Характеристика детского коллекционирования
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Синякова Наталья Владимировна

Коллекционирование это одно из средств формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе. Знание классификации коллекционирования поможет педагогу организовывать данную деятельность с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_kollektsionirovaniya.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика коллекционирования как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе

В педагогической теории и практике большое значение уделяется вопросам коллекционированию в работе с дошкольниками. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять коллекционирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Коллекционирование рассматривается как длительный по времени творческий процесс, требующий определенной выдержки и упорства в каком-нибудь деле. Данный процесс подразумевает не только неосознанный сбор предметов, но и изучение их современного и исторического подхода. Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека.

О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина, О.А. Еник, С.Е. Анфисова определяют коллекционирование как модель деятельности с детьми, которая базируется на взаимодействии в системе «педагог-ребенок-родитель». В процессе деятельности ребенок осуществляет последовательные действия создания, оформления, демонстрации коллекции, удовлетворяющей свойственную детям потребность «собирательства чудесных и необычных сокровищ»

Объяснению особенностей данной формы работы с детьми способствует знакомство с происхождением слово «коллекционирование». Коллекционирование считается одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих определенные чувства. Некоторые ученые считают, что коллекционирование - это одно из основных рефлексов человека, которое является главной чертой формирования человеческого общества. В государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима коллекционирование рассматривается как процесс систематизации окружающего мира.

В России коллекционировали книжные и рукописные собрания в храмах и монастырях, священные и мемориальные памятники в ризницах, оружия в арсеналах. И об этом впервые было упомянуто в X-XI веках.

Основной пик коллекционирования в Росси наступает в XVIII в., в данное время государство начало освоения Европейских культурных форм. Возникло большое число разносторонних и специализированных собраний: частных и государственных. Такие коллекции, как музей Академии художеств, Кунсткамера в Петрограде, коллекции Академии наук, отражали преобладающее значение в эстетике, развивающейся науки и культуры в государстве.

Любой гражданин может выбрать себе коллекционирование по вкусу и по достатку. В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всецело одобрялось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (например: нумизматика, филателия), так как это приносило серьезные доходы в казну государства. Поэтому коллекционирование поощрялось с детства. В этот период началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.

На современном этапе, по сравнению с советским временем, многие говорят об «умирании» коллекционирования. Сильно опустилась стоимость на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно выгодно продать.

В настоящее время, дошкольники чаще всего коллекционируют наклейки, фишки и вкладыши от жвачек. Изображаются на них в основном машины, кадры из мультфильмов, киноактеры, спортсмены. Коллекционирование всегда имеет в виду поиск чего-либо. Именно, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Еще наши бабушки и прабабушки собирали вкладыши, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров, открытки. На них были изображены животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. Эти картинки-вкладыши воспитывали и прививали патриотические чувства.

Исследование современных базисных и парциальных программ продемонстрировал, что не все авторы выделяют коллекционирование как самостоятельный вид деятельности, ориентированный на формирование познавательной активности дошкольников. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и другие авторы программы «Истоки» считают, что готовность ребенка выяснить новое гарантирует развивающая предметная среда. Однако коллекции, как комплектующей части развивающей среды, не указываются. В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, в разделе под названием «культурно-досуговая деятельность», ставится задача формировать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для старших дошкольников даны примерные темы для коллекций. Предлагается коллекционировать открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, конфетные фантики, предметы декоративного искусства.

В программе «Детство», авторы которой В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и другие, обращают внимание педагогов на то, что должно быть обязательное наличие материалов, которые помогут стимулировать познавательную деятельность. По мнению авторов в познавательно-развивающей среде должен быть «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций».

Авторы программы «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова считают коллекционирование одну из добрых традиций. Коллекция существует вначале как «сокровищница», а потом постепенно замещает ее. Различия между «сокровищницей» и коллекцией заложены в принципах объединения материала.

