конспект открытого занятия " Волшебница- Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Титенко Марина Александровна

Знакомство со свойствами воды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД  опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Солнышко».

                « Волшебница – Вода».

Подготовила воспитатель:                                Титенко М.А.

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской  активности детей в процессе экспериментирования.

  1. Образовательные задачи.

Ознакомление детей со свойствами воды.

Закрепить знания о свойствах воды ( текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса).

Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

  1. Развивающие задачи:

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

  1. Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу, подвести к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.

Демонстрационный  материал ( для воспитателя).

Глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы «Свойства воды», кувшин с водой, лейка, перчатка, воздушный шар, сахар, «волшебные» капли «Барбарис», « Смородина», ложка, салфетка.

Раздаточный материал на каждого ребенка.

5 пронумерованных стаканов 1- с водой, 2 – пустой, 3 – с молоком, 4 и 5 с водой. Коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, сахар, салфетка, тарелка, различные формочки.

Чтение художественной  литературы «Как люди речку обидели», отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций, энциклопедий о воде, о природе и природных явлениях.

                                   Ход НОД.

1 Организационный момент.

Вос-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Доброе утро.

2 Эмоциональная настройка детей.

Вос – ль: Доброе утро! Я вам говорю! Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!

3 Постановка образовательной деятельности.

Чтение рассказа.

     Жила – была в пустыне черепаха. Воды почти не видела,  поскольку получала её с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.                                                                    

Вос-ль: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Вос-ль: Молодцы, а для чего нужна вода животным?                                            

Дети: Пить, купаться.                                                                                                        

Вос-ль: А растениям нужна вода?                                                                                    

Дети: Да, без воды они погибнут.                                                                                        

Вос-ль: ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?                          

Дети: Это глобус.                                                                                                        

Вос-ль: Правильно. Глобус это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном   виде.  А какого цвета на глобусе больше всего?                                                    

Дети: Синего, голубого.                                                                                                      

Вос-ль: Верно, как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Вода, реки, океаны, моря.                                                                                  

Вос-ль: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках?.  (Держу зелёное яблоко).                                                                      

Дети: Зелёное яблоко.                                                                                                    

Вос-ль: Яблоко, как и глобус круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего больше на Земле, воды или суши?                                                

Дети: На земле больше воды.

Ребёнок читает стихотворение Н.Рыжовой: «Вы слыхали о воде?»

   Вы слыхали о воде?                                                                                                      

Говорят она везде!                                                                                                        

В луже, море, океане                                                                                                    

В водопроводном кране                                                                                              

Как сосулька замерзает,                                                                                              

В лес туманом заползает,                                                                                          

На плите у вас кипит,                                                                                                      

Паром чайника шипит.                                                                                                

Без неё вам не умыться.                                                                                              

Не наесться, не напиться,                                                                                        

Смею вам я доложить!-                                                                                                

Без неё нам не прожить!

Вос-ль: Ребята, скажите, где в природе можно встретить воду?                                    

Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.                                                                

Вос-ль: Правильно. Воду в океане  называют океанической, а как называют воду в реке?                                                                                                                          

Дети: Речная.                                                                                                                      

Вос-ль: А в роднике?                                                                                                  

Дети: Родниковая.                                                                                                                    

Вос-ль: В море?                                                                                                                    

Дети: Морская.                                                                                                                      

Вос-ль В болоте?                                                                                                          

Дети: Болотная.                                                                                                              

Вос-ль: А вы знаете, что в море и океане вода солёная, пить её нельзя. А какая вода в реке озере, роднике?                                                                                

Дети: Пресная.                                                                                                            

Вос-ль: Правильно, пресная. Пресную очищенную воду можно пить.

Дидактическая игра « Скажи  наоборот»

Из одного крана течёт холодная, а из другого…. Горячая.                                              

В чайнике вода чистая, а в луже… грязная.                                                                

Река глубокая, а ручеёк…. Мелкий.                                                                                    

В ведре воды много, а в стакане…. Мало.                                                                          

В реке вода пресная, а в море… солёная.

Вос-ль: Ребята, давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,                                                                                          

Потянулась, улыбнулась,                                                                                                

Раз росой умылась,                                                                                                                    

Два изящно покружилась,                                                                                              

Три нагнулась и присела,                                                                                                          

На четыре полетела                                                                                                        

У реки остановилась,                                                                                                              

Над водою покружилась.

Вос-ль: Ребята, я приглашаю вас отправиться в нашу лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?                                                                  

Дети: Проводят опыты.                                                                                                    

Вос-ль: А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения.                    

Вспомним правила друзья!

  В группе как ведём себя?                                                                                            

Говорим по – одному, не мешаем никому.                                                                

Если хочешь отвечать, руку нужно поднимать!

(Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.( Оборудование для проведения опытов).

  1. Опыты:

Опыт № 1: Вода – житкость.

Вос-ль: Перед вами стоят стаканчики . Под №1 – в нём вода,

 под №2 –  пустой.  Давайте аккуратно перельём воду из стакана №1

 в стакан №2. Что происходит? Вода льётся? А почему это происходит?

Какая вода?                      

Дети: Вода льётся, потому что она жидкая.                                                                   Вос-ль: А если бы вода

Была твёрдая, могла бы она течь а реке, ручейке, из крана?                                  

Дети: Нет.                                                                                                                    

Вос-ль: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Ребята, почему воду  называют жидкостью?                                                                          

Дети: Потому что вода может течь и её можно переливать.

Вос-ль вывешивает на доску схему №1

Опыт №2: Вода не имеет формы.

Вос-ль: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например какой формы?                          

Дети: Круглой.                                                                                                          

Вос-ль: Книга, какой формы?                                                                                      

Дети: Квадратной.                                                                                                            

Вос-ль:  Блюдце, какой формы?                                                                                  

Дети: Круглое.                                                                                                      

Вос-ль: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?                                                                                                                

Дети: Форму стакана.                                                                                              

Вос-ль: сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?                                                                                                    

Дети: Форму шара.                                                                                                            

Вос-ль: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?                                                                                                

Дети: Форму перчатки.                                                                                                

Вос-ль: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Итак, делаем выводы – вода не имеет формы.

Вос-ль вывешивает  на доску схему №2.

Опыт №3 Вода- прозрачная.

Вос-ль: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан

 с водой №2, а другую, в стакан с молоком №3.

 Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?                                                    

Дети: Да.                                                                                                                          

Вос-ль: А в стакане с молоком?                                                                                          

Дети: Нет.                                                                                                                            

Вос-ль: А почему?                                                                                                                

Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет                                                                

Вос-ль: Какой сделаем вывод?                                                                                

Дети: Вода – прозрачная.  

Вос-ль: вывешивает на доску схему №3.

Опыт №4 Вода – бесцветная.

Вос-ль: Посмотрите на стаканчик с водой №2 и молоком №3.

 У молока есть цвет? Какой?                                                                                                                  

Дети: Молоко белого цвета.                                                                                          

Вос-ль: Есть у воды цвет? Как вы думаете?                                                                    

Дети: Нет.                                                                                                                        

Вос-ль: Правильно, вода не имеет цвета, значит она какая?                                        

Дети: Бесцветная.                                                                                                        

Вос-ль: Ребята, какой мы можем сделать вывод?                                                    

Дети: Вода – бесцветная.

Вос-ль вывешивает на доску схему №4.

Вос-ль: А теперь давайте немного разомнёмся. Встаньте около

своих стульчиков.

                     Физминутка.

Очень всем нужна вода                                                                                                

Делай раз и делай два                                                                                              

Звери из ручья попили                                                                                            

Влево, вправо поклонились,                                                                                      

Вместе на носочки встали,                                                                                              

Тучку лапками достали,                                                                                                    

Дождик вдруг полил с утра,                                                                                          

За работу нам пора.

Опыт №5: Вода не имеет запаха.

Вос-ль: Ребята, возьмите стаканчик №4 и понюхайте воду, запах есть у воды?    

Дети: нет.                                                                                                                                    

Вос-ль: Правильно. Чистая вода не имеет запаха.

 А если добавить в воду «волшебные капли»

 (добавляет детям в стаканчики по несколько капель барбариса и смородины)

Появился запах?                                                                                                        

Дети: Да.

Вос-ль: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?                        

Дети:     Нет.                

Вос-ль вывешивает на доску схему №5

Опыт №6: Вода не имеет вкуса.

Вос-ль: Давайте возьмём трубочки и попробуем воду из стакана №5.

 Есть у воды вкус?                                                                                                                        

Дети: Нет.                                                                                                                  

Вос-ль: А если в воду добавить  сахар? Что произойдет?

 (дети ложкой добавляют сахар в стакан с водой, размешивают)

  Давайте попробуем.                          

 Какая на вкус стала вода?                                                                                            

Дети: Вода стала сладкая.                                                                                              

Вос-ль: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?                                                    

Дети: Вода будет солёной, кислой.                                                                            

Вос-ль: Делаем с вами вывод.                                                                                          

Дети: Чистая вода не имеет вкуса.

Воспитатель вывешивает на доску схему №6

Вос-ль: Вам понравилось проводить опыты? Что мы с вами узнали?

 Давайте повторим.

5 Итог нод.

Дети вместе с вос-лем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.

Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная,

 не имеет своего вкуса и запаха.

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, права ли была черепаха, о том,

 что вода никому не нужна?                                                                                                        

Дети: нет. Без воды – нет жизни на земле!

        (Чтение стихов о воде)

Вос-ль: Ребята, вы все молодцы. Вы дружная команда, я вами горжусь.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Волшебница вода"

Познакомить детей со свойствами воды, через проведение простейших опытов....

Открытое занятие "Волшебница -вода"

Открытое занятие "Волшебница -вода" старшая группа...

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...

Конспект открытого занятия "Волшебница Вода"

Обогащение знаний о значении воды, где ее можно использовать. Путем экспериментирования определение того, что: ● вода может быть разной температуры; ● иметь свой вкус и менять его в зависимости от д...

Конспект открытого занятия «Волшебница вода»

Конспект открытого занятия «Волшебница вода»...

Конспект открытого занятия " Волшебница вода"

Эксперементирование с водой....