"Увлекательное путешествие в Африку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дмитрикова Галина Николаевна

Занятия географией формируют у детей стремление познавать мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности в целом: происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления, представления, воображения; дети учатся воспринимать, анализировать, сравнивать, обобщать; у них расширяется кругозор, формируется эрудиция, развивается система отношений – с собой, с другими людьми, с миром в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_afriku.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Увлекательное путешествие в Африку.

Цель: Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.

Задачи:

- дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;

- формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности;

- закрепить представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах;

- уточнить и расширить представление детей с правилах поведения в общественных местах;

- закрепит умение классифицировать животных;

- закрепить навыки и умения детей делить слова на слоги, определение места звука в слове: понятия «согласный» и «гласный» звуки;

- развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук.

- активизировать словарный запас, развивать связную речь;

- создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие от путешествия в Африку.

Оборудование: карта, игрушка обезьяны, иллюстрации, аудиозапись, фрукты.

Организационный момент.

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и подарите друг другу самую нежную улыбку.

Ребята, сегодня у нас с вами интересное, необычное занятие.

Послушайте, что я вам расскажу:

«Приплыл по океану
Из Африки матрос, 
Малютку - обезьяну 
В подарок мне привез.
Сидит она, тоскует
Весь вечер на пролет 
И песенку такую 
По - своему поет:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах 
Визжат мои подружки,
Качаясь на хвостах. 
Чудесные бананы 
На родине моей.
Живут там обезьяны 
И нет совсем людей».

- дети, нашу обезьянку зовут Микки. Видите, ребята, обезьянка какая грустная, невеселая. Она тоскует, очень хочет на свою родину. Поможем ей вернуться на ее родину?

- А знаете ли вы, где живут обезьяны?

- А в Африки нет снега и пурги.

- А в Африки не носят сапоги

- А в Африке лишь солнце и жара.

- И не несется в Африке на санках детвора.

Попробуйте сами найти Африку на карте. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета? Как думаете, что обозначает желтый цвет?

- Пустыню.

- Итак, я предлагаю отправиться в Африку на корабле.

де бы человек не находился; он должен соблюдать определенные правила. Для чего?

- Чтобы уберечь от опасности, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать.

- Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле?

- Не перегибаться через борт.

- Итак, в путь! Плыть предстоит несколько дней. Как вы думаете, почему так долго?

- Путь не ближний, да и идет корабль сравнительно медленно.

(Аудиозапись плывущего корабля).

“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.

Вот мы и добрались до Африки. В Африке много пустынь.

- Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)

- Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

 - Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)

- Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

Как же они обходятся без воды? (ответы)

- У них очень длинные корни. Зачем растениям такие длинные корни?

-  Доставать воду, которая глубоко под землей.

- Кажется. на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.

- Кто это? (показ картинки)

- Как еще называют верблюда?

- Кораблем пустыни.

- Почему так думаете?

- Движения плавные как у корабля.

- Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- Почему им не жарко в пустыне?

- Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

- Песок очень горячий, что обжигает ноги.

- Чем защищены они у верблюда?

- Копытами.

- Они устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.  

- Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность. Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны?

- Нет.

- Почему вы так думаете?

- Нет деревьев, растительности, бананов.

- Скажите, а где могут жить обезьяны?

- В джунглях, тропиках.

- Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше и послушаем.

(имитация поездки, аудиозапись).

Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).

Это - оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады.

Вода здесь ценится на вес золота. Современная техника позволяет во многом решить проблему нехватки воды (строят каналы, водохранилища).

- Возьмите «рули» отправления. Поехали дальше.

Впереди - Африканская саванна.

Чем покрыта земля в саванне? (травой, она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей, кое - где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации). Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада. Летом бобуаб сбрасывает листья. Как думаете, почему.

- Чтобы меньше испарялась вода.

- Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. (аудиозапись)

Что за зверь рычит?

- Лев.(показ иллюстрации).

- Это царь зверей - лев.

Где же он, почему мы его не видим?

- Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы.

- Почему льву важно быть незаметным?

