Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами. «Путешествие в гости к Аммониту». Подготовительная группа (6 - 7 лет).
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Пушкарева Инна Анатольевна

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по теме:

«Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами.

«Путешествие в гости к Аммониту».

Подготовительная  группа (6 - 7 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

        

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по теме:

«Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами.

«Путешествие в гости к Аммониту».

Подготовительная  группа (6 - 7 лет).

C:\Users\User\Desktop\a_ammonit02.jpg

Составила:

 воспитатель I квалификационной категории

Пушкарева Инна Анатольевна

г. Югорск

2013г.


Тема: «Путешествие в гости к Аммониту».

Цель: формирование, расширение и углубление знаний детей о временных ориентирах (астрономическом  и доисторическом времени), освоение детьми  умений самостоятельно выстраивать  классификацию временных эталонов по определённым основаниям; систематизировать информационный фонд с помощью СО (системного оператора).

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и углублять представления  детей о временных эталонах (часовое время, части суток, календарное время, времена года),  о беспозвоночных, и их первых представителях, об  окаменелостях, их  значении;
  • Формировать навыки  выстраивания линии развития объекта; умение отвечать на вопросы поискового характера;
  • Продолжать осваивать  пространственные ориентировки;
  • Обогащать словарь терминами:  «окаменелость», «беспозвоночные», «аммонит», «трилобит», «ракоскорпион», «функция», «середина», «право – лево».

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес; мыслительные способности детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать товарищей и коллективно решать поставленную задачу;  осознанное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

Дидактические игры – тренинги малыми группами:

  •  «Назови соседей» карточки – символы «кусочков времени» -  цель – формирование осознания последовательности временных отрезков одного звена системы временных эталонов.
  • «Поезд времени» -  варианты изображения одного объекта в разные временные периоды (жизнь человека, состояние природных объектов в разные времена года) – учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни; умению называть временной отрезок своего вагончика и обосновывать его местоположение в поезде.
  •  «Раньше - позже» - карточки – символы «кусочков времени» или карточки – картинки какого – либо процесса (строительство дома, созревание фруктов) - цель осознание зависимости между временными эталонами, овладение количественной  характеристикой временных эталонов.
  • «Определи отношение» - цель – учить сравнивать отрезки времени между собой, используя количественные характеристики: больше – меньше, раньше – позже, длиннее – короче.
  • «Раз, два, три – ко мне беги» - карточки и сюжетные картинки с изображением исторической эпохи - цель – учить узнавать историческую эпоху по изображению предметов и сюжетным картинкам.
  • «Я возьму тебя в космический полет..» - цель – учить группировать объекты в классификационную группу и объяснить основания такого объединения.
  • «Да - нет» - на загаданный объект - цель – учить продолжать осваивать  пространственные ориентировки.
  • «Четвёртый лишний» - цель – упражнять в умении классифицировать объекты по временному признаку.
  • «Мои друзья - беспозвоночные» - цель – упражнять детей в умении определять отличительные особенности внешнего вида беспозвоночных.
  •  «Можно ли так делать?» - обобщать знания детей о правилах безопасности на улице, в общественном транспорте, обучение правилам поведения в личном и общественном транспорте.
  • «Опиши объект по признакам» - учить описывать объект по самостоятельно выбранным признакам, используя пособие «Волшебный круг признаков».
  • Разучивание  гимнастики  для глаз – цель: профилактика нарушений зрения при длительном напряжении.
  • Разучивание физкультминутки – цель: познакомить детей с приёмами снятия мышечного и психо - эмоционального напряжения.
  • Постановка и автоматизация звуков с помощью артикуляционных гимнастик, упражнений на звукоподражания, разучивания чистоговорок и скороговорок (ежедневно).

Материалы к занятию:

Морфологическая таблица на доске, системный опаратор на мольберте, пособие «Живой круг». Атрибуты экспериментальной лаборатории, предметные картинки (обитатели подводного мира, животные суши). Пособие «Календарная матрешка», сюжетные  картинки Времена года» и «Части суток», окаменелость аммонита и его муляж, карточка – схема «Беспозвоночные», большие ракушки, пластилин. Музыкальные композиции на диске: Е.Крылатов «Гостья из будущего», звуки космоса, мелодия подводного мира.

Методы и приемы:

-Словесный метод (игры в форме диалога, с наглядным материалом).