С.Н.Николаева в парциальной программе «Юный эколог» выделяет то, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим экспериментам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Воспитателям предлагается создать экологическую выставку, в которой могут быть представлены гербарии растений, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. В программе «Юный эколог» рекомендуется дополнить экспонаты краткой характеристикой: что за экспонаты, кто и где их собрал».

Авторы парциальной программы «Мы» Н.Н. Кондратьева,                      Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова и Т.А. Виноградова для побуждения к познавательной активности дошкольников предлагают проводить наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. В данной программе рекомендаций по коллекционированию нет, зато даны советы как использовать игровую деятельность с объектами неживой природы (с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.).

Таким образом, анализ программ по экологическому образованию показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как самостоятельный вид деятельности, который может быть доступен для детей дошкольного возраста. В программах даны лишь примерные темы для коллекций, а содержание деятельности с детьми не раскрывается.

Специальных книг посвященных вопросу коллекционирования с дошкольниками, за время работы по данной теме, обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2003 года педагоги детей дошкольного возраста практически не использовали коллекционирование. Не хватало теоретического и практического материала, не было опыта работы. В последнее время в журналах «Игра и дети», «Мама и малыш», «Счастливые родители», «Дошкольное воспитание», газете «Дошкольное образование» появились статьи, в которых содержится привлекательный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Проанализировав статью Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» можно извлечь интересную информацию о том, какие коллекции можно собирать с детьми, советы по оформлению коллекции, игры и опыты которые можно провести с объектами коллекций. Наталья Рыжова предлагает коллекционировать «летающие семена», коллекции других семян и плодов, соцветия, камни, ракушки, «морские коллекции», кору деревьев, кустарников, песок, глину, почву, лишайники, мох. В статье «Каменная «эпидемия» можно найти практические советы по организации и проведению разнообразных видов игр с камнями. В статьях Ю. Каспаровой, размещенных в журналах «Мама и малыш» (2005г.) и «Игра и дети» (№ 3-2004г.) можно найти полезный материал и использовать его для работы с детьми дошкольного возраста. Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает фактические советы по применению засушенных растений при изготовлении поделок, подарков и дидактических игр наподобие «лото». Психолог Наталья Богданова в статье «Юные натуралисты» советует начинать собирать коллекции с природных материалов (камушки, ракушки, шишки, песок, листья) и проводить игры с ними с 1,5-3-х летнего возраста детей. Она предлагает для малышей игры направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений («Коробочка с диковинками», «Парные листочки», «Дорога лилипутов» и другие).

Коллекционирование - это такое увлечение, которое нравится, где присутствует проявление основательного познавательного интереса к определенному делу. Коллекционеры обычно собирают все подряд, их интересы часто диктуются модой, стремлением иметь как можно больше, в их собирательстве не имеется практически никакой системы. Чаще всего коллекционеры собирают:

- разнородные, но аналогичные по теме предметы. Данный вид коллекции называется аналогофилия. Коллекция аналогофила может состоять, например, из игрушечных кошек, почтовых марок с кошками и фотографий кошек. Предметы разные – игрушки, почтовые конверты и т.д., но тема одна – кошки;

- автографы известных людей. Коллекция подписей выдающихся государственных деятелей, спортсменов, писателей, артистов и т.д.;

- мягкие игрушки –арктофелия;

- кукол Барби и всего, что с ними связано, то есть нарядов, аксессуаров, кукольных домиков. Это коллекционирование называется барбифилия;

- книги и другие печатные изделия – это библиофелия;

- металлические средства платежа, то есть монеты. Данный вид коллекционирования получил свое название от латинского «нуммис» - деньга (нумизматика). Особый интерес для коллекционеров в России составляют советские монеты и монеты, в которых допущены ошибки при чеканке, юбилейные с ограниченным количеством. Собирание бумажных денег - другой самостоятельный вид коллекционирования. Настоящий коллекционер сумеет с помощью монет проследить исторические события, экономические законы прошлых эпох и сможет включить монету в коллекцию так, что она будет играть роль исторического документа. Нумизматика помогает изучать наши и иностранные монеты, как новые, так и старые;

