"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование"
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему

Новикова Галина Юрьевна

Образовательный проект предназначен для детей раннего возраста. 

Цель: развитие познавательной сферы детей через ыключение в процесс экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_novikova_g.yu_.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №108» г. Сыктывкара Тема по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование» Воспитатель: Новикова Галина Юрьевна

Слайд 2

Актуальность: Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо –видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Слайд 3

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова : «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Слайд 4

Цель: Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования Способствовать к участию детей в экспериментах и исследованиях, обобщению результатов опытов. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, воображение. Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи:

Слайд 5

Ожидаемые результаты Вода Песок Камни Бумага Снег С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получат представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить, заморозить, что вода может быть теплой и холодной. Дети узнают, что мокрый песок принимает любую нужную форму, что сухой песок может сыпаться, что песок это множество песчинок дети получат представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Опытническим путем дети выяснят, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона. С помощью опытов и занятий дети узнают, что снег холодный, легкий, из него можно лепить, в теплом помещении тает, что из снега. получается вода. Снег можно покрасить в разные цвета, так же как воду.

Слайд 6

Уголок экспериментирования Задачи Требования Должно быть развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) Место для хранения материалов (природного, "бросового") Место для проведения опытов место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Слайд 7

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты Дидактический компонент: Познавательные книги, тематические альбомы, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, алгоритмы выполнения опытов, схема выполнения опытов, правила поведения в уголке экспериментирования Компонент оборудования: приборы-помощники: лупы, увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты Компонент стимулирующий : разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса), разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски ); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Слайд 8

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть П ростейшие приборы и приспособления : лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. " Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки. Персонажи, наделанные определенными чертами - ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

Слайд 9

Этапы: Подготови - тельный составить тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач создать предметно – пространственную развивающую среду в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов ( пластиковые контейнеры, баночки, стаканы, формочки, лопатки, сачки, крупы, камушки, ракушки и т.д.) Изучение литературы по данной теме Согласно тематическому плану разработать цикл занятий и картотеку опытов Составить перспективное и календарное планирование исследовательской деятельности детей Основной Проекты «Песок», «Вода», «Воздух», «Снег», «Бумага», «Камни» Обобщающий Подведение итогов. Выступление на педсовете по данной теме Предоставление материалов в педкопилку. Презентация опыта работы для родителей.

Слайд 10

Работа с родителями: выступление на родительском собрании с презентацией по данной теме (май месяц) помощь в создании уголка экспериментирования, предоставление материалов для экспериментирования (камушки, глина, ракушки, шишки, орехи, сухие листья, крупы, мука и т.д.) Папка передвижка «Опыты и эксперименты»

Слайд 11

Литература: 1)С.Н . Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» 2)В . Сотникова «Самые маленькие в детском саду» 3)Высокова Т.П. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», 201 4) Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», 2013 5 ) Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М. 1988Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № 6). Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста . Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995. 7). Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001. 8) Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 9). Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2. 10). Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Слайд 12

11). Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты длядошкольников /Текст/ О. В. Дыбина , Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005. 12). Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004. 13). План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент , 1997 г. 14). Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс . 1997 . 15). Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной . - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с. 16). Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1. 17). Интернет ресурсы

Слайд 13

Уголок экспериментирования

Слайд 14

« Испечём угощение»

Слайд 15

«Песочный праздник »

Слайд 16

« Песчинки»

Слайд 17

Рисуем на манке

Слайд 18

« Тёплый-холодный »

Слайд 19

« Тонет – не тонет»

Слайд 20

« Достань ракушку»

Слайд 21

«Водопад»

Слайд 22

« Чистые ручки»

Слайд 23

« Разноцветная водичка»

Слайд 24

Бусы из разноцветной водички

Слайд 26

«Снежинка в гостях у ребят»

Слайд 27

«Танец со снежинками» (бумажные снежинки не тают)

Слайд 28

«строим, мы, строим из липкого снега»

Слайд 29

«Найди шарик» « Посыпалки »

Слайд 30

«Найди клад»

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование (презентация)

Развитие сенсорных способностей детей раннего  возраста через детское экспериментирование (презентация)...