Перспективный план "Прогулка зимой"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Погулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_zima.docx61.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМА


Прогулка №1
Наблюдение за сезонными изменениями в природе в начале зимы. 

Цель: Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы
(ночь растет, а день убывает ); учить различать характерные приметы
начала зимы, узнавать эти приметы в стихотворениях.
Художественное слово:
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу - хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам …
(Н.Н. Асеев)
Рассказ: Пришел декабрь - первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака
Редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь
«Хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные,
смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные
мосты на реках, прудах и озерах.
Вопросы: Декабрь - за каким месяцем идет? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Найдите на нашем участке приметы зимы.
Подвижные игры: 
Игра в снежки
Цель
: закрепить способы метания.
Игра «Прыжки на одной ноге»
Цель
: воспитание чувства равновесия.
Трудовая деятельность: 
Засыпать корни деревьев снегом.
Цель
: Воспитывать желание оказать помощь живым объектам.
Индивидуальная работа по развитию движений:
Цель: Обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии.
Самостоятельные игры с выносимым материалом. 


Прогулка №2
Наблюдение за огородом.


Цель: познакомить детей сезонными изменениями в огороде в зимний период, воспитывать интерес к исследовательской деятельностью.

Художественное слово:
«Огород-батюшка»
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью-

Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком
Сельдереем и лучком
Вопросы:
Что изменилось в огороде с приходом зимы? (все замело снегом)
Чем является снег для растений? (одеялом, спасающим от холода и ветра)
Если много снега в огороде - это плохо или хорошо? (хорошо, т.к. много снега - много влаги)
Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (нет, да)
Как узнать, кто из вас прав? (нужно измерить глубину снега разных частях огорода)
Где больше снега у здания или в центре? (у здания)
Почему? (порывы снега сдувают снег от центра к зданию)
Исследовательская работа
Измерить глубину снега снегометром в разных частях огорода
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период .
Подвижные игры
«Совушка»
Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя, развивать внимание; следить за правильностью выполнения задания
«Жмурки»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Трудовая деятельность
Постройка фигур из снега на участке (с подгруппой)
Цель: учить детей строить из снега фигуры. Воспитывать дружеские отношения.
Индивидуальная работа.
«Попади в цель
»
Цель: развивать глазомер и силу броска.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№3
Наблюдение за воробьем зимой.


Цель: Продолжать закреплять знания о зимующей птице - воробей, формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время. Учить детей поддерживать чистоту в кормушке для птиц. (Ежедневно, прежде чем насыпать корм, дети очищают от снега места для кормления птиц.)
Художественное слово: 

Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца-
Покормите молодца.
(В.И. Мирясова)
Наблюдение в птичьей столовой.
Беседа.
- Посмотрите ребята, сколько птиц прилетело к нам в столовую.
- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (зимующие птицы)
- Чем отличаются перелётные птицы от зимующих? (у зимующих птиц есть подпушек и очень твёрдый клюв)
- Какие птицы не улетают от нас на зиму? (воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты)
- Чем питаются воробьи в зимнее время? (крошками, зёрнышками)
- Почему зимующих птиц надо подкармливать? (ведь корма им не хватает, а сытость даёт птахам тепло)
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьёв зимой? (нахохлившись, прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза)
- Почему воробьи селятся рядом с человеком? (чтобы прокормиться и согреться возле него) Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьёв нередко называют воришками.
- Какую загадку вы про него знаете?
Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает
(воробей)
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачей миски, подбирают крохи.
- Почему воробьёв называют смелыми и дружными птицами? (потому что они всегда летают стайкой)
- Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тот час начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев.
- И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц.
- Какой же корм охотнее поедают?
Давайте проверим. В первую кормушку мы положим масло, во вторую - хлебных крошек, а в третью насыпаем зёрнышек.
- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (нужно отчистить от снега место для корма)
- Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьёв? (возле третьей, где зёрнышки)
- Так какой корм охотнее поедают? (зерно)
- Давайте договоримся ребята, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке, и подкармливать птиц.
Подвижные игры.
"Попади в цель"
Цель: Продолжать учить детей следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
"Встречные перебежки"
Цель: Продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
Трудовая деятельность.
Очистить от снега кормушки и насыпать корм.
Цель
: Воспитывать положительное отношение к труду.
Индивидуальная работа по развитию движений.
Метание снежков в даль и в цель.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №4
Наблюдение за снегопадом.