- кукол – плангонология;

- игрушки фирмы Lego – легофилия;

- различные упаковки или ее частей - филолидия. Собирание фантиков, которым часто увлекаются малыши, также относится к филолидии. Но не стоит думать, что это сугубо детское развлечение: филолидией занимаются также и взрослые люди и в течение многих лет собирают существенные коллекции;

- почтовые штемпели и юбилейные маркировки, конверты первого дня. Он называется филателия. Собрать полную коллекцию марок одногогосударства уже практически невозможно, поэтому ориентируются на тематические коллекции, например: «Млекопитающие», «Города», «Картины», «Марки с машинами», «Олимпийские марки» и т.д.;

- обертки и вкладыши от жевательной резинки. Гумофилия что от английского слова «gum» означает резинка;

- спичечные коробки, этикетки, каталоги, сами спички и всего, что связано со спичками. Филумения или филлумения от латинского слова «lumen» что в переводе означает огонь;

- обертки от мороженого – гелатофилия;

- значки, гербы, знаки. В коллекции фалеристов входят нагрудные значки - и вымпелы спортивных клубов, физкультурных и общественных организаций, предприятий;

- этикетки с изделий промышленности. Коллекционирование таких этикеток помогает детям знакомиться с нашей промышленностью. Собирают этикетки и коробки от сыров, обертки от шоколада, жевательной резинки, бритвенных лезвий, бутылочные наклейки и т.п.

- открытки, чаще ориентируясь на тематическую коллекцию - виды городов, замков, крепостей, культурных, исторических и природных достопримечательностей;

- собирателей с техническим и спортивным уклоном привлекают изображения старых и новых автомобилей, локомотивов, самолетов и т.п.

Вещи и предметы, которые воодушевляли собирателей на создание коллекций, многообразны, и их трудно перечислить. У каждого человека есть своя страсть, и кто-то может пронести ее через всю жизнь в виде коллекции. Чаще всего такие коллекции несут огромную ценность только для самого коллекционера. У тех, кто собирает антиквариат можно увидеть прекрасные произведения искусства, ценные вещи, способные пробудить уважение к поколениям, создавшим их.

Коллекционирование способствует развитию у детей больших возможностей. Данное увлечение расширяет круг интересов детей и развивает их познавательную активность. Во время собирания коллекций происходит процесс накопления знаний, затем получаемая информация систематизируется и развивается готовность к осмыслению окружающего мира. Объекты, собранные в процессе коллекционирования, придают не традиционность игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются память, внимание, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование — как форма нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет расширять и углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: тематические картинки или открытки, конфетные фантики, камни, песок, ракушки, почву и т.д. Дошкольникам нравится коллекционировать фотографий, сделанных самостоятельно и дальнейшее оформление тематических альбомов.

Создание совместно взрослых с детьми коллекций способствует разрешению противоречия между преобладанием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной с взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, способные обеспечить повышение осознанности в познании. Это происходит через обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).

Таким образом, правильно организованное коллекционирование развивает познавательные умения, воспитывает культуру познания, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Дети, которые занимаются коллекционированием умнее тех детей, которые не знакомы с данным видом деятельности. Это связано с тем, что у дошкольников формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Коллекционированием увлекаются обычно одаренные дети. Это замечательное занятие действительно служит важным составляющим уровня развития интеллекта ребенка. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную интеллектуальную способность к систематизации и классифицированию.

В работе с детьми возможна организация различных видов коллекционирования:

  1. Коллекционирование по видам (разновидностям) детской деятельности (коллекции из собранных предметов; коллекции предметов, сделанных своими руками; детские «сокровищницы»; смешанный).

