Удивительное яйцо
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гладкая Татьяна Викторовна

опыты и эксперименты с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_yaytsom.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                           

ГБОУ школа №407  Пушкинского района СПб

Дошкольное отделение.

         

        Опытно-экспериментальная деятельность

                   «Удивительное яйцо»

        с детьми старшего дошкольного возраста.

                   

           

 

                                                        Автор: Гладкая Татьяна Викторовна

        Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.

         Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов. 

3.Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

4.Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

5.Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

            Оборудование и материал:   куриные яйца, салфетки, нож , большие пластиковые стаканы с водой, контейнер с солью, чайные  ложки, блюдца, пластиковая бутылка, макет  яйца, ступка, кирпич, проектор, деревянные яйца, чашки Петри, чайник, кувшин с водой.

             Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное – развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

                         

             Использованные технологии: Игровая; Исследовательская деятельность;  Критического мышления.

 Вед: Здравствуйте ребята. Мне нужна ваша помощь в поиске сказочного героя. Нам необходимо пройти несколько опытных станций, на которых нам будут даваться конверты с отгадкой. Считалкой я назначу главного, который будет собирать конверты с подсказкой.

Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок -
Выходи-ка ты, дружок.

В конце всех опытов мы получим ответ. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем  говорить.

Может и разбиться, 
Может и свариться, 
   Если хочешь, в птицу 
                Может превратиться.    (Яйцо)

Вед: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку.

Вед:                                      

 Жили – были, ребята,

Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

Зерна-крошки клевала,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо

И снесла им не простое,

А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!

Вед: А удивительное оно потому, что в нем,  в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам, расти сильными и здоровыми.

 Вед: И захотели бабка с дедом узнать, что находится внутри яйца.

Ой, яйцо, яйцо

Как тебя разбить,

Как бы расщепить.

Бьем уже  полдня

И полночи бьем

Сил у деда нет,

Лучше спать пойдем.

Вед: А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри. 

Аккуратно, тыльной стороной ножа разбиваем яйцо посередине и выливаем в чашку. Смотрим, из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка-желток бывает желтого или оранжевого цвета. Смотрим макет. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Ребятам предлагается в ступке растолочь яйцо. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки). Смогут  ли яйца выдержать кирпич.  Проведем опыт! Берется 4 яйца и на них ставится кирпич. Делаем вывод ,что скорлупа очень крепкая.

Вед: А наша сказка продолжается.

Вед: Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»

Вед:  Как вы думаете, ребята,  яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах стаканы с водой. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана и добавляем 5 ложек соли и растворяем её. Теперь яйцо  опускаем в соленую воду. Что случилось?  В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.  А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине (на столах у детей: 1 большой пластиковый стаканчик с водой, соль, чайная  ложка, яйцо)

Вед: А мы продолжаем нашу сказку!

Вед: Увидела бабка, что дед с яйцом делает, и стало ей яйцо жалко.  Решила она его спрятать. Нашла пустую бутылку и хотела туда яйцо положить, но ничего у нее не вышло. Не пролезает яйцо в горлышко бутылки. Что же делать?

Вед: Есть у меня один способ!! Для опыта нам понадобится:

- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера;

- стеклянная бутылка с широким горлышком ( используем бутылку от гранатового сока);

- горячая вода.

 Горячей водой мы нагреваем воздух в бутылке, который при этом расширяется. Это означает, что часть воздуха выходит из бутылки. После того как мы прогреем бутылку и выльем из нее кипяток, воздух начнет остывать и сжиматься. Мы сразу же затыкаем яйцом отверстие бутылки и не даем тем самым воздуху снаружи занять свободное место в бутылке, которое образуется при сжатии воздуха. Поэтому давление внутри бутылки станет меньше давления снаружи. Превосходящее наружное давление втолкнет яйцо в бутылку, оно плюхнется на дно. (Яйцо в бутылке!) Пока яйцо опускается, детям задаются вопросы, кто ещё появляется из яйца.

 Ведущий показывает картинки  с изображением яиц :  

птиц, крокодила, черепахи, змеи, муравья, динозавра.

Цыпа: приглашает вас немного отдохнуть. Вставайте и повторяйте.

Физкультминутка!

Вед: А мы давайте вернемся в сказку.

Вед: Думала, думала бабка, что бы такого с этим яйцом сделать. И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но к сожалению прибегали внучата  и перепутали все сырые и варёные яйца. Давайте поможем бабушке все разложить правильно. У детей спрашивается, как можно отличить вареные от сырых. Дети крутят яйца и раскладывают по тарелкам.

      Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу: Разбиваем яйцо в миску. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.

Вед: Наелся дед сладостей и плачет. Заболели у деда зубы…

Вед: Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели?! (Чистить) Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами если этого не делать. Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Стало большим и упругим, как мячик. Скользким и противным.  Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

Вед: И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не огнём палить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок!

Вед: А теперь складываем все пазлы. И у нас появился сказочный герой которого я искала. Это Шалтай Болтай. Надеюсь, вам понравилась наша сказка об удивительном яйце! И вы узнали много нового.

Ребята, давайте вспомним, какие опыты мы проводили.

Подведение итогов, показываются картинки с изображением опытов, которые дети провели с педагогом и складываются в альбом, который остается в группе.

  Какие вы молодцы, большое вам спасибо, за это я хочу вам подарить вот такие деревянные яйца, которые можно разукрашивать.

ДВЕ СОБАКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интересное рядом. Удивительное яйцо"

Экспериментальная  деятельность в старшей группе...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группы На тему: «Удивительное яйцо»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группыНа тему:  «Удивительное яйцо»Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расш...

Удивительное яйцо

    Занятие-эксперимент «Удивительное яйцо» позволит дошкольникам  научиться проводить несложные опыты с новым для них предметом экспериментирования –  кур...

Естественнонаучный проект Тема: «Удивительное яйцо»

Выявление свойств скорлупы куриного яйца путём экспериментальной работы....