Конспект по познавательному развитию "Природы жалобная книга"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Елена Сергеевна Ермилова

Конспект расчитан на возраст 4-5 лет, среднюю группу. Конспект по познавательному развитию. Тема "Природы жалобная книга", в ходе этого занятия, дети должны извлечь для себя главное правило - Что природу нельзя засорять, ломать деревья, стрелять в птиц и т. д. К конспекту прилагается презентация и записи диктофона, созданные мной лично!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное

учреждение  -  детский сад № 14  г. Маркс Саратовской области

 

                                                                                               

Конспект по патриотическому воспитанию

«Жалобная природы книга»

                                                                        Воспитатель:

                                                                                  МДОУ  детский сад № 14

                                                              Ермилова Елена Сергеевна

                                                                                 

                                                                       

         

г.Маркс 2015

Тема: «Природы жалобная книга»

     Задачи:

       Образовательные

       1. Обогащать знания детей о планете, на которой мы живём, расширять кругозор.

       2. Помочь понять им, что за жизнь на родной планете Земля ответственны мы - люди.

       3. Расширять и закреплять знания детей о живой природе, через рассматривания картин – слайдов, беседы.

       4. Составить основные правила, которые должны выполнять люди на родной планете по отношению к природе..

Развивающие:

       1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.

       2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

       3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников, развивать мелкую моторику рук.

       4. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать.

      Воспитательные:

       1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.

       2. Формирование чувства ответственности за бережное отношение к природе.

       3. Воспитывать у детей любовь к своей планете, ко всему живому на ней,               желание охотно помогать ей, делать её добрее, ещё красивее.

      4. Понимать значение природы в жизни людей, в жизни планеты.

     Оборудование

            Ноутбук, слайд- программа, проектор, диск с записями музыки, схемы для выполнения задания, заготовки контуров мухомора, карандаши.

Связь с другими областями.

        «Коммуникация»

        «Чтение художественной литературы»

        «Социализация»

        «Музыка»

       «Безопасность»

        "Здоровье"

        "Художественное творчество"

План занятия

1. Вступительная беседа.

2. Основная часть:

- работа по первой записи на магнитофоне

- физминутка

- работа со второй записью на магнитофоне

- работа с третьей записью на магнитофоне

- работа по схеме

3. Сюрпризный момент.

4. Рисование мухомора.

5. Заключительная часть:

- правила поведения в природе

Ход

       Вводная часть. Организационный момент и введение в тему занятия.  

Вступительная беседа.

В. Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло на наше занятие, давайте поздороваемся с ними.

Д. Здравствуйте.

В. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим на очень серьёзную тему.Давайте присядем на стульчики. Ребята, а как называется наша планета?

Д. Наша планета называется Земля. (слайд 1)

В.А кто живёт на планете Земля?

Д. Человек, люди (слайд 2)

В. А ещё кто живет на планете Земля?

Д. Деревья, животные, птицы, рыбы, насекомые, трава и т.д.  (слайд 3, слайд4)

В. А как одним словом можно всё это назвать?

Д. Природа.

В.Ребята, а кто всё-таки самый главный представитель на Земле, как вы думаете?

Д. Это человек.

В.А почему вы так думаете.

Д. Я думаю, что человек главный на Земле, потому что он умеет разговаривать, думать, рассуждать, принимать решения, потому что он самый умный и т. д.

В. Значит кто же отвечает за всё, что происходит на нашей планете Земля?

Д.Человек, мы -люди

В. Как вы думаете, всегда ли мы люди делаем так, чтобы нашей планете Земля , нашей природе было хорошо.

Д. Нет, не всегда.

В. А когда люди поступают по отношению к природе плохо?

Д. Люди поступают плохо, когда ломают деревья, рвут цветы, ловят и давят жучков, стреляют в птиц, убивают животных и т. д. (слайд 5)

В. Ребята, а когда вас кто-нибудь обидит, когда вам больно, что вы делаете?

Д. Плачем, жалуемся.

В. Вот и природа, когда мы делаем ей больно, жалуется на тех, кто ее обижает, просит помощи у нас, людей.

В.Ребята, а вы любите нашу планету Земля. Значит вам тоже нужно сделать так, чтобы планета наша была чистая, красивая. Вы согласны?

II. Основная часть

В. Дети, вчера по почте получила вот такую книгу, называется «Жалобная книга природы». (слайд 6)  Как вы думаете. о чём эта книга? Почему называется - жалобная? Что такое жалоба?

Д. Жалоба - это значит, что кто-то чем-то недоволен, кто-то на кого-то жалуется.

В. Как вы думаете, кто жалуется в этой книге?

Д. Природа.

В. Действительно, в этой книге записаны жалобы и предложения от лесных обитателей. Они просят нас разобраться и помочь им.Вы хотите им помочь?  

Д. Хотим.

В. А книга у нас, дети, не простая, она волшебная, она говорящая. Сейчас сами убедитесь.

Основная часть.

В.  А вот и первая жалоба. Отгадайте от кого.  

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

 ( Дерево).

В.Посмотрите за окошко, что у нас там растёт. Они сейчас без рубашек, но совсем скоро наденут свои наряды.

  В. А где растут деревья? (В парке, на улицах города ,на даче, в лесу).

Посмотрите на экран, что вы видите. Послушайте, что говорит берёза.                  (Слайд 7)

Запись магнитофона. Много лет прожила я на свете и считала, что я берёза. Но весной подошёл ко мне мальчик и оторвал ветки и листья, а на стволе у меня вырезал слово: «Юра» и мой берёзовый сок вытек, теперь под кору залезают разные вредные насекомые и я погибаю. Так кто же я, наконец: берёза или Юра?! 

                                                                   Больная  Берёза

В. Как вы думаете, жалуется берёза или радуется?

Д. Жалуется.

В. Можно  ли так обращаться с деревьями?

Д. Так обращаться нельзя.

В.  Почему?

Д. Им больно, они засохнут, дерево может погибнуть.

В. Какую пользу приносят деревья нашей планете?

Д.: Очищают воздух, листья деревьев выделяют кислород, спасают от жары, из почек делают лекарства, из древесины – бумагу, очень полезен берёзовый сок, из коры делают игрушки.

В: Что можно сказать ребятам, которые  плохо поступают по отношению к деревьям.

Д. Ребятам, которые ломают, срывают ветки, нужно объяснить, что так нельзя поступать. Природу надо любить и беречь.

В. Иначе что может произойти?

Д. Иначе они все погибнут, а значит погибнем и мы, потому что дышать будет нечем, погибнет и наша планета.

В. Сейчас, мы все превратимся в деревья  и у нас получится лес, в котором растут крепкие  и здоровые деревья.

      Физминутка «Руки подняли и помахали» (ВЫУЧИТЬ) (Звучит музыка и дети выполняют движения по тексту)

            Руки подняли и помахали -                             Плавно руками помашем -

            Это деревья в лесу.                                            Это к нам птицы летят.

            Локти согнули, кисти встряхнули -                 Как они сядут, покажем -                                                                                                                                                            

            Ветер сбивает росу.                                           Крылья мы сложим назад.

В. Давайте послушаем следующую жалобу. Посмотрите кого мы видим. (слайд 8)

Д. Муравья

ЗАПИСЬ.Муравьи: Мы, лесные  рыжие муравьи, жалуемся на ребят! Мы такие крошечные, что самая маленькая палочка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из множества мелких палочек сложены наши дома – муравейники Люди проходят и наступают на нас, ногой в муравейник ударят, а нам всё сначала строить! Для вас это забава, а для нас беда!

В. А почему для них это беда.

Д. Потому что им жить будет негде, а построить новый дом очень тяжело.

В: А какую пользу приносят муравьи, кто-нибудь знает?

Д. Они растениям жизнь спасают. Муравьи уничтожают тлей, гусениц. Бывает, что они кусают людей, но это от того, что они хотят защититься от них, к тому же муравьиный яд не действует на человека, а муравьиная кислота даже полезна для людей.

В: Ребята, а вы ломаете муравьиные гнёзда?

Д.Нет

В: Молодцы, и не позволяйте это делать другим .

В. А теперь посмотрите на экран и отгадайте, от кого будет следующая жалоба. (слайд 9)

Запись Полянка:

Я обиженная на людей полянка. Была я красивая, была я пригожая, а стала сама на себя не похожая! Траву на мне вытоптали! Кусты все повыломали!

Цветы все сорвали! А ведь люди любят отдыхать в чистоте, а сами меня забросали банками, грязной бумагой. Была я лесной полянкой - стала лесной помойкой! Да ещё костер на мне развели и потушить забыли.

В. Ребята, как же нужно вести себя, чтобы полянка оставалась красивой и чистой.

 Д. Убирать за собой мусор, ходить по тропинкам, не ломать кусты и деревья, не рвать цветы, не разводить костры.

В.А что может случиться, если мы с вами придем в лес, поломаем деревья, вырвем цветы, разведем и не затушим костер?

Д.Тогда погибнет лес, все деревья, случиться пожар, всё сгорит.

В. (Слайд 10)А теперь, ребята, давайте пройдем за столы, я вам дам задание и выясню, всё ли вы правильно поняли из того, о чём мы сегодня говорили. Там, где вы считаете, что люди правильно поступили - поставьте в квадратике крестик зелёным цветом.

(Дети выполняют задание)

(Анализ выполненной работы).

В. В квадратиках около каких рисунков вы поставили крестики квадратики зеленым цветом? Что же человек делает хорошо, а что плохо.

В. Ой, какие же вы молодцы, всё поняли.

Сюрпризный момент.

В. Кто же это к нам стучится?

Почтальон: Я почтальон, вам прислали письмо.

В. Как интересно, давайте прочитаем его. (слайд 11)

" Ребята, я очень сильно болен, а помочь выздороветь мне могут только грибы мухоморы, а их в лесу плохие люди все сорвали и растоптали. Что же мне теперь делать, как вылечиться? Помогите мне пожалуйста." Больной лось.

В. Ребята, а почему люди растоптали грибы мухоморы?

Д. Потому что они ядовитые.

В.Да, ребята, для людей это грибы ядовитые, а для лося оказывается это лекарство. Значит можно мухоморы уничтожать?

Д.Нет.

В. Когда в следующий раз вы пойдете в лес, будете ли вы топтать ядовитые грибы.

Д. Нет, мы их просто не будем трогать.

В. А вы хотите помочь больному лосю выздороветь? Я приготовила вам контуры грибов-мухоморов, давайте заготовим мухоморы для его лечения. Каким цветом вы их будете закрашивать?

Д.Красным.

В. А белые кружочки нужно закрашивать?

Д.Нет.

В. Правильно, посмотрите на картинку, будете ли вы раскрашивать стебель?

Д. Нет, он у мухоморов белый.

(Раскрашивание мухомора) - музыка

Выставка рисунков.

В. Ой, ребята, какие же вы молодцы, мы отправим грибы больному лосю, теперь он обязательно вылечится и скажет вам спасибо. Пойдёмте посмотрим, какие лечебные мухоморы у вас получились.

Заключительная часть.

 В.Дети, давайте вспомним, как же называется эта книга?

Д. Жалобная книга природы. 

В. Кто же написал свои жалобы в книгу, которую мы с вами изучали?

Д. Полянка, деревья, муравьи, лось, грибы.

 В. Как вы думаете, теперь вы знаете, как нужно обращаться с природой на родной планете Земля?

Д.Да

В. Давайте расскажем, как вы поняли, как нужно вести себя в природе (слайд 12)

Лесные правила 

Если в лес пришел гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только, чур, не забывай,

 

Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки.

 

Ветки дуба не ломай

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

 

Из рогатки не стрелять

Ты пришел не убивать

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить

Нужно всё здесь сохранить!

 

Ты в лесу – всего лишь гость

Здесь хозяин – дуб и лось

Их покой побереги.

Ведь они нам не враги.

В. Они наши друзья.

                                         

 - Сегодня у нас замечательный день, мы узнали, как вести себя по отношению к природе на нашей планете. Я, думаю, что теперь каждый из вас будет стараться беречь родную природу, сохранять нашу любимую планету, любимую землю. Интересно вам было, ребята?Обязательно расскажите о нашем занятии своим друзьям!

   


Предварительный просмотр: