Конспект по познавательному развитию в старшей группе с использованием ИКТ "Мир насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, развивать умение делать выводы, устанавливая причинно - следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей  группе с использованием ИКТ

«Мир  насекомых»

НОД   предназначена для детей старшего возраста. Направление - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Программные задачи: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мир насекомых», полянка, шишки, пшеница, ведерки

                                                      Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу, и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.
Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след?

Дети: Мышки.

Воспитатель: Правильно. Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).
(
Дети оказываются на полянке. На одном из цветков сидит бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.
Из каких частей состоит тело бабочки?

Дети: Из головы, груди, брюшка — состоит из насечек — маленьких частичек.
Воспитатель: А сколько лапок у бабочки?

Дети: Шесть.
Воспитатель: Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.
А чем — они собирают нектар.
Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как - будто,  говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки,  и нет её!
Воспитатель: А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром из цветов.
Воспитатель: Как они собирают сладкий нектар?

Дети: У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.
Воспитатель: Как рождается бабочка?
Дети: (работа со схемой) Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка.
Воспитатель: Ребята, вот сколько мы узнали о бабочках.
А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).
А вот какие бабочки есть у нас в коллекции.

Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?
Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).
Кто любит шишки? (Белочка)
А где живут белки? (в лесу)
Значит, мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы.    (
магнитофонная запись пение птиц).
Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?
А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
Воспитатель: Где живут муравьи?

Дети: В муравейниках.
Воспитатель: Из чего они строят муравейники?

Дети: Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева.
Воспитатель: Чем питаются муравьи?

Дети: Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами.
Воспитатель: Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают. Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.
А как они распределяют между собой обязанности?

Дети: Среди муравьев существует 3 типа — самки, самцы и рабочие муравьи — они и работают.
Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.

                                    (Показ слайдов)
Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупливаются личинки и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве.

Воспитатель: Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Дети: Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых.
Воспитатель: Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет  много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник — живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.
Жук — рогач — на голове словно рога.
Жук — носорог — вместо носа рога.
Жук — усач — тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.
Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.
А теперь пойдемте дальше.
На поляну. Кого вы видите на цветах?

Дети: Пчёл.
Воспитатель: Из каких частей состоит тело пчелы?
Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?
Дети: У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл.

Воспитатель: Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит?
Дети: Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.
Воспитатель: Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы- работницы. Что эти пчёлы делают?

Дети: Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок.
Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?
Правильно, высиживает яйца.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски.
Воспитатель: А куда пчёлы девают свой нектар?

Дети: У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы.
Воспитатель: Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?
(У насекомых тело состоит из трёх частей — головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).
Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?
Молодцы,  ребята, с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.
Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по зимнему лесу» с использованием технологии моделирования.

Программные задачи:·         закрепить представление детей о характерных особенностях времени года - зима;·         разв...

Конспект по познавательному развитию детей старшей группы Тема: « Насекомые»

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников в процессе общения с природой....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...

Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий «Зоопарк»

Закреплять умение соотносить количество предметов ссоответствующей цифройЗакреплять знания о геометрических фигурахСпособствовать закреплению обозначать словами положение предметов(сверху, снизу, спра...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну Насекомия".

На занятии дети знакомятся с разнообразием насекомых, о том, что в природе все целесообразно. Заложены основы экологического воспитания.Занятие по познавательному развитиюв старшей группе«Путеше...

ООД по познавательному развитию в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»

Программное содержание:Сформировать обобщенное понятие «насекомые».Расширить представления о насекомых.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о насекомых;• ...