Конспект занятия на тему "Ах, какая осень!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

                           Интегрированное занятие в старшей группе

                                        на тему  «Ах, какая осень!»

                                                               Багрецова Галина Ивановна,

                                                                                             воспитатель,

                                        МБДОУ детский сад №39 «Солнышко»,

                                                                                город Архангельск

                                                            Витязева Наталья Евгеньевна,

                                                             музыкальный руководитель,

                                        МБДОУ детский сад №39 «Солнышко»,

                                                                                город Архангельск

Цель: расширять представления об окружающем через разные виды деятельности.

Задачи:

- образовательные: продолжать расширять представления детей об осенних изменениях в природе (растительный мир); закреплять названия осенних месяцев; умение называть дерево по листу; продолжать  развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных), синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений), активизировать и актуализировать словарь по теме. Продолжать развивать умение отражать осенние впечатления, используя в работе нетрадиционные техники рисования. Продолжать закреплять песенные и танцевальные навыки.

- развивающие: развивать чувство ритма, зрительное восприятие, мышление, память, общую и мелкую моторику.

- воспитательные: воспитывать любовь к природе; эстетический вкус; аккуратность; умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок по теме «Осень. Дары осени»; рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», иллюстраций в книгах; разучивание стихотворения Ю. Капустиной «Осень», песни «Сарафан надела осень», танцевальных движений.

Материал:

 презентация; аудиозаписи (минусовки) песни «Осень в лесу», песни «Ах, какая осень!» (муз. и сл. З. Роот); аудиозаписи песен «Наступила после лета осень» (муз. и сл. О. Осиповой), «Ласковая осень» (муз. А. Олейниковой, сл. Л. Ратич), «Осень милая, шурши» (муз. М Еремеевой, сл. С. Еремеева); открытка; корзинка; листья вырезанные из цветного картона; засушенные листья деревьев; игра «Сложи картинку» (грибы); грецкие орехи; сосновая, еловая, кедровая, пихтовая, листвиничная шишки; лист бумаги (с фоном); краски; кисти; стаканчик с водой; клеенка; салфетка.

Ход:

 (Дети входят в зал под музыку - минусовка песни «Осень в лесу».)

Воспитатель:

                          - Придумано кем-то

                             Просто и мудро

                             При встрече здороваться:

                             «Доброе утро!»

-Давайте и мы, ребята, поздороваемся.

Дети:

                          - Доброе утро, добрый час,

                            Очень рады видеть вас.

Воспитатель:

 - Назовите, какие времена года вы знаете? /Зима, весна, лето, осень./

-Какое время года наступает после знойного, теплого лета?

/После лета наступает осень./

                          - Лето быстро кончилось,

                            Осени пора.

                            В платье золотистом

                            К нам она пришла.

 - Скажите, сколько месяцев длится осень? /Осень длится три месяца/.  Вспомните и назовите их по порядку. /Сентябрь, октябрь, ноябрь./ Молодцы!

-Сегодня наше занятие мы посвятим  красивому, чудесному времени года – золотой осени.

-Почему осень называют золотой? /Потому что листья на деревьях желтые, как золото./

                             - Осень на опушке краски разводила,

                               По листве тихонько кистью проводила. (З.Федоровская)

-В какие  цвета окрашивает осень  листья  деревьев и кустарников? /Осенью листья становятся желтыми, красными, алыми, бордовыми…/

-Как сказать одним словом, какие  листья? /Листья разноцветные./

Музыкальный руководитель:

                             - Ходит осень по садам,

                               Ходит, удивляется.

                               Точно в сказке, тут и там

                                Все цвета меняются.

- Ребята, об осени написано  много красивых песен. Давайте споем с вами песню «Сарафан надела осень»

(Дети исполняют песню «Сарафан надела осень»,

муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой)

 Воспитатель:

 - Об осени написаны не только песни. О ней написано много прекрасных картин, интересных рассказов, замечательных стихов. Сейчас нам /имя ребенка/ прочитает  стихотворение Ю. Капустиной «Осень».

                               Осень.

                                 В золотой карете,

                                 Что с конем игривым,

                                 Проскакала осень

                                 По лесам и нивам.

