Конспект открытого мероприятия НОД "СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кустова Ольга Васильевна

"СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_opyt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект составила Кустова О.В.

Конспект открытого мероприятия

НОД "СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ"

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи

Способы деятельности

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды (нет запаха, прозрачности, растворяемости)

2. Развивать умение делать открытия и удивляться им.

3. Продолжать развивать навыки лабораторных опытов, соблюдать аккуратность и осторожность.

4. Продолжать развивать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.

5. Поощрять попытки высказывать  свою точку зрения, согласие или несогласие с действиями партнеров.

6. Воспитывать бережное отношение к расходованию воды.

7. Активизировать словарный запас за счет слов: эксперимент, опыт, свойства, растворимость, фильтровать, прозрачная.

В процессе опытов

Работа в парах

Беседы, ответы, рассуждения

  1. Интеграция направлений развития:

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

 Материалы и оборудование:

- ёмкости для воды, стаканчики

- ложки по кол-ву детей

- воронки

- ватные диски

- песок

- сахар

- растительное масло

- мука

- стакан с молоком

- плоские геометрические фигуры

- фартуки на каждого

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. I. Мотивация (самоопределение) к деятельности :

Действия педагога

Действия детей

Приглашаю детей в круг

Выполняем кинезиологическое упражнение "шапочка размышлений"

- ребята, я хочу вас пригласить вас в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые?

-Да, верно, ученые проводят опыты, эксперименты, совершают открытия.

Перед тем как попасть в лабораторию надо узнать, что мы будем исследовать.

Первую подсказку я держу в руках (глобус)

-Что у меня в руке?

- Какого цвета больше всего?

- Что изображено синим цветом?

Верно, вода, моря, реки

-Кто живет в воде?

Хорошо, вот еще вам подсказка - загадки.

1. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

 Села и растаяла у меня в ладошке.

(Снежинка)

2. Бегу я как по лесенке,

по камушкам звеня.

Издалека, по песенке узнаете меня.

(Река)

3. Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет.

(Дождь)

4. По городу дождик

Осенний гулял

Зеркальце дождик

Своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа)

- Как можно одним словом сказать о чем эти загадки?

Ребята, вы слыхали о воде?

Говорят она везде

Мы её не замечаем

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

-Вы хотите поговорить о воде, узнать её тайны, свойства?

-Какая бывает вода? (теплая, соленая...)

- Что делает вода (течет, капает, замерзает...)

- Для чего вода нужна человеку? ( мыться, поливать, пить...)

- Да, вода нужна, в народе говорят, что вода - сама жизнь, самое большое богатство в мире.

Что бы проникнуть в тайны воды, нужно быть наблюдательными и терпеливыми.

Приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты, открывать секреты волшебницы воды.

Дети растирают руки "надевают шапочку" и крутят мочки ушей

Ответы детей.

Дети отгадывают загадки.

О воде.

Результат совместной деятельности: желание с помощью опытов узнать свойства воды.

2. II. Построение процесса  детской деятельности:

Действия педагога

Действия детей

Напомнить правила поведения в лаборатории

- не спешить

- внимательно слушать

- не толкаться

- не выкрикивать

- выслушивать ответы товарищей

- быть аккуратными

-быть осторожными

Чтобы узнать насколько вы готовы стать учеными, предлагаю поиграть в игру " Плавает - тонет"

Если плавает предмет -

Мы в ладоши хлопнем,

Ну а если тонет он,

То ногами топнем.

Приступаем к опытам.

Опыт №1 (Вода не имеет цвета, прозрачная)

Наливаем в стакан немного воды - рассматриваем на свет.

Предложить под стакан положить цветную геометрическую фигуру.

- Посмотрите в стакан, что вы видите?

- Вода искажает немного, но предметы видны хорошо.

Предлагаю посмотреть на эти предметы через стакан молока.

- Видны предметы?

- Какой вывод можно сделать?

- Правильно, вода прозрачная.

Опыт № 2 (вода не имеет вкуса)

Дети наливают из бутылки воду в стакан.

Предложить им попробовать.

- Какой вывод можно сделать?

Да, вода безвкусная.

- А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар.

-Какая вода стала на вкус?

Вывод: да, вода не имеет вкуса, но мы сами можем изменить ее вкус.

Опыт №3 (вода не имеет запаха)

- Откройте бутылки и понюхайте воду. Есть ли запах у воды?

Напомнить, что нюхать нужно очень осторожно.

- Есть запах?

Вода ничем не пахнет.

Пригласить к столу двоих детей, предложить положить в стакан с водой размолотый чеснок, размешать.

Дети нюхают.

 - Что произошло с водой? Чем пахнет вода?

Вывод: У воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ  

Опыт №4 (вода может быть растворителем)

- У вас на подносах, в  стаканах, находятся разные вещества (песок, сахар, мука, растительное масло)

-Постарайтесь определить, что это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.

- А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим что у нас получится.

Выводы: Сахар растворяется - вода остается прозрачной.

Масло не растворяется - плавает на поверхности. Это значит, что оно легче воды.

Мука растворяется, но вода становится мутной.

Песок в воде не растворяется - он оседает на дно.

- После долгой работы предлагаю разминку.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Один два три четыре

Вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать

Берег - слева, берег - справа

Мы работаем руками

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- Ребята, занимает рабочие места.

- Попробуем воду очистить?

- Вы знаете что для этого надо?

- Мы сделаем простой фильтр.

В пустой стакан поставим воронку, положим ватный диск - фильтр готов. Фильтр надо менять после каждого раствора.

Выводы: после фильтрования раствора с мукой - остаются мелкие частички.

Масло осталось на фильтре - видны его следы.

Песок весь остался на фильтре.

Вода может стать растворителем, мы узнали самый простой способ очитки воды.

Дети проходят к рабочим столам

Дети топают, хлопают, реагируя на названия предметов.

Дети проводят опыты, делают выводы.

Определяют цвет воды

Определяют вкус воды

Определяют запах воды

Дети определяют какие вещества находятся стаканчиках, растворяют их в воде.

Ходьба на месте

Наклоны

Махи руками

Ходьба на месте

Дети рассуждают

Дети работают в парах, фильтруют растворы.

Результат совместной деятельности:  проводили опыты, рассуждали, получили результат - узнали о свойствах воды.

3. Окончание процесса  детской деятельности - рефлексия

Действия педагога

Действия детей

Понравилось вам превращение в ученых?

Что мы сегодня делали?

Для чего?

Как мы узнали о свойствах воды?

Приглашаю в круг.

Скажите, нам нужна вода?

А нужно ли беречь воду?

Как мы можем это делать?

Вы ведь любите открывать кран сильно?

Тогда вода льется с шумом, ударяется о стенки раковины. Красиво?!

Но почему же взрослые говорят, что не нужно этого делать, бывает взрослые даже сердятся.

Ответы детей.

Результат совместной деятельности: дети приходят к выводу, что быть учеными интересно, что они узнали много нового о воде. У детей появилось желание поделиться своими знаниями и наблюдениями со своими родителями и друзьями.

Перспектива на будущее Опытов нам предстоит ещё много, потому что тайн у воды великое множество.

  1.  Используемая литература:

- Л. Квинько "Секреты природы - это так интересно"

- Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста "

- Конспект НОД "Секреты Волшебницы Воды" автор Шишкина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Волшебница вода"

Познакомить детей со свойствами воды, через проведение простейших опытов....

Открытое занятие "Волшебница -вода"

Открытое занятие "Волшебница -вода" старшая группа...

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...

конспект открытого занятия " Волшебница- Вода"

Знакомство со свойствами воды...

Конспект открытого занятия "Волшебница Вода"

Обогащение знаний о значении воды, где ее можно использовать. Путем экспериментирования определение того, что: ● вода может быть разной температуры; ● иметь свой вкус и менять его в зависимости от д...

Конспект открытого занятия «Волшебница вода»

Конспект открытого занятия «Волшебница вода»...