Цель: уточнить представление о свойствах снега; закрепить знание о сезонном явлении – снегопад; развить чувство прекрасного.
Загадка. 

Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит.
(снег).
Художественное слово.

 Светло – пушистая Но вот кончается
Снежинка белая, Дорога дальняя,
Какая чистая, Земли касается
Какая смелая! Звезда хрустальная.
Дорогой бурною Лежит пушистая
Легко проносится, Снежинка смелая.
Не в высь лазурную – Какая чистая,
На землю просится.
 Какая белая!
(К.Бальмонт).
Рассказ.

 «Летят снежные пушинки».
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Вопросы: 

При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
Почему снег хрустит под ногами?
Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская работа. 
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Подвижная игра: 
«Снежная карусель».
Цель
: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя
темп бега в хороводе.
Трудовая деятельность: 
Закрыть снегом корни деревьев на своем участке и на участке малышей.
Цель: закреплять знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Индивидуальная работа по развитию движений:
Метание снежков.
Цель:
 учить метать снежки вдаль.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №5

Наблюдение за рябиной зимой


Цель: Расширить знание детей о рябине. Продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Художественное слово: 
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках - их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рассказ: Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе.
Также отличается высокой холодоустойчивостью.
Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые
легким морозцем, они становятся приятные на вкус и слаще.
Вопросы:

 Какие на вкус ягоды рябины зимой?
Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность: 

Сравнить ягоды до мороза и после.
Подвижная игра:
«Кто скорее до флажка
»
Цель:
 отрабатывать навык с подрезанием под дугу.
Трудовая деятельность:
Расчистим дорогу от снега.
Цель
: оказать помощь дворнику.
Индивидуальная работа по развитию движений:
Продолжать отработку техники прыжка в длину с места.
Цель
: Использование зрительных ориентиров.
Самостоятельные игры с выносимым материалом.


Прогулка №6
Сравнительное наблюдение воробья и синицы.


Цель: На примере сравнения воробья с синицей показать особенности их строения, образа жизни (питания, движения). Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Художественное слово:
Серых перьев комок Непоседа, невеличка,
На морозе продрог. Желтая почти вся птичка,
Скачет по дорожке, Любит сало и пшеничку,
Собирает крошки. Кто узнал ее?
(Воробей) (Синичка)
Вопросы:
Предложить детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку. Что у них общего?
(Остались зимовать, держатся поодиночке).
Чем отличается воробей от синички?
(У синицы клюв тонкий – эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый – птица зерноядная; оперением; поведением).
Как ведут себя эти птицы на кормушке?
(Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют его с жадностью. А синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его прижав лапкой, сидя на ветке).
Расскажите о повадках воробья и синицы?
(Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица – всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы – осторожные и пугливые),

Чем питаются эти птицы?
(Воробьи – птицы всеядные. Синицы – любят не соленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза. Их надо сушить и раздавливать).

Решение противоречия: Синица – птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края?
(Она делает запасы, а клювом – шильцем, она может доставать личинки насекомых из под коры, и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека).
Почему же воробьи так любят соседство с людьми?
(Потому, что живя возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо).
Приносят ли пользу эти птицы?
(Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Не даром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать).
Подвижные игры: 
«Птицы и кукушка»
Цель: Развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Лягушки и цапля»
Цель: Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Трудовая деятельность:
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: Побуждать детей к природоохранной деятельности.
Индивидуальная работа по развитию движений: 
Упражнять детей в прыжках в длину с места.
Самостоятельные игры с выносным материалам.

Прогулка №7
Наблюдение за трудом дворника.