                                 Добрая волшебница

                                 Все переиначила,

                                 Ярко-желтым цветом

                                 Землю разукрасила.

                                 С неба сонный месяц

                                 Чуду удивляется,

                                 Все кругом искрится,

                                 Все переливается.

                                                   Ю. Капустина

-Молодец! 

-Ребята, скажите, какая бывает осень? /Осень бывает красивая, нарядная, желтая, разноцветная, золотая, багряная, прекрасная, ранняя, поздняя, веселая, грустная, теплая, холодная,  дождливая, хмурая, щедрая…/. Молодцы!

- Вспомните и назовите природное явление, которое бывает только осенью. /Только осенью бывает листопад./ Правильно.

                                          Листопад, листопад                                      

                                         Листья кружатся,  летят!
                                        Разноцветные, резные,
                                        Словно кистью расписные…

                                                                 (А. Рябинка)

- Почему осенью листья меняют свою окраску и опадают? /Потому что становится холоднее, мало солнечного тепла./

- Давайте  полюбуемся красотой осенней природы.

      (Дети садятся на стулья и просматривают  видеосюжет об осени.)

                             - Нельзя нам на свете прожить без чудес,

                               Они нас повсюду встречают.

                                Сегодня осенний, сказочный лес,

                                Нас в гости к себе приглашает.

 -А чтобы оказаться на осенней лесной полянке, надо сказать волшебные слова: «Раз, два  – повернись, на полянке очутись».

 (Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя. Затем проходят на ковер – полянку.)

                             - Мы на лесную полянку  пришли

                               И под  березкой, что же нашли? /Мы нашли корзинку./

-Кто  её здесь оставил? Может Осень, а может Старичок – Лесовичок? Как вы  думаете, ребята? (Предположительные ответы детей.)  

- Посмотрите, в корзинке открытка. Чей портрет изображен на открытке? /Портрет Осени./

-Значит, кто оставил корзинку на полянке? /Корзинку оставила Осень./

-А что же она нам пишет?

                               «Здравствуйте, мои друзья!

                                Что лежит здесь, чтоб узнать –

                                Загадки надо отгадать.

                                Вы загадки отгадайте

                                И отгадки доставайте».

-Итак, первая загадка:

                             -  Хороводами и в ряд

                                В шляпках молодцы стоят.

                                Кто ни пройдет,

                                Им поклон отдаёт. /Это грибы./

(Воспитатель достаёт из корзинки конверты с разрезными картинками грибов.)

                             - Здесь у Осени в корзинке

                               Разрезные есть картинки.

                               Вы сейчас конверт возьмите

                               Из частей грибок сложите.

     (Игра «Сложи картинку». На ковре – полянке дети под музыку  песни «За грибами» складывают картинку с изображением гриба.)

                             - Что ж, грибов в лесу не счесть.

                               Всякие грибочки есть.

 -Назовите грибы. (Дети называют).

-Посмотрите и скажите, какой гриб лишний? /Мухомор/. Почему? /Потому что он несъедобный, ядовитый, а все остальные грибы съедобные/. Молодцы!

-Отгадаем следующую загадку:

                             - Чок-чок-чок-чок!
                              Рос на ветке сундучок.
                              Сундучок не простой,
                              Сундучок костяной. /Это орех./

(Воспитатель достает из корзинки грецкие орехи – по два каждому ребенку.)

-Как называются эти орехи? /Грецкие./ Ядра грецких орехов очень полезные, люди их употребляют в пищу.

Музыкальный руководитель:

-Чем покрыт орех? /Скорлупой./

- Ребята, мы знаем, что скорлупа грецких орехов твердая, если постучать по ней, она издает звук. И сейчас мы на орешках этих будем весело играть.

     (Дети играют на грецких орехах. Используется  минусовка песни «Ах, какая осень!») Молодцы!

Воспитатель:

- Следующая загадка:

                              -Не похожи на иголки, 

                               А упали тоже с ёлки. /Это шишки./

- Посмотрим и назовем, какие шишки лежат в корзинке. (Воспитатель достает по одной шишке. Проводится игра «Назови, какая шишка». Шишка сосны – сосновая шишка и т. д.)