-Наглядный метод (морфологическая таблица, системный оператор, пособия – «Живой круг», а так же «Календарная матрешка», картинки –  беспозвоночных, набор картинок «Обитатели подводного мира»).

-Игровой (игры «Да – нет», использование сюрпризных моментов).

   Методы повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации)

-Поощрения: (подарки, материал для творческой работы с родителями).


Организация

Содержание

Организационный момент.

Игра «Пароль»

Дети проходят в группу, отвечая на вопросы воспитателя

П.:- Поздоровайся, называя часть суток.

-Назови соседей части суток….(день, вечер..).

-Назови любой кусочек времени?

-Какие кусочки времени показывают часы?

-Какие ты знаешь живые природные часы?

-Мы сейчас находимся в детском саду. Это завтра, сегодня или вчера?

-Мы пойдем в школу. Это настоящее, прошедшее или будущее время?

-Что больше – сутки или неделя?

Мотивационный

Игра «Да – нет» линейная.

Педагог предлагает детям сыграть в игру и приглашает их подойти к столу. Дети встают полукругом. Перед ними стоит стол, на котором стоят в линию объекты: аммонит, камень, большая ракушка, лабораторные весы, микроскоп, лупа.

Цель игры:

- развивать умение сужать поле поиска  объекта на линии;

- обучать умению ориентироваться в линейном пространстве;

- обогащать словарь терминами: ««середина», «право – лево».

Игровая задача: в линейно пространственном ряду необходимо угадывать объект, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

П.: Вы не просто так называли различные кусочки времени (временные эталоны). Мы отправляемся в путешествие.

П.: К кому  мы отправимся путешествовать, нужно отгадать. Сыграйте со мной в игру «Да – нет». Какое самое главное правило?

Д.: Находим серединку, убираем половинку.  

П.: Какие нужно задавать вопросы, чтобы отгадать объект?

Д.: Это справа или слева от серединного объекта.

П.: Я загадала объект, задавайте мне вопросы.

Д.: Это микроскоп? (серединный объект)

П.: Нет.

Д.: Это слева от микроскопа?

П.: Да.

Д.: Это камень? (серединный объект)

П.: Нет

Д.: Это слева от камня?

П.: Да

Д.: Это аммонит?

П.: Да. Это аммонит. Ребята, возможно ли человеку оказаться в прошлом? Почему?

Д.- Нет. Время движется в одну сторону. Его нельзя повернуть назад.

П.-Верно. Но мы отправимся в гости к аммониту именно в  то время, когда он жил.

Путешествие.

Подготовка к путешествию.

Гимнастика для глаз «Лиса».

Педагог приглашает детей сделать гимнастику для глаз. Дети проходят и садятся на заранее расставленные стулья на ковре.

Во время путешествия нам предстоит многое увидеть, разглядеть, рассмотреть. Для этого нам нужно хорошее зрение. Я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз, которая называется «Лиса»

             Ходит рыжая лиса,

             Щурит хитрые глаза.

Крепко зажмурить и открыть глаза.

             Смотрит хитрая лисица,

             Ищет, где бы поживиться.

Вытянуть вперёд правую руку, на которой все пальцы кроме указательного, сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движениями указательного пальца глазами, не поворачивая головы.

               Пошла лиса на базар,

               посмотрела на товар.

Поднять руку и опустить, прослеживая взглядом.

               Себе купила сайку,

               Лисятам балалайку.

Описать рукой круг по часовой стрелке и против неё.

П.: Ваши глаза готовы вам помогать во время путешествия.

Выбор «Дорожки времени» на модели «Астрономическое время» (Работа с Морфотаблицей - классификация объектов).

Далее педагог приглашает пройти к доске, на которой расчерчена морфотаблица. Дети проходят на стулья, которые стоят полукругом у доски, где находиться начерченная морфотаблица.

Дети работают в парах, обсуждают, выбирают  подходящие картинки по признаку и ставят на дорожки.

Астрономическое время

Часовое

Секунда

Минута

Час

Суточное

Утро

Полдень

День

Вечер

Ночь

Полночь

Календарное

Сутки

Неделя

Месяц

Год
Век

Тысячелетие

Фенологическое

Времена года:

Зима

Весна

Лето

Осень

C:\Users\User\Desktop\Новый садик\PB120011.JPG

П.: Ребята, нам необходимо выбрать «дорожку времени», по которой мы отправимся в путешествие.

