"Город чудесный, город древний"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Паникаровская  Светлана Капитоновна

На занятии дети знакомятся с историей возникновения города Москвы и ее основателями. У детей развиваются эстетические чувства, эмоции, интерес к истории родного города; обогащается духовный мир через героическое прошлое нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorod_chudesnyy_gorod_drevniy.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель»

141069,         Московская область, г. Королёв, мкр-н  Первомайский, ул. Советская, д.15 А

тел. 8(498)719-00-42

Конспект – сценарий для детей старшего дошкольного возраста

«Город чудесный, город древний»

                                                        Воспитатель: Паникаровская С.К.

Королёв, 2016

Цель: формирование у детей представлений о Москве.

Задачи:

1. Познакомить детей с основателями Москвы;

2. Закрепить знания детей о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);

3. Познакомить с понятием «военная техника»;

4. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к истории родного города;

5. Обогащать духовный мир детей через героическое прошлое нашей страны;

6. Тренировать детей находить обозначения в соответствии со свойствами предмета (цвет, форма);

7. Закреплять знания детей подбирать слова, противоположные по смыслу «антонимы».

Оборудование:

1. Компакт-диск «Звуки природы»;

2. Фонограмма космической музыки;

3. Магнитофон – 1 шт.;

4. Мяч – 1 шт.;

5. Логические блоки Дьенеша – 1 набор;

6. Карточки-домики (по количеству детей);

7. Прямоугольники по размеру клеток на картоне;

8. Мешочек – 1 шт.;

9. Блоки Дьенеша – 1 шт.;

10. Массажная дорожка со следочками – 1 шт.;

11. Обручи – 1 шт.;

12. Карточки «Транспорт» - 1 набор;

13. Демонстрационный материал «Расскажи о Москве».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас сегодня. Давайте поприветствуем друг друга. Скажем друг другу что-нибудь приятное, а потом передаем мяч по кругу.

Воспитатель начинает первым, потом дети передают мяч по кругу, желают и говорят друг другу что-нибудь приятное.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

К Жоре гости прибежали

(пальчики рук «бегут» по столу)

Все друг другу ручки жали.

(делаем несколько рукопожатий)

Здравствуй, Миша!

(большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)

Здравствуй, Вера!

(соединяем подушечки средних и больших пальцев)

Рад, Гриша!

(соединяем безыменные и большие пальцы)

Рада, Лера!

(здороваются большие пальчики и мизинчики)

Хотите пирожок?

(ладошки соединяем виде пирожка)

А может, коржик?

(показываем раскрытые ладошки)

Или же рожок?

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Вот горох вам на дорожку.

(ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто  сыпется горох)

Вы берите понемножку!

(ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)

С ручек все встряхните крошки.

(трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с Москвой. Сегодня мы отправимся в древнюю Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, стоящие по кругу, в центре комнаты). Все приготовились? (Ответы детей). Пристегнулись, полетели! (Звучит космическая музыка).

Игра – релаксация «Полёт»

Воспитатель объясняет правила игры. (Звучит аудиозапись музыки для релаксации. Диск «Звуки природы»). Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, не открывать их пока он не скажет.

Воспитатель: Сейчас корабль поднимается в небо. (Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Крепко-крепко сожмите в кулачках воображаемые штурвалы и сильно-сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите! Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох - выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по всему телу. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох). Мы летим! Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, через века, назад в прошлое! Машина останавливается. (Музыка прекращает звучать. Дети открывают глаза). Теперь сделаем главную посадку. Открываем глазки, потянулись, улыбнулись.

Воспитатель: Посмотрите, перед нами чудесная полянка. Давайте присядем и поговорим о старой Москве.

Дети садятся в круг на ковер. Воспитатель начинает свой рассказ.

Воспитатель: Давным-давно, когда Москвы еще не было, а были … Как вы думаете что? (Ответы детей: леса, реки и луга…). Правильно. На месте Москвы были густые леса, через которые протекали реки.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я буду говорить слово, а вы скажите слово противоположное по смыслу слов, например: хороший - плохой.

Через густые леса протекали реки:

Большие и (маленькие),

Мелкие и (глубокие),

Узкие и (широкие).

Воспитатель: На берегу самой большой реки поселились люди, начали строить маленькие деревянные домики.

Игра «Построй домик»

(Материал: логические блоки, карточки-домики), прямоугольники по размеру клетка на карточке (40 шт.).

У воспитателя мешочек с фигурами. У каждого ребенка карточка-домик и прямоугольник «кирпичики». Задача детей – построить свой дом. Воспитатель по очереди вынимает из мешочка блоки или из конверта фигуры, называет их форму и цвет. Тот, кто находит соответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником «кирпичиком». Ведущим становится тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом).

Воспитатель: Молодцы! А теперь продолжим дальше наше путешествие. Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домики перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь: быть на этом месте городу.

Но город надо было защищать. От кого? (Ответы детей: диких зверей, врагов). Много столетий назад, на берегу реки, князь, Юрий Долгорукий, повелел поставить крепость. Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлём.

Физкультурная минутка

Деревья в три обхвата,

(сделать из рук большой круг, соединив перед собой пальцы)

Дремучие леса

(руки развести в стороны, опустить вниз)

Среди лесов когда-то,

Город поднялся.

(руки вверх, приподняться на носочках)

Здесь шли тропинки узкие, овраги и поля,

Но все дороги узкие сходились у Кремля.

