конспект "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гагиева Анна Александровна

перелетные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ  ПТИЦЫ»

Программное содержание:

        1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой»,   «стайкой».

        2.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

        3.Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

        1.Воспитатель читает стихотворение  А.Плещеева:

            Скучная картина!                                    Чахлая рябина

             Тучи без конца,               Мокнет под окном;

             Дождик так и льется,               Смотрит деревушка

             Лужи у крыльца,               Сереньким пятном.

                      Что ты рано в гости,

                       Осень, к нам пришла?

                       Еще просит сердце

                                                Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:        

                                                   1.Эта птица никогда

                           Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2.Под крышей я леплю гнездо

                                                Из комочков глины.

  Для птенчиков стелю на дно

                                                Пуховую перину.

/Ласточка/

/включается аудиозапись/

3.Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

    Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

                                                Он летает на охоту

                                  за лягушками к болоту.    /Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы  тоже относятся к перелетным.

  Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост  

    и лапки.  Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца  откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

- У  всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду,  величине/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет  насекомых/.

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;  некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;  другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/

        Пой–ка, подпевай-ка,        Эта птичка – коростель,

        Десять птичек – стайка,        Эта птичка – скворушка

        Эта птичка – воробей,        Серенькое перышко.

        Эта птичка – совушка,        Эта – зяблик,

        Сонная головушка.        Эта – стриж,

        Эта птичка – свиристель,        Эта – развеселый чиж.

                Ну а эта – злой орлан,

                Птички, птички, по домам./руки за спину/

2. Упражнение  «Отгадай и присядь».

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите  название зимующей  птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

        Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,  

        снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

3. Упражнение   «Скажи одним словом».

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

        У аиста длинные ноги, он какой?  … /длинноногий/.

        У аиста длинный клюв, он …   /длинноклювый/.

        У ласточки длинный хвост, она  …  /длиннохвостая/.

        Ласточка любит тепло, она …   /теплолюбивая/.

        У ласточки острые крылья, она …  /острокрылая/.

        У соловья звонкий голос, он …  /звонкоголосый/.и др.

4. Упражнение  «Продолжи предложение, найди причину»

  • Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
  • Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
  • Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
  • Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и  др.
  • Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

        - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

        - О каких  новых перелетных птицах  вы узнали?

        - Что интересного мы узнали о кукушке?

        - Как  они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

        - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно  

        слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....