-И последняя загадка:

                            -  Из почек появляются.
                               Весною распускаются,

                               Летом шелестят,

                               Осенью летят. (Это листья.)

- Давайте посмотрим листья и назовем, с каких деревьев они опали. (Воспитатель берет из корзинки  листья, показывает, дети называют – это лист  с березы, это лист с тополя и т. д.)

- Вот какая щедрая осень, сколько всего интересного нам приготовила.

                             - Много красок есть у Осени,

                               И кругом листки разбросаны.

                               Осень красит лес, старается,

                               Нам ее картинки нравятся.

-Ребята, вы хотите быть такими же художниками, как Осень?

 - Я предлагаю вам пройти за столы.  (Дети садятся за столы. Проводится пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя.)

- Сегодня мы нарисуем осеннюю картину с помощью листьев. Работать будем все вместе. Я напоминаю вам прием рисования: набираем на кисточку краску и покрываем лист дерева краской. Затем берем лист и прикладываем его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Приступаем к выполнению работы, я желаю всем успеха.

     (звучит музыка, дети выполняют коллективную работу; музыкальный работник раскладывает на полу листья.)

                         - Нарядны осенние краски!

                           Красива природа – как в сказке!

Музыкальный руководитель:

 (по окончании рисования)

                         - Осень за окошком ходит не спеша.

                           Листья на дорожки падают шурша.

                           Вы, ребята, не сидите,

                           Танцевать все выходите.

          (Дети выполняют танцевальные движения под песню «Осень, милая, шурши» муз. М. Еремеевой, сл. С. Еремеева)

Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите, мы все вместе постарались, и у нас получилась очень красивая картина. Давайте, подумаем, как ее назвать? (Даем название нарисованной картине.) Эту картину мы возьмем с собой в группу. А еще возьмем угощение – грецкие орехи.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «Раз, два – повернись, в детском саду  очутись».

 (Дети произносят слова, поворачиваются вокруг себя.)

- Вот опять мы в детском саду.

 - О каком времени года мы сегодня говорили? /Мы говорили о золотой осени./

- Что вам больше всего понравилось? /Ответы детей./ Молодцы!

                  (Дети под музыку уходят из зала.)

Литература:

1. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями - М.: Просвещение, 1981

2. М. Н. Сигимова. Познание мира растений: занятия с детьми 4 – 7 лет – Волгоград: Учитель, 2009

3. М. Булатов. Тридцать три пирога – М.: Детская литература, 1973

4. Т. А. Шорыгина. Какие месяцы в году?! – М.: Гном – Пресс, 2000

5. Н. М. Амирова и др..Осень в гости к нам пришла: сценарии утренников и развлечений для дошкольников – Волгоград:  Учитель, 2007

6. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 – 2014

7. Журнал «Колокольчик» №30 - 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ «ВОТ ОНА КАКАЯ-ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!»

ЦЕЛЬ   ЗАНЯТИЯ:    Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе. Ввести понятие «листопад». Развивать логическое мышление....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗОЖ : "КАКИЕ МЫ?"

Конспект занятия по ЗОЖ тема: «Какие мы?»Программное содержание:1. Закрепить и уточнить представления детей о частях лица. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и...

Конспект занятия «У кого какая шубка»

Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «Одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить с характ...

Конспект занятия на тему: «Какой я и каким я хочу быть?»

Цели и задачи:Развивающие: развитие наблюдательности, зритель­ного внимания и памяти, развитие словесно-логического мышления (операций сравнения), овладение приемами творческого мышления, развитие воо...

Конспект занятия: Вот оно какое наше лето...

Автор: Шушлебина Елена Валерьевна -воспитатель МБДОУ №32 г. Воркуты.Задача: Обобщить знания детей о времени года — лето. Рассказать о Международном дне защиты детей.Занятие проходит с использованием И...

конспект занятия "У кого какой клюв"

Образовательная ситуация с приоритетом "Познавательное развитие" "У кого какой клюв" для детей 2 младшей группы...

Конспект занятия на тему: «Какой я и каким я хочу быть?»

Цели и задачи:Развивающие: Развивать наблюдательность, зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, приёмы творческого мышления, воображение и социальную децентрацию, развитие н...