П.- На нашей  «Дорожке времени» необходимо правильно  расставить «кусочки времени».

(Дети классифицируют объекты по самостоятельно выбранным основаниям, временным эталонам).

П.: Давайте, рассмотрим, какая же из дорожек нам подойдет?

П.- Дорожка с  часовыми  кусочками  времени, суточными  подойдет?

Д.- Нет, это слишком маленькие кусочки времени. Нам они  не подойдут.

П.-Давайте рассмотрим календарную и фенологическую дорожки.

Д.-Нам подходит календарная дорожка. И на этой дорожке мы выбираем самый большой  кусочек календарного времени – Тысячелетие.

Игровой момент «Путешествие на Машине Времени».

Игра «Я еду в путешествие», и возьму с собой того, кто назовёт правила безопасного поведения в транспорте.

Педагог приглашает детей самим придумать форму нашей Машины Времени (из стульев). Дети  придумывают форму машины, называют правило безопасного поведения в транспорте, проходят и занимают свои места.

 Упражнение – звукоподражание. Дети произносят звуки «Р-р-р» и «Ш-ш-ш», «С-с-с», «З-з-з».

Педагог включает волшебную космическую музыку.

D:\Users\User\Documents\лето 2014\IMG_7040 - копия.JPG

.П.: Ну, вот мы собрались в дорогу. Я вам предлагаю самим придумать форму нашей  Машины Времени, приступайте к сооружению (дети выполняют конструкцию машины из стульев).

П.- проходите, садитесь.  Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой  того, кто назовёт правило поведения и безопасности, хоть и в необычном, но все же  транспорте.  Называйте и занимайте свои места.

 Д.: Называют правила безопасного поведения в транспорте, садятся на своё место.

П.-Мы из настоящего возвращаемся в прошлое.

П.: Помогите мне завести машину. Какой звук мы слышим, когда работает обычный  мотор?

Д.: произносят звук «р – р - р».

П.- Но ведь у нас необычный транспорт, и мотор заведется только  при помощи кода. Придумайте звук мотора -  («с», «ш», «з»). Кодом является одновременное произношение придуманных звуков.

Машина летит, дети изображают звучание мотора. Звучит космическая музыка.

Игровой момент «Живой круг».

(Линия развития живого организма).

Педагог приглашает детей подойти к «Живому кругу» и проверить. Работа по  сегментам игрового пособия.

C:\Users\User\Desktop\Новый садик\PB120005.JPG

П.-Кто запомнил, как называется этот моллюск?

Д.- Аммонит.

П.-Из какого мира к нам пришел аммонит - из природного или рукотворного?

Д.-Из природного.

П.-Это живая или неживая природа?

Д.-Это живая природа.

П.-Давайте проверим на нашем «Живом круге».

П.-Аммонит питается? Чем?

Д.-Да. Более мелкими морскими животными.

П.: Как защищается от врагов?

Д.-Прячется в панцирь.

П.-Где живет?

Д.-На дне моря.

П.-Чем дышит?

Д.-В воде есть воздух.

П.-Растет?

Какие условия необходимы для роста?

Д.-Питание, тепло.

П.-Двигаться умеет?

Д.- Ему помогают щупальца.

П.-Размножается?

Д.-Да.

П.-Итак, ребята, мы убедились, что в прошлом окаменелость аммонита был живой моллюск.

Игровой момент «Волшебный экран»

(Системный оператор).

Беседа об окаменелости.

Море

Исследовательский центр

Музей

Моллюск

Окаменелость аммонита (передача информации о жизни животных и растений в прошлом)

Экспонат в музее, амулет (объект красоты, ценная вещь)

Плотный покров,

тело, щупальца

Песчинки, листики, глина, пыль

Рамка, тесьма

D:\Users\User\Documents\лето 2014\IMG_7023_2.JPG

П.-Ребята, а для чего нужна окаменелость, какова ее функция?

Д.-передача информации о жизни животных и растений в прошлом.

П.-Давайте рассмотрим нашу окаменелость на «Волшебном экране».

П.-Что есть у нашей окаменелости, какие части?

Д.-Камень, песчинки, пылинки.

П.-Где у нас находится окаменелость?

Д.- В исследовательском центре.

