Проект "Птицы-наши друзья"
проект (подготовительная группа) по теме

Гарнатка Анастасия Александровна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.  В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.  Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Птицы –наши друзья » выбрана не случайно. Во время занятий по лексической теме «Птицы»  через диагностические беседы выявилась проблема, что у детей отсутствуют представления о том, как беречь, ухаживать  и не причинять вреда птицам.  Также недостаточно сформированы  представления   о птицах нашего города, региона. Из этого следует,  что  дети мало   наблюдают в природе за  птицами, а ведь они      окружают нас круглый год.   В холодное время года, когда   естественный корм становится практически недоступным,  нуждаются в особой  заботе  людей.   Многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить  детей  видеть это, пополняя представления о зимующих и перелетных птицах  нашего края, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Птицы- наши друзья»

                                   Автор: Гарнатка А.А

Актуальность

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.  В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.  Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Птицы –наши друзья » выбрана не случайно. Во время занятий по лексической теме «Птицы»  через диагностические беседы выявилась проблема, что у детей отсутствуют представления о том, как беречь, ухаживать  и не причинять вреда птицам.  Также недостаточно сформированы  представления   о птицах нашего города, региона. Из этого следует,  что  дети мало   наблюдают в природе за  птицами, а ведь они      окружают нас круглый год.   В холодное время года, когда   естественный корм становится практически недоступным,  нуждаются в особой  заботе  людей.   Многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить  детей  видеть это, пополняя представления о зимующих и перелетных птицах  нашего края, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель:

-совершенствование знаний детей о разнообразии птиц ХМАО  и воспитание  ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

  • побуждать детей к проявлению познавательной инициативы; закрепить  знания о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно;
  • развивать творческие способности, речь детей, внимание и мышление, умение сравнивать и восстанавливать причинно-следственные связи между разными видами птиц;
  • воспитывать бережное  отношение  к живой природе, умение восхищаться и радоваться новым наблюдениям за птицами, вызвать интерес и желание в оказании посильной помощи пернатым друзьям;
  • познакомить детей с разными видами кормов, способами и правилами подкормки птиц;
  • привлечь   родителей к совместной деятельности  с детьми  по оказанию помощи птицам в трудных условиях.

Вид проекта: творческий, коллективный, познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Предполагаемый результат:

  • сформируются  умения классифицировать зимующих и перелетных птиц;
  • научатся различать и называть  птиц по внешнему виду, повадкам, месту обитания;
  •  познакомятся  с разными способами оказания помощи птицам (виды подкормки;  изготовление и вывешивание кормушек, скворечников)
  • родители активно участвуют в проекте, способствуют воспитанию у детей любви и бережного отношения к птицам.

Задействованы  образовательные  области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Формы и методы реализации проекта:

- словесный: беседы, проблемные ситуации, художественная литература;

- наглядный: рассматривание иллюстраций, энциклопедий, плакатов, просмотр мультфильмов;

- практический: театрализация, рисование, аппликация, сюжетно – ролевая игра, дидактические и словесные игры.

- ИКТ: показ обучающих  презентаций

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

Информационно – аналитические:

- анкетирование

- опрос

Наглядно – информационные:

- сайт ДОУ

- День открытых дверей

- выставка коллективных работ

- презентации

Познавательные:

- совместная работа по тематическому плану проекта

Досуговые:

- участие родителей в конкурсах и акциях

Продукт проектной деятельности:

-Создание совместно с родителями альбома «Птицы нашего округа»

-Презентация «Красная книга Югры. Птицы»

-Театрализация сказки «Снегирь»

- Кормушки, выполненные родителями и работниками детского сада.

- Изготовление аппликаций, рисунков, поделок из различных материалов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап: (январь)

  • сбор и изучение  информации  необходимого материала для реализации проекта
  • разработка и накопление методического материала по проблеме
  • создание необходимых условий для реализации проекта
  • перспективное планирование проекта

Необходимое оборудование:

Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

Музыка – Аудиозапись голосов птиц, музыкальная пьеса.

Иллюстрации –зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.

ИКТ –  презентации,  обучающие игры.

Форма работы с детьми: Игра. Наблюдения. Беседа. Решение проблемных ситуаций. Чтение. Труд.

2. Основной этап: реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

Сроки проведения проекта (февраль -1,2 неделя марта)

Дата

Форма реализации проекта

участники

1 неделя

февраля

(1.02-5.02)

1. Рассматривание плаката «Зимующие птицы»

2. Дидактическая  игра «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы)

3. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

4. Беседа «Как зимуют птицы»

5. Подвижная игра. «Птички-невелички»

6. Распространение листовок «Берегите птиц»

Дети,

воспитатели,

родители

2 неделя февраля (8.02-12.02)

1. Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»

2. Дидактическая игра «Кто улетел?» (развитие

 внимания)

3. Проблемная ситуация «Из чего можно сделать кормушку?»

4. Составление рассказа «На нашей кормушке»

5. Выставка кормушек «Вместе с папой»

6.Акция «С каждого по зернышку»

3 неделя февраля

(15.02-21.02)

1. Наблюдение за воробьями.

 Беседа «Для чего кормушке крыша?»

2.Дидактическая игра «Угадай по описанию» (внешний вид с опорой на картинку)

3. Слушание музыкальной пьесы «Воробей»

4. Знакомство с дятлом «Почему лесной доктор?»

5. Чтение «Воробьишко»

6. Словесная игра «Загадки и отгадки»

4 неделя февраля

(24.02-26.02)

1. Беседа «Знакомство со снегирем»

2.Аппликация «Скоречник»

3. Чтение стихотворения «Сел на ветку снегирек»

4.Презентация «Красная книга ХМАО-Югры» (птицы)

5.Оформление паспорта птичьей столовой «Птицерии» «Корм для птиц»

6. Рассматривание картины «Снегири прилетели»

 1 неделя марта

(29.02-4.03)

1. Наблюдение за вороной.

2.Подвижная игра :«Вороны»

3. Дидактическая игра «Чей хвост»

4. Беседа «Чем можно кормить птиц?»

5.Кружковая деятельность «Оригами»:

«Ворона на ветке »

6. Выставка коллективных работ «Птицы нашего края» (в рамках праздника «Вороний день»)

7. Проблемная ситуация «Нужна ли птицам зимой вода?»

2 неделя

марта

(9.03-18.03)

1. Наблюдение за голубями.

2. Лепка «Птичка»

3. Дидактическая игра . «Угадайте, что за птица?»

4. Подвижная игра «Птички в гнездышке сидят»

5. Изготовление подделок из ниток «Птицы на ветке»

6. Открытие птичьей столовой «Птицерия»

Мероприятия по работе с родителями:

- изготовление кормушек

- организация выставки «Вместе с папой» к детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, поделок .

Участие в акции: «С каждого по зернышку»

Участие в акции: «Птицерия».

3. Заключительный этап: (3-4 неделя марта)

-ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома;

- подведение итогов конкурса среди семей по изготовлению кормушек;

- вручение памятных дипломов;

- оформление выставки семейных поделок   (показ детям сада);

- участие детей, родителей, педагогов в акции «С каждого по зернышку»,

 «Птицерия»;

-создание презентации.

 результат:

Педагоги:

- удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.

- собран и систематизирован   материал по теме проекта.

Дети:

- знают и называют большое количество  птиц нашего края;

- отличают и сравнивают птиц:

- у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;

- в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен.

-в изобразительной деятельности применяют знания о особенностях окраски и строения птиц;

-  развит первоначальный навык поисковой деятельности.

У родителей:

- появились: интерес к образовательному процессу, экологическому воспитанию  детей,  развитию творчества, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.  

Список литературы

1. Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Г.А., Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12.



 

Комментарии

ГАЛЛЯМОВА ДИНАРА РАФКАТОВНА

очень хороший проект!!!!!!!!