«Сокровищница» индивидуальна, подбор «сокровищ» определяется индивидуальными чувствами, которые вызывают у ребенка каждая вещица. Этот смысл сокровенен: он всегда остается личной тайной ребёнка, его невозможно до конца расшифровать чужому человеку. В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуальный и логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей после 7 лет. Если «сокровищница» индивидуальна, то коллекция общественна и больше определена внешними факторами, которые связаны с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, меновыми отношениями и т. д. Поэтому свои коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвалятся и гордятся ими. То, что в «сокровищнице» было исключительно личной душевной ценностью, в коллекции становится ценностью общественной и даже имеющей материальную цену.

Процесс возникновения коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новый период общественной жизни в детской субкультуре. На данном этапе у него появляется возможность общаться с детьми, которые его понимают, так как у них общие интересы. Это период активного формирования самостоятельного опыта жизни в обществе людей, когда ребенок учится подчиняться правилам групповой жизни, усваивает общепринятые модели поведения в соответствии с требованиями социальной среды, в которой он проживает. Глубинная душевная жизнь ребенка, которая раньше легко находила индивидуальное выражение в воображениях и играх, сталкивается с давлением, влиянием и соблазнами, существующими в недрах детского общения.

  1. Коллекционирование по тематике, то есть по содержанию деятельности (тематическая – коллекция объединена одной темой; смешанная – коллекция имеет экспонаты на разную тематику).

Коллекции могут быть самыми разными по тематике: «Коллекция камней», «Коллекция колокольчиков», «Коллекция ракушек», «Коллекция динозавров», «Коллекция машинок», «Коллекция монет» и др. Процесс собирания чего-либо детям очень интересен, поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно с взрослыми. Например: собирание ракушек. Любая ракушка для ребенка может стать привлекательна, стоит лишь немного разбудить его воображение. В этом могут помочь ему взрослые. Во время отдыха у водоема дети находят много различных ракушек, которые отличаются размером, цветом, формой. Интересные экспонаты дети приносят после прогулок и поездок с родителями к водоемам, на берег моря.

  1. По продолжительности выполнения коллекция может быть закрытая (краткосрочная) и открытая (долгосрочная).

4) По половому признаку (коллекция для мальчиков; коллекция для девочек). Мальчики чаще всего коллекционируют машинки, наклейки определенной тематики, оружие, значки, солдатиков, военную технику. Для девочек характерно коллекционирование кукол, открыток, магнитиков, наклейки, календари, фигурки животных. Часто эти увлечения потом остаются на всю жизнь.

5) По составу участников коллекция может быть детская (одновозрастная, разновозрастная), смешанная (семейная, детско-родительская и др.), групповая, парная или коллективная.

Коллекционирование имеет следующие достоинства:

- не требует много времени (в отличие от хобби, которое связанно с получением какого-либо умения и навыка - например, занятий танцами или музыкой) и хорошо подходит для занятых людей;

- способствует интересу коллекционера к истории объекта коллекционирования;

- дает возможность общения с людьми, у которых такое же увлечение, способствует заведению новых знакомств.

Коллекционирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по сбору каких-либо предметов.

Целью коллекционирования является обеспечение успешного усвоения детьми знаний о свойствах объектов живой и неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Зона коллекций предназначена для ознакомления детей с разнообразными объектами живой и неживой природы, для развития у них способности к классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционирование служит один из способов привлечения внимания детей к окружающему миру.

Коллекционирование способствует началу разговорам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно все без исключения, то что нравиться: ракушки, песок, камни, открытки о природе, рисунки. По собранным коллекциям дети могут организовывать выставки, создавать музеи, посвященные какому-нибудь одному предмету или определенной теме.

Коллекционный материал можно использовать и в качестве наглядного материала. Коллекции размещается на полках, которые расположены на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто педагоги допускают ошибку, размещая материал на уровне восприятия взрослого). Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.

При формировании зоны коллекций учитываются следующие моменты.

Во-первых, это доступность объектов для сбора. В коллекции должны содержаться, прежде всего, те объекты, которые доступны для сбора самим дошкольникам и их родителям. Это могут быть камни, различные семена растений, ракушки, сухая кора деревьев, кустарников, песок, глина, речные и морские раковины и т. п.

