соблюдая экологические правила....

Педагогический проект Вода и ее свойства

Проект предусматривает исследование детьми от 3 до 7 лет пятнадцати свойств воды с постепенным расширением, уточнением и обобщением представлений в разных видах детской деятельности....