Конспект НОД по теме: «Секреты Волшебницы Воды»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Назарова Ирина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnitsa_voda.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: «Секреты Волшебницы Воды»

То, что я услышал, я забыл,

То, что я увидел, я помню,

То, что я сделал, я знаю

(китайское изречение)

Цель:

  • Развитие познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»

- развивать у детей познавательный  интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

«Социально – коммуникативное развитие»

- учить делать выводы в процессе эксперимента;

- воспитывать дружеские взаимоотношения

- закрепить правила  безопасности при проведении опытов

- развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре

«Речевое развитие»

- уметь общаться со сверстниками во время проведения опытов;

- активизировать речь и обогащать словарь детей;

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми

Активизация словаря: исследователи

Оборудование: картинки с изображением дождя, лужи, снежинки, пруда, ручья, река, волна; емкости для воды; стаканчики, ложечки – по количеству детей; воронка; спонжики; песок; масло растительное; сахар

Ход НОД:

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

               Здравствуй небо (руки вверх)              

               Здравствуй  земля (приседают)

               Здравствуйте  мои друзья (руки в перед)

               1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

За руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? (Ответы детей.)

В лаборатории проводят различные опыты, исследуют вещества. Хотите быть исследователями? Надевайте шапочки.

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать,  что мы там будем исследовать. Посмотрите вокруг себя, что изменилось в нашей группе? (шарики, картинки)

А сейчас мы с вами отгадаем загадки.

Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

Он как алмаз:

И тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне — тоже вода.)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (роса)

По городу дождик осенний гулял,

 Зеркальце дождик свое потерял.

 Зеркальце то на асфальте лежит,

 Ветер подует - оно задрожит.

 (Лужа.)

Воспитатель: Что общего между всеми отгадками? Как одним словом можно сказать, о чем все загадки? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите в лабораторию, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

Вспомним правила безопасности:

  • аккуратно пользоваться ёмкостью для воды;
  • не толкать соседа;
  • разлившуюся воду вытирать салфеткой;
  • уметь слушать друг друга;
  • каждый высказывает своё мнение

И так, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Опыт №1: Вода – это жидкость

Перед вами два стакана: один – с водой,  другой – пустой,  попробуйте перелить воду, что вода делает? (льется, течет, переливается) А почему? Потому что она жидкая.

Вывод: Вода – это жидкость.

А что еще делает вода? (журчит в ручье, течет в реке, капает из крана, булькает в чайнике)

Опыт №2: Вода не имеет цвета

Подберите полоски к молоку и воде? Но если добавить краски, то вода станет цветной, Настя, выбери любую краску и смешай её с водой.

Вывод: вода не имеет цвета.

Опыт №3: Вода – прозрачная жидкость.

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящие за бутылкой картинки и через бутылку с молоком. Что значит прозрачная? Найдите прозрачный предмет в группе.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №4: Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №5: Вода не имеет запаха.

Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.

Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)

- А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)

Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.

Демонстрационные опыты

Игра «Плавает –  тонет»

Плавает – в ладоши хлопаем, тонет – ногами топаем.

Опыт №1: Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (крупа, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.

 А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

Опыт №2: Вода не имеет формы

Перед вами шар и кубик. Какой они формы? А как вы думаете, вода имеет форму? И почему?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку.

К речке быстро мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

1,2,3,4, вот как славно освежились.

(хлопаем в ладоши, встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль

(круги руками поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин

(Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Сегодня мы с вами узнали о новом свойстве воды. Вода может быть растворителем.

Волшебная лаборатория

 “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) Дети берут предметы.

“Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

“Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)

“Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием)

«Спичечные бега».                                

  Положить четыре спички (зубочистки) в тарелку с водой. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка, поэтому спички находятся неподвижно. Положить кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Если капнуть мыльный раствор – спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.

«Как вытащить предметы, не замочив руки»

В стакане скрепки, спички, деревянный кубик, мелкие камешки, магнит.

Заключительная часть.

Воспитатель:

- Понравилось вам наше превращение в исследователей?

- Что мы сегодня с вами делали?

- А нужна ли вода на Земле?

- Почему вода – волшебница? (она умеет превращаться и изменяться)

- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не делать сильную струю,  не мусорить, не загрязнять водоемы.)

Вывод: Вода – прозрачная жидкость, без запаха, цвета, вкуса, не имеет формы, но растворяет вещества.

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! За ваши открытия я хочу присвоить вам звание   « юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

 

Человек! Запомни навсегда-

Символ жизни на Земле – ВОДА!

Экономь её и береги,

Мы ведь а планете не одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Секреты волшебницы воды"

конспект занятия по ФГОС с самоанализом...

Конспект познавательного занятия Тема: «Секреты воды.»

Конспект познавательного занятиядля детей   4 - 5 летТема: «Секреты воды.»Программные  задачи:- Познакомить детей со свойствами воды (замерзает на холоде и превращается в лед. Лед в теп...

Конспект занятия по теме познание "Волшебница вода"

На данном занятии дети познакомятся со свойствами воды....

Конспект непрерывно- образовательной деятельности /Тема: « Удивительная волшебница - вода» Экспериментирование и познавательное развитие. Средняя группа.

Конспект непрерывно- образовательной деятельности. Тема: « Удивительная волшебница  -   вода». Интеграция образоватлеьных областей, с элементами экспериментирования....

Конспект Образовательной Деятельности « Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема занятия: «Волшебница-вода»»

Автор – разработчик: Бельская А. В.Воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санк – ПетербургаВозрастная адресованность: средняя группа детского сада.Длительность ОД: 20 минут.Цель: Фо...