Главные вкладки

    Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе.
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Комиссина Оксана Владимировна

    Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе.

    Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; рассматривание альбома «Русские игрушки». Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров.

    Материал: иллюстрации разных матрёшек, матрёшки одинарные на каждого ребёнка, матрёшка большая.

    Ход непосредственно  образовательной деятельности.

    Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы если отгадаете, то узнаете, кто к нам в гости пришёл.

    Ростом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку,
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка.

    Ну-ка отгадайте без подсказки, кто же это?

    Дети: Молодцы, правильно Матрёшка.

    Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка. С ней можно играть, разбирать и собирать. Матрешки служат украшением для интерьеров. Матрёшка - это кукла с секретом. Постепенно она становится русским символом. Первую  матрёшку сделал старый японский мастер. Родина Матрёшки – Япония.

    Художник С.В.Малютин сотни лет назад расписал первую из них в России. 

    Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха.

    По росписи можно узнать место рождения матрешки.

    Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

    Как в большой-большой матрешке,
    Есть поменьше, на немножко.
    Ну, а в ней - еще немножко.
    Ну, а в ней - матрешка-крошка.
    Ну, а в крошке - никого.
    Их четыре же всего. 

    Воспитатель: Как зовут этих сестренок?                                                      Дети: Матрёшками.

    Воспитатель:   В матрешке - матрешка.
                               В матрешке - матрешка.
                              А самая маленькая,

                               Как крошка.
                              Люблю я с матрешками
                              Часто играть.
                             Сперва разбирать их,
                             Потом собирать.
                             Собрать их недолго:
                             Минута, вторая -
                            И вырастет сразу матрешка большая.

    Игра «Расставь матрёшек по росту».                                                                Воспитатель: Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются?

    Они отличаются друг от друга формой и росписью. Это зависит от места ее изготовления. В каждой местности есть свои изюминки в росписи, свои отличии в цветах и форме матрёшки.

    Дети: формой, росписью.

    Воспитатель: Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные?

    Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Найди Матрёшку». Я буду прятать, а вы мне говорить, где она.

    Воспитатель: А вы знаете, как делают Матрёшку?

    Дети: делают из дерева заготовку и расписывают её.

    Воспитатель: Правильно, сначала нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, а только потом начинают расписывать её узорами. Для изготовления матрёшки требуется особая технология. При росписи матрёшки необходима определённая последовательность. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

    Физ. минутка: " Матрёшки"
    Хлопают в ладошки
    Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
    На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
    Топают матрешки. (Топают ногами)
    Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
    Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
    Девчонки озорные,
    Матрешки расписные.
    В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
    Вы похожи словно сестры.
    Ладушки, ладушки,
    Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

    Воспитатель: К какому выводу мы пришли?

    Родина матрёшки?

    Дети:  Япония.

     Воспитатель: Для изготовления матрёшки требуется?

    Дети: особая технология.

    Воспитатель: При росписи матрёшки необходима определённая последовательность.

    Благодаря русским мастерам, матрёшка стала одной из любимых игрушек детей и взрослых. Спустя более 120 лет она пользуется большой популярностью – стала символом России.

     У матрёшки есть свои отличительные особенности: форма и роспись. Мастера разных русских городов внесли в роспись матрёшки своё цветовое оформление.

    Воспитатель: Молодцы! Вот теперь мы немного знаем о Матрёшке.

    Кукла славная - матрешка,
    Где - же ручки, где - же ножки?
    Ах, какие щечки,
    Красные, румяные,
    На фартучке цветочки, 
    И на сарафане.
    Вот матрешка – мама.
    Вот матрешки - дочки,
    Ротик - будто ягодки,
    Глазки - будто точки!
    Мама песенку поет, 
    Дочки водят хоровод,
    маме хочется в покой,
    Прячутся одна в другой!

                                                                               

     

    .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие из раздела " Формирование целостной картины мира" на тему: "Спасибо за Победу".

    рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне, о Дне Победы. Для подготовительной группы детского сада и младших школьников....

    НОД: Формирование целостной картины мира "КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ" для детей второй младшей группы

    Мультимедийный наглядный материал к занятию Непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы (образовательная область «Познание») «Формирование Целостной картины мира» по т...

    Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) на тему: “ «Волшебница-вода» ” (для детей второго младшего возраста)

    Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по представлению  качеств и свойств воды. Задачи: образовательная:1.     Закрепить знание детей ...

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.

    Цели:1.      Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.2.      Формирование представлений об особенности дымковской...

    Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...

    Планирование недели по теме "Русская народная игрушка - матрёшка" во второй младшей группе

    Планирование во второй младшей группе по теме "Знакоство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"....