Цель: Продолжать наблюдения за работой дворника. Способствовать обогащению словаря. Воспитывать любовь и уважение к работе дворника. Прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Загадка: 
Снег на полях
Лёд на водах,
Вьюга гуляет
Всегда это бывает?
Вопросы: 
Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда использует дворник для работы зимой?
Как может дворник помочь деревьям перенести зимующий холод и мороз?
Нужна ли работа дворника людям и природе?
Подвижные игры.
«Два мороза», «Горелки».
Цель: Упражнять в беге, закреплять умение соблюдать правила игры.
Трудовая деятельность.
Предложить детям построить горки из снега для кукол на участке малышей. На своём участке сгребать снег лопатами к деревьям.
Цель: Учить трудиться сообща, воспитывать заботливое отношение к малышам, воспитывать трудолюбие.
Индивидуальная работа.
Закрепить навыки ходьбы на лыжах.
Цель: Упражнять в ходьбе по лыжне.
Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка 8
Наблюдение за оврагом
.


Цель: Закреплять и обогащать знания детей о неживой природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Вопросы:
Как изменился овраг с приходом зимы? (весь покрылся снегом, стал не очень крутой).
Где больше снега вверху или внизу оврага? (нужно измерить снегометром).
Почему снега внизу больше? (порывы ветра сдувают снег снося вниз оврага).
Как вы думаете весной где будет почва суше вверху или на дне оврага? Почему?(Больше снега – больше воды. Вверху песок быстро пропускает воду, а внизу глина, которая плохо пропускает воду).
Чем служит снег для трав? (одеялом, которое урывает от мороза и ветра).

Исследовательская работа.
Делается срез лопатой.
Почему мы не можем сделать срез почвы? (так как почва промерзла от сильных морозов).

Подвижные игры.
«Бездомный заяц»
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
Экологическая игра «Следопыт».
Цель: Развивать внимание и наблюдательность.
Трудовая деятельность.
Размести дорожки на участке малышей.
Цель: Воспитывать желание трудиться для других.
Индивидуальная работа.
Закреплять умение ориентироваться на участке детского сада. Найти предмет по описанию.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №9
Наблюдение за хвойными деревьями (ель, сосна)


Цель: закрепить знания детей о деревьях. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Исследовательская деятельность:
• Для чего нужен лес?
• Что даёт лес человеку?
Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина.
Слышно, как снег падает охапками с веток.
•Чем пахнет зима?
•Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
•Какие деревья украшают лес зимой?
Художественное слово:
Стоят дома высокие
Этажи несчётные
Шпили колючие
Под тучами могучими.
О каких деревьях говорится в стихотворении? (ели)
Как выглядит ель?
Кто сестра её?
Когда зацветают ели? (1 раз в 5-6 лет)
В каких местах растут ели? ( она любит влагу, в сухих местах не растут)
А на верху, над мглою этой
Перерастая лес, одна,
В лучах заката.
В бликах света
Горела яркая сосна.
• Почему про сосну говорят: « Зимой и летом одним цветом?»
•Как переносится по лесу пыльца сосновая? ( ветер разносит пыльцу)
• Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? ( семена летят по ветру и быстро вращаются как маленькие пропеллеры, помогают им крутится полупрозрачные крылышки)
• В чём сходство хвойных деревьев?
• Чем отличаются деревья друг от друга?
•Сравните иголки ели и сосны?
•Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер)
Исследовательская деятельность
Сколько лет дереву
Цель: определите, сколько лет дереву.
Детям выдаётся по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву.
Подвижная игра: 

«Что растёт в разном краю?»
Цель: закрепить названия деревьев.
Трудовая деятельность: 
Скрести снег к деревьям.
Цель
: Формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы.
Самостоятельные игры с выносным материалом. 


Прогулка№10
Наблюдение за серой и черной вороной.


Цель: учить сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Рассказ.
Голос ворона узнает каждый. «Кру…кру…кру…» - разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны- одиночки и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своим черными, глянцевыми перьями, да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон – это пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и конечно же с нетерпеньем ждет весну.
Подвижная игра:

«Раз, два, три – беги!»
Цель
: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Трудовая деятельность: уборка участка от снега.
Цель:
 воспитывать желание трудиться в коллективе.
Индивидуальная работа по развитию движений.
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№11
Наблюдение за общественным транспортом.
(экскурсия к остановке)


Цель: Закрепить знания детей об общественном транспорте. Закрепить знания правил дорожного движения. Воспитывать интерес к технике и к труду взрослых.
Художественное слово:
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя
Регулировщик – светофор, как дирижер в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже-
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю.
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. (В.И.Мирясова)
Беседа:
Какой общественный транспорт вы знаете?
Как называется место, где останавливаются автобусы? (остановка)
Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (маршрутки, такси).
В какую дверь автобуса надо входить ? (заднею)
В какой двери надо выходить? (переднею).
С какой стороны надо обходить автобус или «Газель»? (сзади)
Почему? (хорошо видно идущий по дороге транспорт)
Вы едите в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
Как нужно переходить дорогу? (не спеша, со взрослым, сначала посмотреть на лево, а затем направо)
На какой свет светофора?
Подвижные игры: 
«Цветные автомобили», «Салки»
Цель: Действовать по сигналу, закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.
Трудовая деятельность:
Уборка снега на участке малышей.
Цель: формирование взаимопомощи.
Индивидуальная работа: 
по развитию двигательной активности.
Цель
: Закрепить прыжки с высоты 20см
Самостоятельные игры с выносным материалом.


Прогулка №12
Наблюдение «Ветер».


Цель: Продолжать расширять и углублять знания детей о неживой природе. Формировать интерес к природным явлениям.
Стихотворение:
Ветер дул всю ночь
Шумели ели
Морщинилась вода
Сосны старые
Скрипели
Ивы гнулись у пруда
Выло, дуло, завывало
И когда пришел рассвет
Ветра будто не бывало
Будто не было и нет.
Вопросы:
Какая сегодня погода? (холодная, ветреная, пасмурная).
Как называется снег с ветром? (сильный ветер со снегом называется метель, слабый ветер со снегом называется поземка).
На участке ставили заслон и к концу прогулки определяем сколько снега намело, измеряем снегомером.
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (сегодня южный ветер, определи с помощью компаса).
Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер).

Подвижные игры.
«Кто самый меткий?»
Цель: упражнять детей в метании, развивать глазомер.
Экологическая игра «зарисуй дерево».
Цель: закрепить умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Трудовая деятельность.
Коллективный труд. Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Индивидуальная работа по развитию движений.
Цель: закрепить умение ориентироваться на участке детского сада. Найти предмет по описанию.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка №13
Наблюдение за снегирём


Цель: Расширить представление детей о перелётных птицах;
Развивать умение, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Художественное слово:
Грудка ярче, чем заря у кого?
Что за птица
Мороза не боится
Хоть снега лежат везде.
Объясните, как вы догадались?
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели
Что за чудо?
На берёзе яблоки поспели
Подойду поближе к ней.

И глазам не верится
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Беседа:
•Каковы цвета грудка у снегиря? ( ярко- красная)
У самочки? (тёмно- серая)
•Где живут снегири летом, весной, осенью? ( в тени густых лесов)
•Когда прилетают к нам снегири? (с наступлением первых заморозков)
•Когда появляются птенцы снегирей? ( в мае)
•Свист снегиря на что похож? ( на звук флейты, нежный, грустный)
•Какие птицы не боятся зимы? ( клёст, снегирь, синица, воробей, свиристель)
•Чем отличается клёст от снегиря? ( оперением ярко- вишнёвый- клёст, жёлто- зелёный цвет самочка, снегирь- ярко-красная грудка, самочка тёмно- серая)
Клёст питается- семенами еловых и сосновых шишек; снегири- семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.
Исследовательская работа:
Рассматривание следов птиц.
Сравните их с следами вороны.
Чем отличаются птицы от зверей?
Подвижная игра:
« Не поётся птицам без небес»
Цель: формировать знание детей, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Трудовая деятельность:
Уборка участка от снега, закрыть корни деревьев снегом.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Индивидуальная работа:
Игровое упражнение « Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в равновесии.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 14
Наблюдение за метелью (из окна).

Цель: Дать представления детям о движении снега в ветреную погоду (метель).
Художественное слово:
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю

(Метель)
Вопросы:
Как вы думаете, что такое метель?
(Перемещение снега, под воздействием сильного ветра, с одного места на другое).
Посмотрите внимательно и определите, с какой стороны дует ветер? Почему вы так решили? Что происходит со снегом?
(Снег перемещается по направлению ветра).
Почему во время метели появляются сугробы?
(Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие – образуются сугробы).
Как вы думаете, метель это хорошо или плохо?
(Оголяются корни деревьев – могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять).
«Кто это, воя, без крыльев летает,
И без метелки следы заметает,
Лепит сугробы из снежного теста
Передвигая их с места на место.
(Метель)
На следующий день, после метели, предложить детям укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно оголил землю.

Подвижные игры:
«Метелица»
Цель: Выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку»
Цель: Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед.
Трудовая деятельность:
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
Цель: Воспитывать умение работать сообща, творчески.
Индивидуальная работа, направленная на улучшение техники прыжков (во всех видах)
Самостоятельные игры с выносным материалом. 

Прогулка № 15
 Наблюдение: «Следы птиц на снегу».


Цель: Закреплять умение детей распознавать птичьи следы на снегу.
Художественное слово:
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка – невеличка,
А зовут ее – синичка.
Вопросы:
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
Что такое след?
(Отпечаток, оставшийся на снегу).
Почему на снегу остаются птичьи следы?
(Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок).
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу?
(Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала – ли
остановки).
Предложить детям утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Подвижные игры:
«Найди по следу»
«След в след»
Цель: Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки снежного городка.
Цель: Формировать умение трудиться в коллективе, планировать работу.
Индивидуальная работа: Отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 – 3 м.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 16
Наблюдение за легковым транспортом.
(экскурсия к проезжей части)

Цель: Закрепить знания детей об автомобилях, различать их по назначению. Выяснить влияние автомобилей на окружающую среду.
Художественное слово:
Не летит, не жужит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомобиль)
Беседа:
Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
На какие группы можно поделить весь транспорт? (легковой, грузовой, общественный, специальный)
Почему, так или иначе, называются те или иные группы?

Что общего у всех автомобилей? (колеса, управляет водитель, едут на зеленый свет светофора)
Как автомобили влияют на окружающую среду? (загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте)
Чем полезен транспорт? (быстро доставят в любую часть города)
Чем вреден транспорт? (сигналят по утру, мешают спать, выделяют углекислый газ)
Как влияют автомобили на живую природу? (загрязняют ее выхлопными газами)
Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (грузовые).
Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?
Подвижные игры:
«Извилистая тропинка», «Светофор»
Цель:
 Учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу.
Трудовая деятельность:
Коллективный труд на участке по уборке территории.
Цель: Закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Индивидуальная работа:
По прыжкам в длину.
Цель: Упражнять в прыжках в длину, отталкиваясь двумя ногами.
Самостоятельные игры с выносным материалом.


Прогулка № 17
Почему происходит смена дня и ночи?

 (наблюдение утром, в полдень, вечером)


Цель: Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Вопросы:
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?
Рассказ: 
Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу – ночь. На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу – день.

Куда исчезают звезды?
Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.
Почему заходит солнце?
Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.

Исследовательская деятельность
Я и моя тень.
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
Наблюдение – утром, в полдень, вечером.
В полдень Солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая.
Рано поутру и вечером Солнце на небе опускается, тени становятся длинными.
Подвижная игра: 
«Движение планет вокруг солнца»
Цель: Закрепить знания детей о солнечной системе.
Трудовая деятельность: 
Уборка участка после снегопада. вывоз лишнего снега с участка на огород.
Индивидуальная работа: 
Игра «Кольцеброс»
Цель: Развивать меткость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 18
Наблюдение за деревьями и кустарниками


Цель: После снегов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях, почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами. рассмотреть деревья в зимнем уборе. Что хорошо видно? Почему не замерзают деревья зимой (пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения).
Художественное слово 
Что за чудо – зимний лес!
Сколько сказочных чудес.
В сказке этой я леской,
сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром – а вот в сторонке
В шубах елочки – девчонки.
Ах, какая тишина
Бело – белая страна.
М. Степанов
Чем деревья отличаются от кустарников? Как называют деревья, которые сбрасывают листья? Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Исследовательская деятельность 
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Подвижная игра:
«Что растёт в разном краю?»
Цель: закрепить названия деревьев.
Трудовая деятельность: 
Скрести снег к деревьям.
Цель
: Воспитывать гуманно- деятельное отношение к деревьям.
Самостоятельные игры с выносным материалом. 

Прогулка № 19
Наблюдение за вороной и сорокой


Цель: учить сравнивать сороку и ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Загадка. Птица серая парила, Длиннохвостая она,
Крылья черные раскрыла, Со спины черным-черна.
Громко каркнула она, Брюхо белое по плечи,
Только курочка ушла: Тарахтенье вместо речи
Под крылом хохлатка Хоть кого увидит – вмиг
Спрятала цыпляток! Поднимает стрекот – крик!
От кого, ребятки, (сорока).
Прячутся цыплятки?
(ворона).
Приметы.
Если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны.
Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей – значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу – жди мороза.
А какие приметы знаешь ты?
Рассказ.
Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое, прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Подвижные игры: 

«Пингвины с мячом!», «Не наступи»
Цель:
 усложнение прыжков на двух ногах с продвижение вперед с
Зажатым предметом между ног.
Трудовая деятельность: 
Подготовить совместно с детьми грядки к посеву семян.
Индивидуальная работа по развитию движений.
Цель
: закреплять умение бросать мяч в цель.

 Исследовательская работа. Поискать на участке детского сада следы.
Понаблюдать в птичьей столовой – прилетит ли птица к
кормушке или нет.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 20
Наблюдение за снежинками.


Цель: Обратить внимание детей на то, что снежинки бывают разными по форме. Учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Беседа
Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
Художественное слово.
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве.
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Е. Благинина.)
Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
Найди две одинаковые снежинки.(Одинаковых не бывает.)
Исследовательская работа: 
Дети наблюдают где быстрее тает снег, на варежке или на руке? Почему?
Что образуется от снега?
Подвижные игры
« Два Мороза», «Волк во рву».
Цел
ь: Развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.
Трудовая деятельность.
Цель: Приучать детей доводить дело до конца. Воспитывать умение действовать сообща.
Постройка лабиринта.
Индивидуальная работа
Цель: Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Самостоятельные игры с выносным материалом.


Прогулка № 21
Наблюдение за снегоуборочной машиной.


Цель: Расширить знание детей о роли машин в выполнении трудоемких работ, об особенности их строения. Воспитывать интерес к технике и уважении к труду взрослых.
На перекрестке у светофора.
Для чего нужен светофор?
На какой свет надо переходить дорогу?
Загадка
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Беседа.
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок . Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки.
Из чего они сделаны? ( Из стальной проволоки).
Какая у них щетина?(Жесткая, колючая)
А вот еще одна машина идет убирать снег.
Что есть у этой машины? (Два больших винта)
Что делают эти винты? (Захватывают снег как мясорубка мясо) Правильно.
Они несут этот снег под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.
Как называется эта машина? (Снегоочиститель.)
Чем похожи все машины?
К какому транспорту относятся снегоочистительная машина? ( К специальному)
Сравни снегоочиститель со « скорой»
Подвижные игры .
Цель: Закреплять двигательные навыки, развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость .
«Охотники и звери» , «Не попадись», «Быстро возьми , быстро положи»
Трудовая деятельность 
Цель: Приучать детей действовать сообща, доводить дело до конца. Воспитывать трудовые навыки.
Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
Индивидуальная работа.
Игровое упражнение « Пройди по мостику»
Цель: Упражнять в равновесии.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 22
Наблюдение за снегом.

Цель: Формировать представления об изменениях происходящих со снегом в конце зимы.
Художественное слово: 

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
( С. Есенин)
Приметы: Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к снегопаду.
Рассказ: Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка, она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Вопросы: Назовите зимние месяцы? Как называется тонкая корочка льда, которая появляется на снегу? В результате чего она появилась?
Исследовательская работа: Измерить глубину снега открытых и защищенных участках детского сада. Где больше снега и почему?
Подвижная игра: 
“Два Мороза.“
Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве.
Трудовая деятельность:
Полить водой ледяную дорожку.
Цель: Учить детей аккуратно носить холодную воду, и равномерно поливать по всей дорожке.
Индивидуальная работа: 
“ Кто дальше? “
Цель: Упражнять детей в прыжках на двух ногах до определенного места.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 23
Наблюдение за облаками.