- Он хищник, выслеживает добычу.

- На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы Тяжелы, неторопливы, склонны к царственной лености. А чем внешне отличаются львы от львицы?

- У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет.

- На кого охотятся львицы?

- Их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели.

(показ иллюстраций).

В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

Как же животные спасаются от хищников?

- Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают.

- Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.

- Что делать зебре?

- Защищаться.

- Средство защиты зебр - удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

- В саванне живет самое высокое животное на земле.

- Почему же жираф выглядит гордо и важно?

- У него длинная шея, ноги.

- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2 - этажный дом, половина высоты приходится на шею.

- Зачем ему такая шея?

- Легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.

-У жирафа передние ноги длиннее задних, а хвост длинной в метр. Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, газели.

А вот Африканские гиганты. Узнали вы их?

- Слоны.

 (показа)

- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона?

- Нет, слон - могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится.

- Самое удивительное у слона - хобот.

Что делает им слон?

- С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.

- А наше путешествие продолжается. Перед нами река Нил. Ребята, вы устали? И Микки устала! Давайте отдохнем.

Физминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз. два, три, четыре

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Вместе раз, это брасс,

Одной рукой - это кроль

Все как один

Плывем как дельфин

Как хорошо отдохнули.

- По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Посмотрите, ребята, как повеселела обезьянка Микки. Чему радуется обезьяна? Вы не догадываетесь, почему?

- Она вернулась на родину.

- Ребята, какой удивительный континент Африка. здесь и пустыни есть, и саванна, и разнообразные животные. Как вы думаете, на каком континенте мы с вами живем? Я думаю мы живем в Бразилии. Ты со мной согласен? Я предлагаю вам помочь животным найти свой дом.

Игра «Кто где живет?».

- Какие ребята вы, молодцы! Я предлагаю вам отгадать загадку.

Знают этот фрукт детишки

Любят есть его мартышки

Родом он из жарких стран

В тропиках растет (банан)

- Молодцы! Как думаете, сколько слогов в этом слове?

- Два.

- Назовите первый слог.

- Ба.

- Назовите второй слог.

- Нан.

- Назовите первый звук в этом слове.

- Б.

- Какой это звук?

- Согласный

- Второй звук какой?

 - А - гласный.

- Напечатайте его на доске.

- Правильно, молодцы!.

- Ой, ребята, а куда же делась обезьянка? Пока мы с вами разбирали слово банан, она спряталась. А вот и Микки. Смотрите, она принесла нам зеленые бананы. Микки просит, чтобы мы помогли им побыстрее созреть.

Подойдите к столам, перед вами лежать салфетки, скатайте колючки и приклейте на край банана. (работа детей в подгруппах).

- Какие спелые бананы получились.

- Какие замечательные бананы получились. Обезьянка очень довольна и говорит вам спасибо. И принесла нам волшебные фрукты, как только мы их попробуем окажемся в группе.

- Ребята, встаньте в круг и скажите, вам понравилось путешествие. А теперь похвалите себя. (дети хвалят себя, гладят по голове)

- Всем большое спасибо, отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."

                            Интегрированное занятие с детьми и родителями:                                              Путешествие в Африку.  Цель. Помочь детям ощутить ра­дость от совместной ...

Познаем Мир_«Увлекательное Путешествие».

Цель: развивать у детей творческую деятельность, познавательные интерес, интеллектуальные способности детей на основе игровой мотивации. Задачи:- упражнять детей в правильном использовании ...

игра-путешествие "Путешествие в Африку"

Детям предлагается совершить увлекательное путешествие в Африку....

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной группы «Увлекательное путешествие в Африку»

Цель: расширение и закрепление  знаний детей о материке Африка.Задачи.Образовательные:1.      Уточнить  элементарные представления об особенностях географического по...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

Занятие-путешествие по физкультуре «Путешествие в Африку»

Занятие-путешествие по физкультуре Тема:  «Путешествие в Африку»Группа: старшая (5-6 лет)Цель – создание условий для формирования двигательного опыта, развитие способности...