Во-вторых, коллекции должны иметь разнообразие. Немаловажно, если в зоне коллекции были представлены (если это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

В-третьих, должен быть представлен краеведческий аспект. В коллекциях, прежде всего, должны быть представлены природные объекты той территории, где находится дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.

В-четвертых, страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материалов, которые привозят дошкольники и их родители из различных местностей страны и других стран, посещаемые во время путешествий. Объекты живой и неживой природы, привезенные из других стран, которые возможно разместить в коллекции, могут послужить поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, т. е. с целью основы развития глобального мышления.

В-пятых, нельзя забывать про природоохранный аспект. При отборе объектов с целью коллекционирования следует учитывать данный аспект, помогающий развитию у дошкольников экологического мышления. Никак не рекомендовано включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. Встречается такое, что некоторые дошкольные учреждения могут дать родителям на лето задания: собрать коллекцию растений луга, леса, коллекцию бабочек, жуков, листьев разных видов деревьев. При этом выдвигается следующие условия: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного и заботливого отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, т. е. обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Ребенок должен уже с детства осознавать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, и часто среди них преобладают красивые, редкие виды.

В-шестых, безопасность. Каждый объект живой и неживой природы из коллекций должен быть безопасным для ребенка как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых краев), так и с точки зрения здоровья (применяемые объекты в коллекции должны быть чистыми, не должны являться аллергенами).

Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе (дети могут на время приносить в группу собственные коллекции и рассказывать о них другим детям).

При собирании коллекции в условиях детского сада педагог придерживается следующих правил:

  1. Коллекционирование доступно, то есть его содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников. Работа с объектами коллекций строиться от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
  2. Коллекция эстетична, то есть ее объекты должны вызывать позитивные эмоции и чувства, которые в свою очередь считаются основой для развития ценностного отношения к миру;
  3. Коллекция динамична, то есть, возможно, дальнейшее развитие темы коллекции, вероятность перемещения коллекции в другое место, возможность поменять ее объекты местами и др.

Коллекционирование как активная самостоятельная деятельность применяется воспитателем наряду с демонстрацией коллекций. По мере понимания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному коллекционированию.

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – создание коллекции. На данном этапе происходит накопление запаса определенных представлений о коллекционировании у детей и родителей. С помощью индивидуальных бесед с детьми выявляются интересы и потребности;

2 этап – оформление коллекции. На данном этапе идет стимулирование детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественной и познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по вырабатыванию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – презентация коллекции. На данном этапе организовывается выставка коллекций; выставка творческих работ детей; презентация отдельных объектов коллекций или коллекции в целом.

Исходя из этого, мы можем заключить, что коллекционирование имеет большие возможности для развития детей. Оно расширяет круг интересов детей, формирует их познавательную активность. В процессе коллекционирования в первую очередь происходит процесс накопления знаний, далее получаемые данные систематизируется и развивается готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают оригинальность игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют существующие знания. Коллекционирования способствует развитию вниманию, памяти, умению наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Таким образом, можно утверждать, что современные подходы к организации обучения старших дошкольников помогает формированию интеллектуальной культуры, творческой личности и самостоятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности детского коллекционирования для развития познавательной активности

Представление педагогического опыта по использованию современных технологий в формировании интеллектуальных и личностных интегративных качеств дошкольника....

«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы:«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»...

Статья "Детское коллекционирование"

Многие воспитатели не уделяют должного внимания детскому коллекционированию. А ведь коллекционирование раскрывает познавательный интерес ребенка ....

Презентация "Детское коллекционирование- основа развития детского интереса"

Коллекционирование развивает в детях такие качества, как внимательность, аккуратность и терпеливость. Коллекционирование может быть коллективным и индивидуальным....

Родительское собрание "Значение детского коллекционирования в развитии ребенка"

Родительское собрание "Значение детского коллекционирования в развитии ребенка"...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...