П.-Кем раньше была окаменелость?

Д.-Моллюском.

П.-Где жил моллюск?

Д.-В море.

П.-Какие имел части?

Д.-Плотный покров, тело, щупальца.

П.-Давайте представим, какое будущее может быть у нашей окаменелости?

Д.-Экспонат в музее, ценный подарок, украшение -  подвеска и т. д.

П.-Где может находиться окаменелость?

Д.-В музее, дома, если украшение – на человеке.

П.-Какие части появятся?

Д.-Рамка, тесьма.

 Игра «Мои друзья – беспозвоночные». Работа с карточкой схемой «Беспозвоночное».

Дети подходят к столу, на котором разложены разные предметные картинки (рыбы, морские животные, звери). Из общего числа объектов дети должны выбрать друзей аммонита (губки, трилобиты, медузы, черви, осьминоги, морские звезды, ракоскорпионы),  используя признаки беспозвоночных.

D:\Users\User\Documents\лето 2014\IMG_7033_2.JPG

П.- Ребята, аммонит  здесь живет не один. Я предлагаю найти друзей аммонита, поиграть в игру «Мои друзья – беспозвоночные».

У меня в руках карточка – схема «Беспозвоночное».

П.- Давайте посмотрим на схему и  еще раз выясним признаки беспозвоночных:

 Д.- отсутствует скелет;

 - имеется плотный защитный покров - панцирь.

После игры дети прикрепляют картинки  с беспозвоночными на доску.

Упражнение на релаксацию  «Обитатели морского дна».

Педагог предлагает детям превратиться в понравившегося беспозвоночного, выполнить под музыку его движения (сделать упражнение на релаксацию). Дети проходят на ковер-морское дно. Педагог включает музыку для снятия мышечного и психо - эмоционального напряжения.

D:\Users\User\Documents\лето 2014\IMG_7038_2.JPG

П.: Ребята, посмотрите на доску с картинками беспозвоночных, выберите понравившееся,   проходите на ковер –это  морское дно. Вы знаете многих беспозвоночных. Я предлагаю вам превратиться в понравившегося беспозвоночного объекта, и под музыку выполнить какие то интересные  его движения.

Звучит релаксационная музыка. Дети выполняют движения.

Рефлексия. Продуктивная деятельность.

Лепка беспозвоночных.

Рефлексия. Дети возвращаются на  Машине Времени, воспитатель  каждому ребёнку при выходе из машины, по очереди задаёт по одному вопросу.

Затем дети проходят к своим местам, берут пластилин, все принадлежности для лепки, приступают к работе.

По окончании работы дается новая  установка для  мозгового  штурма – сделать с родителями окаменелость за небольшой временной отрезок. Если вызовет затруднение - подсказка – оттиск ракушки на пластилиновой пластине.

П.-Ребята, мы  в гостях у аммонита достаточно долго, нам необходимо возвращаться в группу, в свое время. Занимайте места в Машине времени. Мы из прошлого отправляемся  в настоящее. Заводим мотор.

П.:- Где мы сегодня побывали?

- Какое беспозвоночное тебе запомнилось?

- Где живет аммонит?

- Какова функция окаменелости?

- На какой кусочек времени мы отправлялись в прошлое?

 -На чем мы путешествовали?

- Моллюск аммонит - живая или неживая природа?

- Как защищается аммонит от врагов?

П.-Чтобы наше путешествие нам запомнилось надолго, давайте  наш доисторический  аквариум пополним новыми экспонатами – слепим понравившееся беспозвоночное.

П.-Ребята, Аммонит вам передал вот такой подарок – ларец для творчества. В нем лежат пластилин и большие ракушки. Моллюск аммонит превращался в окаменелость миллионы лет, огромный кусочек времени, а сможете  ли вы дома, с родителями, сделать окаменелость за небольшой кусочек времени?

Желаю вам удачи.


Используемая литература: Список литературы.

1.Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь : ОООИД «Белый ветер», 2006.

2. М Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002..

3. О.В. Дыбина Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста

Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...

Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»...

Презентация "Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами"

Презентация "Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами"...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы 3-4 лет Игровое путешествие: «В гости бабушке-Загадушке»

Данный методический материал предназначен для орагнихации развивающей игры детей детского сда младшего возраста и заключает в себе следующие технологии: Здоровьесберегающие технологии, игровые техноло...