Конспект занятия "Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие о процессе выращивания хлебаи его изготовлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_otkuda_hleb_prishel.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект занятия «Откуда хлеб пришел».

Цели и задачи:

  • систематизировать знания детей о  процессе выращивания хлеба и его изготовлении;
  • закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
  • закреплять знания об орудиях труда, которыми пользовались крестьяне при выращивании хлеба: соха, плуг, коса, серп, сравнить их с современной техникой хлеборобов;
  • воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов;
  • познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

  • отгадывание загадок о хлебе;
  •  заучивание  стихотворений, физкультминутки;
  • объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
  • мультимедийная презентация к занятию, компьютер, проектор.

                                         Ход  занятия

Воспитатель: Дети, в каком крае мы с вами живем?

Дети: Краснодарском.

 Воспитатель: А как еще называют наш край?

Дети: Кубань.

Воспитатель: А что выращивают на Кубани? Я вам помогу ответить на этот вопрос, если вы    отгадаете загадку.

Слайд №1    

                  Рос  сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем?...

Дети:  Хлебом.

Воспитатель: Правильно, ребята, на Кубани выращивают хлеб  в большом количестве, поэтому   Краснодарский край называют – житницей России. Этот продукт мы очень любим, он всегда есть у нас на столе. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Дорогих гостей встречают всегда хлебом и солью. Даже пословицы о нем сложили. Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:               «Земля -  матушка, а хлеб – батюшка».

                         

                          «Каравай хлеба не свалиться с неба».

                          «Пот на  спине – так и хлеб на столе».

                          «Худой обед,  коли  хлеба нет».

                   «Хлеб – всему голова».

 Воспитатель: Ребята, а где мы берем хлеб?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся  в магазин «Колосок», где большое разнообразие  хлебобулочных изделий.

Слайд №2,3,4,5,6,7,8,9,10,11.

Проводится дидактическая игра «Отгадай и назови».

(загадываются загадки о хлебобулочных изделиях, а дети отгадывают)

Воспитатель: Ребята, а какой самый  главный продукт, из которого состоит хлеб?

Дети: Мука.

Воспитатель: Из чего делают муку?

Дети: Из зерен.

Воспитатель: Как называются колоски, из которых получают зерна для муки?

Дети: Пшеница, рожь.

Слайд №12 (с изображением зерновых культур)

Воспитатель: Ребята, из зерна пшеницы какая получится мука?

Дети: Белая.

Воспитатель: А хлеб как будет называться?

Дети: Пшеничный.

Слайд №13 (с изображением пшеничного хлеба)

Воспитатель: А из зерна ржи какая будет мука ?

Дети: Темная

Воспитатель: Как называется хлеб?

Дети: Ржаной.

Слайд №14 ( с изображением ржаного хлеба)

 

Воспитатель: Раньше хлеб пекли  только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной  хлебушко – калачу дедушка».

Ребенок:   (читает стихотворение Я. Дягутите)

Слайд№15 ( с изображением каравая)

                       

                                       Каравай

                    Вот лежит каравай

                    У меня на столе.

                    Черный хлеб на столе-

                    Нет вкусней на земле.

Слайд №16 ( с изображением хлебного пайка в блокадном Ленинграде)

Воспитатель: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба  был дороже  золота. Велико было значение хлеба во время  Великой Отечественной  войны. Не было  зерна и хлеб пекли  из шелухи, пырея, лебеды и т.д. И такой хлеб давали по маленькому кусочку на весь день. Люди  понимали, что хлеб – это их жизнь.

                                     Сегодня в магазине  можно  купить  сколько хочешь разного  хлеба. Хлеб очень вкусный и полезный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Поэтому  надо с уважением  относиться к каждому кусочку и ни в коем случае не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и у нас на столе.

 Слайд №17

Слушание  отрывка из песни « О хлебе»  в исполнении Л. Зыкиной.

Воспитатель: А кто же занимается выращиванием зерна на полях?

Дети: Хлеборобы.

Ребенок:  (читает стихотворение Я. Акима)

                                              Хлеб

                                              Хлеб ржаной, батоны, булки

                                              Не добудешь на прогулке.

                                              Люди хлеб в полях лелеют

                                              Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Как раньше выращивали хлеб?

Слайд №18,19,20,21, 22.

Дети: Раньше приходилось делать все вручную. Сначала вспахать землю сохой или плугом, затем вручную    засеять зернами ржи или пшеницы. Когда хлеб созреет скосить его косой или срезать серпом.

Воспитатель: Затем колосья обмолачивали деревянными цепами и везли зерно на телегах  на мельницу.

Воспитатель: Как сейчас выращивают  урожай?

Слайд №23

Дети: Людям помогают машины.

Воспитатель:  Какие самые первые машины выходят в поле весной – отгадайте загадку:

                          Богатырь идёт железный.
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной.

Дети:  Трактор.

Воспитатель: Трактор вспахивает поле и засеивает семенами. К нему  прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. 

Воспитатель: А кто водит трактор?

Дети: Тракторист.

Слайд №24,25.

Воспитатель: Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли.

Физкультминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало, (приседают)

Подрастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. Начинается уборка. И на поле выходят другие машины. А  какие - отгадайте загадку:

Он по полю быстро ходит.

Косит хлеб, зерно молотит.

Веет, да в машину грузит-

Засыпает хлеб он в кузов-

Убирает урожай,

В поле трудится…

Дети: Комбайн

Слайд №26,27.

Воспитатель: Кто на них работает?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.

Воспитатель: Куда же с поля везут зерно? (загадывает загадку)

                          «На просторе в море хлеба замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба».

Дети: Элеватор.

Слайд №28

Воспитатель: Далее машины везут на элеватор – место, где зерно  чистят, сушат и закладывают на хранение.

Воспитатель: А куда везут зерно из элеваторов?

Слайд №29, 30

Дети: На мукомольный завод. Там зерно мелют в муку. А потом муку отправляют на хлебозавод  и пекарню.

Слайд №31,32, 33.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные емкости. В емкость добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими руками  вымешивают тесто для хлеба. А из теста выпекают свежий, душистый хлеб и развозят его по магазинам. Вот так получается хлеб.

Ребенок: (читает стихотворение С. Мельникова).

                           Золотистую пшеницу

                           Жернова сотрут в мучицу.

                           Из муки замесим тесто –

                           В формочках в печи ей место.

                           Подрумянился, окреп

                           В жаркой печке вкусный хлеб.

Слайд №34

Проводится дидактическая игра  «Из каких продуктов состоит хлеб».

               (дети выбирают только те продукты, которые входят в состав хлеба)

Воспитатель: Хлеб был всегда и будет главным продуктом! Ведь сколько людей растило хлеб, сколько труда было приложено, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

         


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

Конспект "Откуда хлеб пришел?"

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшей группы...

Конспект Откуда хлеб пришел?

Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.Задачи:1....