Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Андрушко Людмила Алексеевна

Предлагаю вашему вниманию интересное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Времена года

Цель. Расширение представлений детей о временах года во взаимосвязи сезонных изменений с жизнедеятельностью человека.

Задачи.

Образовательные: продолжать совершенствовать грамматический строй речи – умение образовывать прилагательных от существительных, учить составлять оригинальные «зимние узоры», используя новые техники изображения, закрепить умение анализировать и определять виды живописи, эмоционально воспринимать художественные и музыкальные произведения, передавая собственные впечатления.

Развивающие: развивать коммуникативную, речевую компетентность, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать нравственные и эстетические чувства к окружающему миру, реальным событиям и сказочным героям, пробуждать желание к познанию нового.

Предварительная работа: ознакомление детей с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и лето», фронтальная, под групповая, индивидуальная работа с детьми по лексическим темам: «Времена года», «Одежда», «Транспорт», «Дом», «Продукты питания», «Погода»; заучивание и обыгрывание стихотворений по видам живописи; экспериментальные игры по использованию различных техник изображения.

Словарная работа: пейзаж, натюрморт, портрет.

Материалы и оборудование: запись классической музыки «Времена года» А. Вивальди, пособие – панно «Времена года»; дидактические игры: «Транспорт» - иллюстрации видов транспорта, «Продукты питания», «Одежда», «Транспорт», «Дом», «Любопытная снежинка», «Составь портрет, пейзаж, натюрморт»; наборы специального материала по изодеятельности: свечи, соль, манка, гуашь, кисточки, клей, штампы растительных элементов, клеёнка, салфетки, вода, подставки; изображения снеговиков с фоном окна разных форматов.

Ход НОД

Организационный момент

Ребята, сегодня на улице очень холодно, а у нас в детском саду всегда тепло от того, что на ваших лицах всегда улыбки. Давайте, каждый из вас, от ладошки к ладошке, от улыбки к улыбке передаст друг другу своё тепло, доброту, нежность. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна» - этюд психогимнастики).

Основная часть

Сейчас у нас начнётся новая игра, и, мне кажется, слова, которыми я начну нашу игру, какие-то особенные, и их нужно обязательно запомнить! (Звучит запись музыки «Зима», воспитатель подводит детей к игровому пособию «Времена года»).

Первой к нам зима идёт,

Новый год она зовёт.

Веселится возле ёлки весь народ,

Как зовётся этот праздник? (Новый год)

Дети, когда же происходит такой праздник? (Зимой)

А как мы можем узнать, что пришла зима? (Становится очень холодно, идёт снег, дует холодный, сильный ветер)

Игра – релаксация «Снежинки» (В сопровождении той же музыкальной записи, воспитатель с детьми становится в круг и выполняют соответствующие словам движения).

С неба звёзды падают, (ниспадающие движения рук, плавное приседание)

Лягут на поля,

И под ними скроется (плавные движения рук в стороны)

Чёрная земля.

Много-много звёздочек (сомкнуть указательные и большие пальцы рук и проделать «точечные движения»)

Тонких, как стекло.

Звёздочки холодные,

А земле тепло. (руки вперёд, ладони вверх).

О каких «звёздочках» я говорила? (О снежинках)

А вот и сама чудесная снежинка, да и к тому же ещё любопытная

Игра «Любопытная снежинка»

Сейчас мы будем передавать «Снежинку» по кругу и называть: кого или что интересное вы увидели в новогодний праздник? (Воспитатель обращает внимание на индивидуальные ответы детей).

Оказывается, что вы наблюдательные! А заметили ли вы, какая бывает погода во время зимних праздников?

Дидактическая игра «Хорошая погода»

А сейчас, ребятки, выбирайте себе понравившуюся снежинку, каждая из них подскажет вам задание. «Назовите, какая погода бывает чаще зимой?» (Дети по изображению на «снежинках» подбирают прилагательные: дождь – дождливая, снег – снежная и т. д.).

Как много вы узнали зимних новостей! Вы любите узнавать новости?