Цель: Расширять и углублять представления ребенка о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты. Развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Загадка: Без крыльев летят
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Рассказ: Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются образуются облака. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака бывают в ясную погоду, а кучевые перед дождем или снегопадом.
Вопросы: Какие бывают облака? Из чего образуются облака? На что похожи облака?
Исследовательская работа: 
Найдите облака похожие лошадки.
Сравните перистые облака и кучевые.
Подвижные игры:
“Наседка и коршун”.
Цель: Продолжать учить детей ловко увертываться от ловящего.
“Хоккей на снегу”
Цель: Учить прокатывать шайбу в ворота.
Трудовая деятельность: 
Сгребать снег под кусты и деревья, почистить дорожку и горку .
Цель: Учить детей работать сообща, получать радость от его результата.
Индивидуальная работа с подгруппой детей:
Выучит скороговорку:
Пришел Прокоп, кипит укроп
Ушел Прокоп кипит укроп
Как при Прокопе кипел укроп
Так без Прокопа кипит укроп.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 24
Наблюдение за вороной и сорокой.

Цель: Закреплять представление о птичьем мире. Знать характерные их особенности.
Вопросы:
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке? (ворона)
Что вы знаете о ней?

Какая она по характеру?

За что не любят ворону?
Что в ней положительного?
Рассказ: Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться – берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон – самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона – совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон – птица лесная. Во многих сказках ворона называют мудрым. Может от того, что живет эта птица до ста лет.
А вы знаете вороньих родственников? (грач, галка, сорока)
Какая сорока?
В чем сходство и различие между вороной и сорокой?
Рассказ: Сороку-белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах – насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» - стрекочет сорока и всем понятен ее язык.
Подвижные игры:
«Коршун и наседка», «Не попадись»
Цель: Закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.
Трудовая деятельность:
Коллективный труд на территории участка.
Цель: Учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Индивидуальная работа: 
Игра «Бадминтон»
Цель: Учить правильно, держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки.
Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка № 25

 Наблюдение за сезонными изменениями в природе в конце зимы.

Цель: Формировать представления об изменениях в природе, уметь различать
характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать эти приметы в поэзии, закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Художественное слово:
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло
Рассказ:
Февраль - последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, начинает прибывать солнышко, иногда звенит первая робкая капель,
а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают
оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются
ниже.
Вопросы и задания: 

Что такое оттепель?
Отгадать загадки:
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной
( Сосулька )
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет
( Сосулька )
Опытно-исследовательская работа: 

набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить где снег осел быстрее.
Подвижная игра:
«С сугроба на сугроб»
Цель
: формировать у детей навыки прыжков в длину.
Трудовая деятельность:
Уборка снега на участке малышей.
Цель
: Формирование трудовых умений дружеских отношений.
Индивидуальная работа 
Цель
: Упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику
прыжка в длину с места.
Самостоятельные игры с выносным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация перспективное планирование на декабрь месяц "Зима"

Примерное перспективное планирование на 3 недели декабря...

Презентация перспективное планирование на декабрь месяц "Зима"

Примерное перспективное планирование на 3 недели декабря...

Презентация перспективное планирование на декабрь месяц "Зима"

Примерное перспективное планирование на 3 недели декабря...

Перспективное планирование "Зима"

ЗимаЦикл занятий с использованием мнемотехники...

Перспективный план "Зимующие птицы" подготовительная группа

Перспективный план "Зимующие птицы" подготовительная группа...

Перспективное планирование в старшей группе Зима «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь)

Перспективное планирование в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь). Четыре тематические недели с названием тем и методической литературой. 1)3.12-7.12 «Здравствуй, зимушка зима»; 2)10....

недельное перспективное планирование Тема проекта: «Что такое зима?» Дата: 29.11.2021 – 03.12.2021 Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного запаса детей. Задачи. Способствовать формирова

Тема проекта: «Что такое зима?» Дата: 29.11.2021 – 03.12.2021Цель.  Создание социальной ситуации развития  для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного за...