Главные вкладки

    "В окно повеяло весною..."
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_okno_poveyalo_vesnoyu.doc370.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

    в старшей группе

    Картинка 16 из 64000

                                                   Провела:

                                                         воспитатель гр.№8

                                                         ГОУ Д/С №1724

                                                         Болгова Т.А.

       

    Москва

    ЦЕЛЬ:

         Обобщать и систематизировать представления детей о временах года. Уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, учить находить эти признаки самостоятельно; учить детей устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.  Расширять и уточнять словарь по теме «Весна».

    Предварительная работа:

    • Рассказывание по моделям о временах года на занятиях и во внезанятийной деятельности.
    • Заучивание заклички о солнышке.
    • Д/и «Четвертый лишний» (по временам года).
    • Д/и «Поручение» (найди и назови время года).
    • Словесные игры по временам года.
    • Загадывание загадок по временам года.
    • Рассматривание репродукций картин русских художников по времени года.
    • Наблюдения в природе.
    • Чтение рассказов и стихов о временах года.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года. О каких – вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

    Снег на полях,

    Лед на реках
    Вьюга гуляет,
    Когда это бывает?                (Зимой)

    Тает снежок, Ожил лужок,
    День прибывает,
    Когда это бывает?                (Весной)

    • Какое время года закончилось?
    • Какое время года наступило?

    Весенние месяцы – март, апрель, май.

    • Какой сейчас месяц?

    Март – первый весенний месяц. В марте начинает таять снег, капает капель с крыш и сосулек, поэтому март в народе называют капельником (повтор слова). В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название – протальник (повтор слова).
    В начале весны часто теплые дни сменяются опять холодом, веет вьюга, идет снег. Но проходит несколько дней, и весна вновь вступает в свои права.  
    Послушайте, как русский поэт Федор Иванович Тютчев написал об этом времени в своем стихотворении.
    Стихотворение «Зима недаром злится» читает заранее подготовленный ребенок.
    Сейчас только начало весны и в природе мало произошло изменений. В старину, чтобы весна поскорее пришла, пели
    заклички.
    Кто может объяснить слово «закличка»? От каких слов оно произошло? (кликать, кричать, громко звать).
    Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Их сочинил народ, они передавались из уст в уста, т.е. из одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Их сочинил народ, а не один автор. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет дождливое, холодное лето – не созреет урожай, будет палить нещадно солнце – сгорят посевы. Вот и верили люди, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет хороший, будет, чем кормиться зимой.
    Как вы думаете, с чего начинаются все весенние изменения в природе, что на них влияет? (Солнце начинает светить ярче).
    Конечно, с солнышка. Вы хотите, чтобы весна побыстрее стала теплой и дружной? Давайте обратимся к солнышку с закличкой. Будем отбивать ритм хлопками. Сначала произнесем закличку тихо-тихо, потом погромче, потом – совсем громко.
    Солнышко, повернись!
        Красное, разожгись!
           С весною красною вернись!

                В дорогу выезжай,
                   Зимний холод прогоняй!
         

    Что наше солнышко растопит в первую очередь? (снег, сугробы). Давайте поиграем в игру «Снежный сугроб» (физкультминутка).
                Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки « в кучу»).
                Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорее! Пора!» Не выдержал сугроб и рассыпался. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли веселые ручейки. Побежали землю будить.
                Дети изображают ручейки: разбегаются по группе. Используется музыка П.И. Чайковского «Времена года».
                - Кого вы хотите разбудить, ручейки? (деревья, траву, цветы, реки, пруды)
                - Как река просыпается от сна? (Лед трескается и по реке идут большие льдины. Это ледоход).
                - Как просыпаются деревья? (Они напиваются талой воды, их припекает весеннее солнышко, почки набухают и раскрываются зеленые листочки).

            Ребята, вы уже большие, и много знаете о временах года. Предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает?» (Дети в парах по моделям рассказывают о характерных явлениях в природе зимой и весной. Первый ребенок: зимой солнце светит, но плохо греет, поздно встает и рано ложиться, поэтому день короткий, низко поднимается над землей. Второй ребенок: весной солнце яркое, теплое, высоко над землей поднимается, рано встает и поздно ложится, поэтому день длинный и т.д.)
    А теперь предлагаю найти каждому по одной картинке, где изображена весна и объяснить свой выбор. (Проводиться д/и «Поручение», объясняют: «Я считаю, что у меня весна, потому что… на картинке проталины).
    Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко» о весне (игра с мячиком).

    • Подбор названий действий к названиям предметов, объектов.

    Солнце (что делает?) - светит,

    деревья (что делают?) – качаются,просыпаются,

    снег (что делает?) – тает,

    почки (что делают?) – набухают,

    листья (что делают?) – распускаются,

        трава (что делает?) – зеленеет,

        ручьи (что делают?) – бегут,

        лед (что делает?) – трескается, плывет.

    • Подбор названий признаков к названию объекта.

    Солнце (какое?) – яркое, лучистое, высокое,

    небо (какое?) – чистое, голубое, прозрачное,

    ветер (кокой?) – легкий, теплый,

    дождь (какой?) – весенний,

    облака (какие?) – легкие, пушистые, воздушные,

    снег (какой?) – рыхлый, серый, грязный,

    ручей (какой?) – звонкий,

    трава (какая?) – зеленая.
                Ребята, вы очень хорошо занимались сегодня, думаю, что солнце теперь будет ярче светить и весна у нас будет дружная, теплая.
                - Какое у вас настроение стало?
                - Что больше всего понравилось на занятии?

    Картинка 5 из 64000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В окно повеяло весною

    Продолжать знакомить детей старшего возраста с  признаками весны, находить эти признаки самостоятельно, расширять представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной. ...

    «В окно повеяло весною»

    Программное содержание по образовательным областям                     «Познавательно-речевое ...

    В окно повеяло весною

    Оказавшись в лесу весной нельзя не почуствовать, что вы попали именное в вессений лес....

    Презентация: " В окно повеяло весною"

    Пригрело теплое, весеннее солнышко , все вокруг изменилось. Пришла Весна. Учебный материал по окружающему миру....

    Проект по ознакомлению с окружающим в старшей группе “Времена года:В окно повеяло весной”

    Автор-составитель: Воспитатель старшей группы №4 ГБДОУ  детского сада №66 Попович Елена Федоровна.Вид проекта: Творческий, долгосрочный, групповой, игровойУчастники проекта: Дети, педагоги, музык...

    Проект "В окно повеяло весной"

    Тема была выбрана в первый месяц весны. И была разработана для реализации в марте. Так как в начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. В солнечный день появляется капель, начинается таяние сн...

    Конспект интегрированного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В окно повеяло весной»

    Активизация познавательного интереса к жизни весеннего леса, обогащение представлений о растительном и животном мире....