Откуда хлеб пришел.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чекмарева Татьяна Сергеевна

Конспект образовательной деятельности "Откуда хлеб пришел". В былые времена, когда производство хлеба было ручным трудом, задолго до автоматизации производства, к хлебу было совсем другое отношение. "Хлеб-всему голова", говорили наши бабушки и дедушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_otkuda_hleb_prishel.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №31 «Жемчужинка»
Управления образования администрации г.о. Коломна

 

Конспект

Образовательной деятельности
по теме:
«Откуда хлеб пришел» 

 Воспитатель:
Шепелева Татьяна Сергеевна

Октябрь, 2014

Цель:  Выяснить, какова значимость хлеба для людей на всем протяжении времен.                    

  -  Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки  и прабабушки.  Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.

Формой он похож на мяч.

        Был когда-то он горяч.

        Спрыгнул со стола на пол

        И от бабушки ушёл.

        У него румяный бок,

        Кто же это?     (Колобок)                                

- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь:

                                        Вырос в поле колоском,                      

                                        На столе лежит куском.      (Хлеб)                

- Так о чем мы с вами будем говорить сегодня?

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

        - Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, а что мы нового можем о нем узнать?

- Мы поговорим о том, как и откуда  он пришёл  к нам на стол,  и задумаемся о бережном отношении к нему.  

- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)

 Из истории хлеба.

- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился  на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.      

В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.

Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.  

А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.

          Вот он, хлебушко душистый,                                                  

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но  не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

       

Физкультминутка.

                       «Зёрнышко»       (Слова сопровождаются движениями)

- Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает  зернышко  –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

         «От зерна до каравая»

- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Как вы понимаете эту пословицу?

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

 «Как Дима узнал о хлебе».

Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к столу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.

Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?

Бабушка. Набедокурил — не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.

Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.

Дима. Как это?

Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...

Дима. Купить его в булочной!

Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай...

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

     Это тракторы плугами

     Пашут легкий чернозем.

На широкие долины

     Вышли новые машины:

     Глянь в открытое окно –

     Сеют сеялки зерно.        

                                Сколько в это зернышко

                                Вложено труда,

                                Знают только солнышко,

                                Ветер, да вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

                                         Созрел он и встал

Золотистой стеною

                                         И слышит страна –

                                         За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Хлеб созрел,

                                               Но к нам на стол

                                               Прямо с поля не пошёл.

                                               Он уселся на машину

                                                И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

                                Хлеб хранится про запас.

                                Здесь ему тепло, удобно.

                                Сможет он, как будто дома,

                                Сколько нужно, отдохнуть

                                И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

                                         Мельницу – чудесницу.

                                         Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

       Поздно ночью спят ребята,

                                               А завод готовит хлеб.

                                               Этот сказочный завод

                                               Всё, что хочешь, испечёт.

                                               Целый город угостит,

                                               Был бы только аппетит!

Вот теперь- то хлеб готов!

                                 Его грузят по машинам

                                И развозят в магазины.

 Иван Филиппович.  Ведь не сразу стали зерна

                                    Хлебом тем, что на столе.

                                    Люди долго и упорно

                                    Потрудились на земле!

 Игра «Откуда пришёл хлеб?»

   - А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.

   - Прочтите слова.                                                                

   - Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?

- Какое слово будет первым? вторым? и т.д                        

 (Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

Физкультминутка.

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей,

И быстрей, быстрей ,быстрей!

Делаем вперёд наклоны-

Раз, два, три ,четыре, пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз, два, три, четыре, пять!

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе,

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем,

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться!

Беседа о профессиях.                              

- Хлеб, ребята,  сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди каких профессий помогают  хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?    

 - А знаете ли вы, кто самый  главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?                              

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Кто его везёт?                                                                                

- Куда отправляют зерно?  Кто работает на мельнице?            

 - Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы?(В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?    

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?                                                                                                    

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.                                                                                    

- Поэтому мы должны уважать  их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу?  (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

 Работа по формированию бережного отношения к хлебу.

- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

        - Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает?

         - Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб – это жизнь,

А не просто еда.

Хлебом клялись,

 За хлеб воевали.                                              

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.                

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас?  (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)    

        - Почему такое происходит? (Не задумываемся, что  хлеб – богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу?  (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

                                (Дети читают правила)

            Правила обращения с хлебом.                    

     - Бери хлеба столько, сколько съешь.

     - Не играй с хлебом.

     -Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

      Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

     - Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.    

- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

     

         «Испеки хлеб» / Загадки.

- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие?                          

- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:

мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста , масло, помидоры, вода, молоко.

- А мы пока отгадаем загадки.  

1.Одно бросил –

  Целую горсть взял.  (Зерно)

2. Он на солнышке стоит

  И усами шевелит.

  Разомнёшь его в ладони –

  Золотым зерном набит. (Колос)

  3. Зимой бело,

   Весной черно,

   Летом зелено,

   Осенью стрижено.  (Поле)

   4. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор)

 5. Корабль-великан

Не по морю плывёт.

Корабль –великан

По земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб)

- Девочки, из чего  получился хлеб?  (Ответы детей)

 Хорошо вы потрудились.

Вот награда – каравай!

Хлебом-солью угощай!


 «Что лишнее?»

        - Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.                  

 - На доске висят карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием переворачиваем и крепим на доску, если нет, то оставляйте на месте.

Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.

- Что у нас получилось?     (Каравай)

Если мы хотим кого-то                                                        

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С  круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

                Подведение итогов.

- Вот  и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен.                                                      

 - Что нового вы сегодня узнали?

- Чем вам запомнилось наше занятие?

- Как приходит хлеб к нам?

- Как нужно к нему относиться?

- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб!

                                                                 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....