(пройти по массажной дорожке со следочками, перепрыгнуть через обруч в обруч, ходьба на носочках по кругу)

Воспитатель показывает иллюстрацию деревянного Кремля старой Москвы и читает стихи.

На берегу Москвы-реки,

Где Кремль стоит наш величавый,

Столица русская – Москва

Из древа была сначала.

Москву назвали дубов – град

И обнесли стеною,

Но тут решил коварный враг

Пойти на Русь войною!

Воспитатель: Храбро защищали землю русские богатыри. Но не только стрелы и мечи грозили бедой Москве. У старых стен кремлёвских был опасный враг! Это Огонь. Часто возникали пожары за деревянными стенами города. Поджёг враг древнюю Москву. Велика была Москва, но сгорела вся дотла! Что же надо было делать? Сгорел деревянный Кремль. Надо строить другой. Князь Донской издал указ, строить новый каменный Кремль. И вновь, Москва, столицей стала! Не деревянною, а белокаменной столицей!

Воспитатель показывает иллюстрацию белокаменного Кремля.

Воспитатель: Часто нападали враги на Москву. Отбивали русские воины нападения. И Русь стала государством, свободным от завоевателей. А Москва – столицей, главным городом на Руси. В честь этого в Москве был построен Кремль из красного кирпича, который сохранился до наших дней.

Воспитатель: Приходилось много раз защищать русским воинам Москву и нашу страну. Последняя война была в нашей стране 70 лет назад. Тогда Германия напала на Россию. Но русский народ победил врага, а в память о погибших солдатах в городе Москве есть мемориальный комплекс, который называется «Поклонная гора». Туда приходят люди, чтобы отдать дань уважения тем, кто погиб защищая Родину.

Воспитатель показывает иллюстрацию Мемориального комплекса на Поклонной горе.

Воспитатель: Это «Поклонная гора». Здесь есть «Парк Победы», музей Великой Отечественной войны. Посетив этот музей, можно узнать о Великой Отечественной войне, и ее героях.

Воспитатель показывает иллюстрацию могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены.

Воспитатель: Это, могила Неизвестного солдата. Это памятник всем солдатам, погибшим в бою за нашу Родину.

Воспитатель предлагает детям пройти к столику, на котором расположены различные виды транспорта.

Воспитатель: Что вы видите на столе? (Ответы детей: машина, ракета, трамвай, танк и т.д.). Как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей: транспорт). Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте, какой из этого транспорта используется при боевых действиях, помогает защищать Родину.

Загадки

Гусеницы две ползут

Башню с пушкою везут…

(Танк)

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет

Что такое?...

(Самолёт)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю

Отправляется в полёт

Наш Российский…

(Вертолёт)

Под водой железный кит

Днем и ночью кит не спит

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой…

(Подводная лодка)

Чудо – птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную…

(Ракету)

Дети ищут картинки с изображением отгадываемых предметов и откладывают в сторону. После чего воспитатель обращает внимание детей на то, что все изображения на отобранных картинках называются военная техника.

Физкультурная минутка. Комплекс упражнений.

1. «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь.

2. «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

3. «Мельница»

(Наклоны вперед, руки в стороны)

Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась.

4. «Насос»

А теперь насос включаем, воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два.

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре будет полита земля (3 раза).

5. «Помощники»

Дружно помогаем маме, мы белье полощем

Раз, два, три, четыре – потянулись, наклонились (3 раза).

Хорошо мы потрудились.

6. «Парад»

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз.

Посмотрите все на нас.

Воспитатель: А сейчас садимся в машину времени.

Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза. Воспитатель читает стихотворение.

Закрываем мы глаза,

Летим сквозь время и века,

Возвращаемся домой,

В город наш родной.

Воспитатель: Вот мы и дома! Снова в нашей современной Москве. Хорошим оказалось путешествие!

Воспитатель: Боевые самолёты и вертолёты, корабли, танки – всё это военная техника, которая помогла нашим защитникам побеждать в боях с врагами.

Именно благодаря мужеству и смелости этих людей мы с вами живём под мирным небом, наша столица Москва с каждым днём становится всё краше. Москва город древний, город чудесный. О том, какая Москва стала сегодня, мы с вами поговорим в другой раз. А сейчас нам с вами пора мыть руки и подкрепиться полезными фруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город чудный, город древний..."

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города, о народных промыслах, традициях русских народных праздников....

Открытое занятие "Город чудный - город древний"

Цели и задачи:- закреплять начальное представление об истории возникновения и развития Москвы;- расширять представления детей о Москве;- продолжать знакомство с историческим центром Москвы;- приобщать...

Город славный,город древний

Сообщение темы занятия 1."Знакомство с понятиями "детинец","посад","частокол"."...

ОД на тему "Город чудный - город древний"

Формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения....

Проект "Город чудный, город древний..."

Дети – это наше будущее, а значит и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить и уважать свою страну. Но маленьким детям непонятны такие выражения как «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать...

Открытое занятие "Город чудный, город древний..."

Открытое занятие "Город чудный, город древний..."Цель:Знакомство детей с МосквойЗадачи:  - Знакомить детей с тем, как и кто основал Москву, как были устроены дома, какую одежду носили, ...

Деловая игра "Город чудный, город древний..."

laquo;Город чудный, город древний….»(материалы к деловой игре с участниками методического объединения) Презентация с вопросами, материал с ответами. Отвечая на вопрос, участник...