Экологический урок "Наши заповедники!" в соответствии с ФГОС
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сычева Светлана Ивановна

Познакомить детей с Воронежским  заповедником нашей страны; Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Воронежской области, побуждать желание побывать в этих местах.  Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

 Обогащать словарный запас детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok.docx744.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 г. Россошь Воронежской области

Тема: экологический урок

 

Воспитатель МКДОУ д/с №83

 г. Россошь:

Сычева С.И.

Экологический урок « Знакомьтесь, Воронежский заповедник»

"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".

 А.Сухомлинский.

                 

● Цель:                                                                                                                                      Познакомить детей с Воронежским  заповедником нашей страны; Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Воронежской области, побуждать желание побывать в этих местах.  Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

 Обогащать словарный запас детей.

.

Звучит фонограмма птичьи голоса. Появляется Лесовичок- дедушка Ау!

Лесовичок: Я в городе большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Здравствуйте, дети,

Лесной вам привет!

Я пришел вас навестить, в гости в заповедник пригласить-

В таинственное царство, Воронежского края государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Лесовичок:    А вы знаете, что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы. Деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

Лесовичок: Но, прежде чем мы отправимся в заповедные места. Давайте вспомним о том, как надо себя вести в лесу.

 Дети с лесовичком записывают правила на фланелеграфе в виде картинок-иллюстраций.

:

● -  Ходить  только по тропинкам.

● -  Не ломать ветки кустарников и  деревьев.

● -  Не топтать  и не рвать цветы, травы.

● - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.

● - Не разорять птичьих гнезд и  муравейники.

● - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.

● - Не разжигать костров, не оставлять мусор.

● - Сажать новые деревья и кустарники.

● - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.

● - Подкармливать птиц.

Лесовичок:       Ребята, а трудности и опасности вас не пугают?

Путь в мое царство нелегкий, вы готовы?

Полоса препятствий (дети идут «змейкой» за лесовичком).

Мы идем по тропинке

Мы идем по узкой.

Через город мы прошли

И к лесовичку подошли.

Лесовичок: Вот мы и пришли. И куда же вы попали?

 Послушайте загадку.

Есть главные жители в царстве моем

А как же мы жителей этих зовем?

( деревья)

- А царство мое так и называется? (лес)

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит.

Для тех лес вдруг зазвучит.

( звучит фонограмма « Звуки леса, птиц, шум ветра т. д.)

Лесовичок:   В нашем заповеднике растет почти тысяча видов растений. Среди них обычные и редкие породы сосны, дуба, клена, ясеня, березы, осины.

Под деревьями и кустарниками в низинах, на буграх и полянах бок о бок уживаются такие разные растения, как северный олений лишайник и степной ковыль, всем известный ландыш и ночная фиалка.

 Беседа о деревьях.

Царство мое – лес, в нем много деревьев. Что вы знаете о них? Что такое дерево? (дерево – это большое растение)

-Назовите его части? (корни, ствол, ветки и листья - крона)

-Как вы думаете, дерево живое? Почему?

(оно дышит, питается, у него появляются детки-побеги)

- А кто еще живет в лесу? (звери, птицы)

-Да. И растения, и звери, и птицы - они все живые.

Чем же  отличаются деревья, растения от птиц и зверей? (деревья молчат и не могут двигаться).

C:\Documents and Settings\Windows XP\Рабочий стол\детский сад\P1020020.JPG

Дидактическая игра, « Какой лист, с какого дерева» (гербарий)

Игровая задача: назвать лист, с какого дерева.

Друг за другом попевали,

деревья правильно называли.

А вот и главные лесные жители!

Загадки послушать о них, не хотите ли?

Лесовичок:

 Ай, да молодцы! Все деревья, ягоды узнали! Ребята, вы пришли в гости к лесу, а подарки принесли? Нет. Забыли. Да, непорядок. А вы любите рисовать? Ваш рисунок самый лучший подарок для леса. Но он должен быть необычным,  согласны? Сначала приготовим наши ручки к рисованию.

Пальчиковая гимнастика

Твои помощники взгляни.

Десяток дружных пальцев      

(пальцы, начиная с указательного, поочередно соединяют с большим)

Как славно жить, когда они

Работы не бояться.

В любой работе сложной

Им равных не сыскать (сжимают и разжимают пальцы)

А нам они  сегодня

Помогут рисовать.

Лесовичок: Сегодня главным художником будет ваша ладошка. Посмотрите,. Кладем ладошку на лист бумаги и обводим его простым карандашом. На что это похоже? А на дерево? Покажите где ствол, где ветки, крона. А теперь попробуйте сами

( дети обводят свои ладошки, закрашивают ствол, ветки - коричневой краской)

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Лесовичок:     ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего не пойму?

 ( листьев). Когда дерево бывает с листьями? крону будем рисовать необычно: с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это делается. (Показ)

Как красиво!

Дуб направо, дуб налево.

Просто целая дубрава!

Жителям лесным рисунки вручу.

C:\Documents and Settings\Windows XP\Рабочий стол\детский сад\P1020034.JPG

А вас, ребята, дальше приглашаю  двигаться   по заповедном лесу.

 На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.

● Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (Бобры)

● Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (Олень)

 

Лесовичок: Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан, прежде всего, бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.

Посмотрите на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарию, в Белоруссию, в Азербайджан.

Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов – уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и повелением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес…»

Лось - рога ветвистые

Да копыта быстрые.

Головой качая, он

Задевает небосклон. ( Показ слайдов животных в заповедном лесу)

Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.

Десятки и сотни бобров, кабанов и оленей ежегодно отлавливаются в нашем заповеднике и расселяются по разным краям.

Нелегок труд работников заповедника, но красота и богатство природы воодушевляют их. Будто в живом музее, собрались здесь многочисленные виды растений и животных. Это замечательный «остров сокровищ».

На бобровых запрудах поселяется водоплавающая дичь. Вокруг оставленных ими пней образуется мощная поросль, которой охотно кормятся лоси, олени, косули, зайцы. Там, где живут бобры, реки полноводны. В случае лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню. Создание заповедника благотворно сказалось на развитии жизни бобров, но и всех животных и растений, обитающих на его территории.

Заповедники - это острова спасения для растений и животных.

В этом храме природы живут и работают ученые – биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

Аутотренинг

Лесовичок:

А сейчас закройте глаза - мы с вами отдохнем…(звучит запись «Голоса леса»)

Ярко светит солнце.

Дует легкий ветерок.

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышутся травы, луга.

Надо мною гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рад, что встретился

С удивительным миром заповедника.

Я хочу жить в мире с природой.

Лесовичок:   Ребята, смотрите там, на полянке вас ждут – это лисичка  и волк.

Игры, танцы с лисичкой и волком « Догонялки», «Хитрая лиса»

Лесовичок:  Нам пора возвращаться домой, но прежде чем уйти их леса заповедного  я вас, ребята, угощу. Подходите, не стесняйтесь!

Мы на миг закроем глазки.

Открываем…

В детский сад вам всем пора.

До свиданья, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...

Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое ...