Методические рекомендации по созданию мини - музея "Бабушкин сундук" в старшей группе ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Антонова Елена Сергеевна

В материале представлен опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini_muzey_zadanie_dlya_sdachi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к созданию МИНИ- МУЗЕЯ  «Бабушкин сундук» в старшей группе ДОУ

Как отмечает Борис Столяров: «Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятнике культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды.»

Отметим, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны и позволяют зрителю через восприятие конкретных образов восстановить и пережить ту или иную эпоху.

Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Организация мини – музея в детском саду позволяет несколько приблизить к детям предметы из окружающей жизни и те, которые быть может уже не используются людьми в современном – технологичном мире.  Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы реализации.

     
1) Принципы научности – музейно-образовательная деятельность должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.
     
2) Принцип предметности – основу музейно-образовательной деятельности составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей.
     
3) Возрастная адресность музейно-образовательной деятельности – информация должна легко восприниматься дошкольниками, соответствие сложности материала возрасту детей.
     4) Диалогическое взаимодействие взрослых и детей в музейной среде.
     5) Доверительное отношение между взрослыми и детьми, уважение к личности ребенка.


ЦЕЛЬ:

 Познакомить дошкольников с народными промыслами – вязание крючком         (салфетки), вышивка в разных техниках (гладь, крестик и др.) (салфетки и скатерти)

ЗАДАЧИ:

  • Формирование тесного сотрудничества между родителями и педагогами по созданию и обогащению экспонатами мини-музея группы.
  • расширять представления детей о многообразии салфеток (формы, размер, назначение (для обеденного стола, для журнального столика, под тарелку..) закладывать основы формирования художественного исторического мышления (рассматривание и анализ рисунков вышивок);
  • развивать речь, создавая предпосылки чувственной основы слова:
         – осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
         – поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о предмете коллекции;
         – способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для других детей и взрослых (в роли экскурсовода);
         – развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения;
         
  • работать над сплочением детского, родительского и педагогического коллективов общим делом.

Расположение. Занимает большое место в группе  (стол)  и (несколько стендов на стене).

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея
  • разрабатывают его модель: (чертеж-схема)
  • оговаривают какое оборудование потребуется и какие экспонаты будут размещать
  • выбирают место для размещения
  • Родителям  предлагается посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) 

  • Следуя модели, взрослые и дети наполняют музей экспонатами

Содержание и экспонаты

Салфетки и скатерти разных размеров, формы, вязанные крючком и с вышивкой.

Нитки (мулине, ирис), пряжа, крючки, иголки (в закрытой прозрачной коробке), материал для вышивки…

Фотоальбомы с разными видами вышивок (гладь, болгарский крест…), изображениями вышивок и схем.

Отдельные простые схемы для вышивок, которые могут выполнить дошкольники.

Книги, в которых раскрывается значение вышитых рисунков на салфетках и скатертях.

Бумага, ручки, фломастеры.

  • Родители помогают в оформлении
  • воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею. Дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своём мини-музее. Желающие становятся экскурсоводами.

Темы экскурсий:

«о чем расскажет узор», «Мы принимаем гостей», «наше творчество» и др.

Формы организации:
     1) специально организованная познавательная деятельность:

     – занятия-экскурсии;
     – рассмотрение экспонатов;
     – сравнение предметов коллекции;
     – классификация по материалу, величине, настроению, характеру;
     – речевая деятельность (составление описательных, творческих рассказов, занятия-диалоги);
     – исследовательская деятельность;

     - оформление наглядных форм работы (информационные стенды, выставки фотоматериалов, выставки работ воспитанников)

- вышивка отдельных элементов,  салфетки (под руководством взрослого)

2) самостоятельная деятельность:

- знакомство с экспонатами (салфетки разной формы, размеров, с вышивкой и вязаные крючком, пряжа, нитки, фотоальбомы с изображениями разных вышивок, орнаментов)

- копирование узоров

- придумывание узоров на бумаге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к работе в средней и старших группах

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание....

Методические рекомендации к организации НОД с детьми старшей группы Тема: «Мамин день»

Используется для формирования представлений детей об истории возникновения праздника 8 мартаю, воспитание нравственных качеств....

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

Методические рекомендации по созданию мини-музея «Боевой славы»

Методические рекомендациипо созданию мини-музея «Боевой славы» в подготовительной группе ДОУ....