ННОД по ПР (ФКЦМ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кочеваткина Анжела Владимировна
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
 - расширять представления детей о комнатных растениях. 
-  формировать умение выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). 
- закреплять  знания детей о потребности растений  в воде, свете, тепле.
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними. 
- создать композицию «Фиалка»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме: «Уход за комнатными растениями».

Автор конспекта ННОД: Кочеваткина Анжела Владимировна, воспитатель, МДОУ №12 г. Черемхово

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

 - расширять представления детей о комнатных растениях.

-  формировать умение выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок).

- закреплять  знания детей о потребности растений  в воде, свете, тепле.

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

- создать композицию «Фиалка»

 Задачи ОО в интеграции:

  • Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослым и детьми. Развивать компоненты устной речи: грамматического строя речи, связной речи; Формировать словарь детей. Воспитывать культуру речи.
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое чувство детей, художественное восприятие образного представления, воображения, художественно - творческих способностей. Закрепить навыки работы с гуашью, совершенствовать умение правильно держать карандаш и кисть.
  • Физическое развитие: формировать представление о здоровом образе жизни. Развивать активную двигательную деятельность. Воспитывать любовь к спорту.

Предварительная работа

Создание альбома «Мои комнатные растения»

Просматривание иллюстраций с изображением комнатных растений.

Рассматривания цветов в группе.

Просмотр  видео о уходе за цветами.

 Предпосылки учебной деятельности:

Коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности (в подгруппе детей), предлагать помощь и сотрудничество;

Познавательные – имеют представление о комнатных растениях.

Регулятивные – умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, работать с раздаточным материалом;

Личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.

Оборудование для педагога:

Иллюстрации с изображением комнатных растений: бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ, глоксинии и др; комнатные растения группы; магнитофон, музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок»; магнитная доска; смайлики

Оборудование для детей:

комнатные растения, лейки с водой, салфетки, кисточки для протирания пыли, тазики, клеенки, пульверизаторы, фартуки; альбомный лист, кисти, гуашь, простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой, тонкая бумага для оттиска, «штапм».

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети стоят в кругу. Предложить детям назвать своего соседа, стоящего справа ласково. (Ромачка, Катюша, Дашенька и т.д)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями только глазами. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.

- «Бабочки летят»- поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро

-  Закройте глаза, откройте.

- «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.

 - Закройте глаза, откройте.

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы с вами  отправимся,  и  чем будем заниматься.

Воздух очищают

Создают уют

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Дети: Комнатные растения

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?

Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей.

Воспитатель: Почему они называются комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Названия  каких комнатных цветов вы знаете?

(Ответы детей)

2. Физминутка.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

дети поднимают и опускают руки

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

дети шагают на месте, высоко поднимая колени

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

вращение головой

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

наклоны

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

встряхивание кистями рук

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

СКР

(коммуникативный).

СКР,

(коммуникативный)

СКР (коммуникативный)

ФЗ (двигательный)

 

 

словесная

ситуативный разговор

словесная

Беседа

Действия по словесному указанию

-Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

-обогащать словарь детей вежливыми словами.    

-формировать любознательность и умение наблюдать

 

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

«Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый»,

 

«взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

«Обладает развитым воображением».

Основная часть (содержательный, деятельности этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Уход за комнатными растениями.

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе. Но, ребята,  чтобы комнатные растения приносили нам  только пользу,  были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Как мы с вами ухаживаем за комнатными растениями?  Назовите способы ухода.

Дети:  полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытье, обрыв сухих листьев.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю показать нашим гостям, как мы умеем ухаживать за растениями.  Для этого предлагаю пройти в наше экологическое пространство.

(Дети вместе с воспитателем проходят к комнатным цветам, расположенным в экологическом пространстве группы)

Воспитатель: Ребята, что же нам понадобится для работы?

Дети: Фартуки, лейки, пульверизаторы,  салфетки, кисточки, тазики, вода для полива.

(Дети  надевают  фартуки и подходят к цветам)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на комнатные цветы, что необычного вы замечаете?

Дети: На горшках некоторых цветов наклеены грустные смайлики.

Воспитатель: Как вы думаете, что они означают?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы цветы перестали грустить?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю  показать, как мы умеем заботиться  о  комнатных цветах.  

(Каждый из  детей выбирает  цветок  за которым он будет ухаживать.  Дети выполняют работу  и комментируют свои действия)

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель: Как надо протирать листочки?

Дети: Салфетку  надо держать в правой руке, на левую руку кладут лист растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

 (Показ одного из детей)

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Дети: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ ребёнка, как надо мыть.)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Дети: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

 (Показ одного из детей)

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом.  

Воспитатель: Ребята, как надо рыхлить?

Дети: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.  

(Выполнение работы детьми самостоятельно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими яркими стали растения, какими чистыми их листочки.  Сейчас мы переходим к поливу и опрыскиванию.  Опрыскивание – важная часть ухода за растениями. После опрыскивания растения дольше остаются свежими и зелеными и лучше растут. Для этого нам нужны пульверизаторы.  Но, ребята, надо помнить правило – комнатные цветы с ворсистыми листьями  (например,  фиалку и бегонию)  опрыскивать нельзя.

А   как узнать, надо поливать растение или нет?

Дети: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Дети: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой или отстойной, комнатной температуры.

(Выполнение работы детьми самостоятельно)  

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши цветы, какие они стали? Грустят ли они сейчас?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте будем заботиться о цветах, чтобы грустных смайликов больше не появлялось. Ведь растениям   нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова.

 

Проводится психогимнастика «Я растение»

(выполняется под музыку, в медленном темпе)

Воспитатель. Я приглашаю вас в круг. Закройте глаза и присядьте.

Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное.

Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.

Растение начинает расти.

Дети медленно поднимаются.

Листья поднимаются к свету.

Дети поднимают руки вверх.

Растение чувствует себя хорошо.

Руки опускаются.

Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами?

Воспитатель: Ребята посмотрите что это за цветок?

Воспитатель: Существует множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-кружевная)

Рассмотрим их внимательно.

Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т. д.

Воспитатель: Каким цветом обведены белые цветы?

Дети: Синим.

Нетрадиционная техника рисования комнатного растения «Фиалка» (гуашь+ оттиск смятой бумагой (или «штампом») .

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать фиалку, используя нетрадиционный метод в рисовании – «оттиск»( «печать») смятой бумагой. С помощью этого способа у нас должно получиться много красивых махрово –бахромчатых цветов, которые смотрятся, можно сказать «пушистыми».

А где у нас растут цветы и в том числе наша фиалка?

Дети: В горшочке.

Воспитатель: Правильно. Давайте назовём форму горшка?

Дети: Трапеция перевёрнутая.

Воспитатель: что больше горшок или наше растение?

Дети: Растение.

Воспитатель: То есть большая часть нашего альбомного листа будет занимать растение.

Объяснение последовательности выполнения рисунка воспитателем: 

Воспитатель: Располагаем лист вертикально. Делаем набросок карандашом. Как мы работаем простым карандашом?

Дети: Сильно на карандаш не нажимаем, по несколько раз не обводим.

Воспитатель: С нижней части альбомного листа нужно отступить небольшое расстояние - рисуем стол: проводим горизонтальную линию слева направо. На столе делаем набросок горшка в форме трапеции: у нас нижняя часть горшка – дно - уже, чем верхняя его часть.

После того, как сделан набросок карандашом, выполняем работу в цвете. Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Для горшка – коричневый, для листьев – зелёный, цветы – фиолетовым, красным, розовым или желтым.

Воспитатель: Берем бумагу для оттиска – сминаем её, одну сторону смятой бумаги красим выбранным вами  цветом кистью, и способом «оттиска» («печатания») рисуем цветы. Их много, поэтому делаем много отпечатков цветов. Листья дорисовываем кистью зеленым цветом, и горшок, соответственно, коричневым.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: стол и фон разукрашиваем разными цветами на ваш выбор.

Самостоятельная работа (дети самостоятельно рисуют цветы)

СКР (коммуникативный)

СКР( коммуникативный)

ПР (познавательно-исследовательский)

ПР

(познавательно-исследовательская).

СКР, ПР.

(коммуникатив-ный, познавательно-исследовательс -кая).

СКР, ПР.

(коммуникатив-ный, познавательно-исследовательс -кая).

ФР, ХЭР (двигательная)

ПР(познавательно-исследовательская, коммуникативная )

ХЭР(продуктивная)

ПР(познавательно-исследовательская,

экспериментирование)

ПР(познавательно-исследовательская,

экспериментирование)

Беседа

Ситуативный разговор

Беседа

Создание речевой ситуации общения

Создание речевой ситуации общения.

Действия по словесному указанию

Аудирование

Создание речевой ситуации общения.

Действия по словесному указанию

Аудирование

Психогимнастика

Ситуативный разговор

Рисование

Практические действия

Ситуативный разговор

Практические действия

Ситуативный разговор

Комнатные цветы

Фартуки, лейки, пульверизаторы,  салфетки, кисточки, тазики, вода для полива

Комнатные цветы

Влажная тряпочка

Комнатные цветы

Влажная тряпочка

Слово и движение

Слуховое восприятие

Музыка

Цветок фиалка

Слово

Слуховое восприятие

Слово

Цветок фиалка

Слово

Альбомный лист

Простой карандаш

Бумагу для оттиска

Гуашь

Кисть

-развитие всех компонентов устной речи,

-Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

Формировать эмоциональное отношение к сверсникам

 

 -развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Обогащать представление детей о уходе за растениями. Объяснять значения ухода человека за ними. Формирование словаря.

Формировать представление детей о мире предметов облегчающих труд человека.

- Воспитывать желание заботится о комнатных растениях.

-Развивать у детей внимание, память.

-создать проблемную ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует  к исследованию.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Обогащение двигатель-ного опыта. Приобщение к музыкальному искус-ству

Расширение кругозора детей

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Развитие детского творчества

Получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования

Получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования

«любознательный, активный», «овладевший необходимыми умениями и навыками построения речевого высказывания»

Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции

Любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый

Любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции

Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете?

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

Воспитатель: А ещё мы узнали новый способ изображения в рисовании, который называется?

Воспитатель: Да, верно, молодцы! И у вас получились замечательные фиалки! А как вы думаете, какие еще комнатные растения можно изобразить таким же способом? («оттиском»)

Рефлексия

Воспитатель: Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями, потому что…»

Дети: (нравиться, украшают группу, люблю цветы, очищают воздух и т.д.)

СКР (коммуникативная)

беседа

рефлексия

Готовые работы

-закрепить знания полученные детьми входе занятия.  

развитие всех компонентов устной речи,

-Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

обогащать словарь детей.

 «овладевший необходимыми умениями и навыками построения речевого высказывания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ "Поход в весенний лес".

Занятие проводится с подгруппой детей. Используется: мультимедия, броссовый материал(апилки), аудиозапись....

ННОД по ФКЦМ "Пришла Весна"

«Познавательное развитие»: развитие у детей познавательных интересов; креативности мышления каждого ребенка с помощи игры. Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц...

Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.

http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»  Формировать свободное общение с взрослыми и детьми  Ввести детей в проблемную ситуацию, ...

Конспект ННОД во второй младшей группе ННОД: Познание Тема: "Заюшкина избушка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Салгакчы»с.Солчур      Образовательная деятельность: «Познание»«За...

Конспект ННОД средней группе ННОД: Познание Тема:Тема: Число и цифра 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Салгакчы»с.Солчур      ННОД: «Познание»Тема: Число и цифра 4...

Конспект ННОД младшей группе ННОД: Познание Тема:"Смотри во все глаза"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Салгакчы» с.Солчур Овюрского кожууна...

ННОД с использованием социо-игровой технологии подготовительная группа. «От кого пришла посылка?» Автор конспекта ННОД: Пыстина Таьяна Леонидовна

Цель ННОД :  Пропаганда среди детей здорового образа жизниЗадачи образовательных областей: Познавательно развитие:Актуализация знаний детей о здоровой пище,обобщить представления о правилах ...