В сказках бывает много новостей

Может принести их Сорока на хвосте,

Пёрышко Жар-птицы, а может быть даже

Книги волшебной страницы…

А мы узнаем их по телефону,

Телевизору, магнитофону,

Много расскажут нам книги, газеты,

Мы в них найдём на вопросы – ответы.

Кто помогает, скажите скорей,

Знать для себя миллион новостей?!

Ответы детей: «Папы, мамы, бабушки, дедушки, воспитатели, книги, друзья, почтальоны».

(Воспитатель показывает конверт – письмо от Деда Мороза).

Кто вам принёс в таком красивом конверте новости? (Почтальон) Ребята, помогите, пожалуйста, прочитать, от кого это письмо? (Дети читают адрес отправителя и получателя).

От кого: От Деда Мороза.

Страна Крайнего Севера.

Кому: Любимым детям детского сада «Белоснежка». (Все слова на конверте написаны по слогам). Давайте быстрее узнаем, что написано в письме? (Воспитатель читает письмо).

Иду ко всем на праздник я зимнею порой,

По шару я земному шагаю с детворой,

Несу подарки всем я – взрослым, малышам,

И тоже о подарке я мечтаю сам.

Что такое лето, и так хочу скорей

Узнать об этом чуде прекрасном на земле.

Что бывает после, а что бывает до,

Ответьте мне, ребята, пришлите мне письмо.

Ну что, ребята ясно задание для вас?

Давайте вспомним, как я начала игру для вас? (Ответы детей в стихотворной форме).

1-й ребёнок. Первой к нам зима идёт,

                       Новый год она зовёт!

2-й ребёнок. За зимой, второй – весна,

                       Говорят, весна – красна!

3-й ребёнок. Третьим – лето всё в цветах,

                       И с малиной на кустах!

4-й ребёнок. А четвёртой – осень,

                      Лес наряд свой сбросил!

Воспитатель. Вы просто молодцы, всё знаете и всё вспомнили! Ваши ответы записал наш магнитофон. Дед Мороз получит от нас и звуковое письмо, и конечно узнает, как сменяют друг друга времена года. А теперь представьте, ребята, если бы Дед Мороз приходил к нам не зимой, а летом? Вы бы хотели такого чуда? Тогда, по-моему, нужно помочь Деду Морозу, позаботится о нём и послать ему подсказку – игру.

Дидактическая игра «Представьте себе…»

Ребята, нужно выбрать предметную иллюстрацию и, объяснив, доказать – почему это понадобится Деду Морозу в его путешествии! (Воспитатель даёт возможность доказывать целесообразность выбранной иллюстрации).

  1. На чём бы он мог к нам добраться, почему? (Иллюстрации транспорта).
  2. Удобно ли будет путешествовать Деду Мороза в шубе? Давайте придумаем одежду для него! (Иллюстрации одежды).
  3. Чем можно было бы угостить вашего гостя, что б он не растаял от жары? (Иллюстрации продуктов питания).
  4. В какие летние игры вы научите играть Деда Мороза? (Все картинки-подсказки воспитатель с детьми складывают в конверт).

Если о зиме Дед Мороз всё знает, тогда о каких временах года ему ещё нужно будет рассказать? (О трёх: весне, лете, осени).

(Воспитатель делит группу детей на три команды).

И так, для каждой команды у меня по одной музыкальной загадке и по одной загадке – подсказке. Ту загадку, которую вы отгадаете, о том времени года и будете составлять Деду Морозу письмо. (Звучит музыка о лете), загадка – подсказка 1-й команде:

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Всё поспевает.

Когда это бывает? (Задание: выбирать картинки, соответствующие данному времени года (лето), составить «натюрморт».)

Вопросы команде.

  1. Какие иллюстрации вы подберёте для составления натюрморта?
  2. Какие предметы могут окружать фрукты?
  3. Грустный или радостный этот натюрморт?
  4. Назовите форму, цвет, вкус выбранных фруктов
  5. Чем они полезны, что могут о себе рассказать?
  6. Что больше всего понравится Деду Морозу?

Звучит музыка «Осень», загадка – подсказка 2-й команде.

Грустные поля.

Мокнет земля.

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Задание: составить «осенний пейзаж», описать его, назвать осенние месяцы).

Вопросы команде.

  1. Что нужно изобразить, чтобы сразу было понятно, что это осень?
  2. Что будет изображено вверху, внизу, слева, справа на нашей картине?
  3. Какой величины будет полоса земли, неба?
  4. Где будут расти деревья, кусты?
  5. Какими будут по размеру изображения, расположенные вблизи, вдали?

Звучит музыка «Весна», загадка – подсказка 3-й команде.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Задание: составить портрет весны, назвать весенние месяцы).

Вопросы команде.

  1. Что можно сказать о характере портрета?
  2. Как вы думаете, какое у неё настроение?
  3. О чём она думает?
  4. Какие цвета и фон использованы в портрете?
  5. Почему много зелёного цвета?

Воспитатель. Вы все молодцы! Ваши ответы – картины складываем в конверт, чтобы потом отправить Деду Морозу, я думаю, он обрадуется таким интересным письмам.

Ой, а что это в конверте? (Воспитатель достаёт из конверта «снежный ком» для проведения подвижной игры «Загони снежок»). А теперь можно отдохнуть!

Подвижная игра «Загони снежок!»

(Дети становятся в круг, в центре – обруч с флажком.

Правила: продвигаться вперёд, подпрыгивая, подталкивать «снежок» к центру круга - флажку).

(Звучит музыка «Вьюга», воспитатель ь обращает внимание детей на иллюстрацию «Снеговик у окна»).

Ребята, Дед Мороз так размечтался о лете, что позабыл о выполнении «зимнего волшебства», даже снеговик у окна стал каким – то…?

Словесная игра «Опиши настроение Снеговика»

Ребята, с помощью каких слов можно рассказать, какое настроение у Снеговика? (Задумчивый, невесёлый, грустный, удивлённый, обиженный)

А как вы думаете, почему он такой? (Потому, что нет рта, носа, ведра, метёлки и волшебного узора на стекле)

Минутка любования узором на стекле.

Что за диво, словно в сказке,

Всё в морозном серебре –

Окна чудно разукрасил

Нам морозец на стекле.

Здесь и зимний лес пушистый,

Весь он в ветках серебристых.

Что ещё увидел там?

Нарисуй-ка всё ты сам!

Вопросы детям.

  1. Что вам напоминают узоры на окне? (Лес, листья, кусты, колоски, снежинки)
  2. Как вы думаете, какого цвета должен быть лист бумаги для изображения инея? (Белого, синего, голубого?)
  3. Почему зиму называют самым красивым и сказочным временем года?

А теперь, дети, внимание! У нас есть помощники: свечи, манная крупа, соль, штампы «листья».

Задания для команд;

1-я команда – нанесение узора способом прикладывания, «штамповки» листьев (натуральных или вырезанных из бумаги);

2-я команда – с помощью техники «фотокопии», нанесения узора свечой, затем покрытия листа краской голубого цвета;

3-я команда - техника рисования «граттаж» - процарапывание узора рисунка по нанесённому цветному клею (голубого цвета) и присыпанного манкой или мелкой солью.

Выполнение работы детьми (под музыку). Любование работами детей. (Дети складывают игры и работы в конверт). Воспитатель читает стихотворение.

Мы собрали все свои подарки,

Перевяжем всех их лентой яркой,

И теперь мы в гости летом жарким

Очень, очень ждём тебя!

Дед Мороз мы ждём тебя!

Итог.

Воспитатель. Вы дружно старались, были внимательными, аккуратными, правильно и интересно отвечали на вопросы. Дед Мороз, оказывается, без подарков и сюрпризов писем не отправляет. Вот, посмотрите, что я обнаружила на дне его конверта – это для вас угощение – «сладкие снежки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по теме "Звук"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по теме "Звук" (интеграция образователных областей: "Познание", Художественно - эстетическое разв...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...