Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Моя планета»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лембурова Наталья Андреевна

Цель: Знакомство детей с планетой Земля.

 Развитие и совершенствование познавательного, речевого и интеллектуального компонентов у детей дошкольного возраста.

Задачи: Формировать словарный запас, развивать наблюдательность, мышление, память, воображение.

Закреплять смысловую связь предложений.

Развивать познавательную функцию речи.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Укреплять кисть руки.

Воспитывать уважительное отношение к родной земле.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Моя планета»

Цель: Знакомство детей с планетой Земля.

 Развитие и совершенствование познавательного, речевого и интеллектуального компонентов у детей дошкольного возраста.

Задачи: Формировать словарный запас, развивать наблюдательность, мышление, память, воображение.

Закреплять смысловую связь предложений.

Развивать познавательную функцию речи.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Укреплять кисть руки.

Воспитывать уважительное отношение к родной земле.

Оборудование:

Материал и оборудование:

свеча, теннисный шарик или мяч, солнце и Земля - плоскостное изображение.

 иллюстрации, подобранные к теме занятия;

 карты города, края, страны, планеты Земля, глобус;

ксерокопии с контурным изображением планеты Земля, цветные карандаши.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашей планете. Кто знает как называется наша планета. (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на доску и скажите, что вы видите?

Дети: На доске нарисовано солнце.

Восп-ль: Дети, а что такое солнце?

Дети: Это большой раскаленный шар.

Восп-ль: А какого цвета солнце?

Дети: Солнце красно-желто-оранжевого цвета.

Восп-ль: А кто из вас знает, что это за круг голубого цвета на доске? (ответы детей)

Чтение стихотворения.

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут- речка, там-зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря -

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету.

Воспитатель Сегодня я предлагаю поговорить о нашей планете. Как она называется? (Слайд-фото планета Земля).

- Планета Земля - это огромный-преогромный шар. А вот в древности люди думали, что Земля плоская, как блин или тарелка, и что можно добраться до края Земли. Одни говорили, что ее поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, которые стоят на спине огромной черепахи, плавающей в океане. Люди отправлялись в путь пешком, верхом лошадях, корабле, чтобы добраться до края Земли.

- Как вы думаете, добрались они или нет?

- Первое кругосветное путешествие совершили путешественник Магелан на пяти кораблях. И корабли погибли в бурных потоках океана. И только один корабль «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. Так люди доказали, что Земля – это шар. (Демонстрация глобуса).

- А что такое глобус? (Крохотная модель земного шара).

Воспитатель: Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. Так же вращается Земля, поставляя солнцу то одну, то другую свою сторону. В результате этого на Земле меняются части суток и времена года.

Воспитатель: Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев чтобы объехать его вокруг. Подумайте и скажите, почему же Земля у нас голубого цвета? (ответы детей) Правильно. На нашей планете очень много воды и именно от нее такой цвет у нашей планеты. Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого на Земле сменяются времена года и части суток. А чтобы вы поняли как это и запомнили мы сейчас с вами проведем опыт.

Воспитатель зажигает настоящую свечку. Это солнце. Вокруг свечи вращаем теннисный шарик. Это макет Земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой лето, с какой стороны - осень и весна.

Обращаем внимание детей на то, что когда лучи от "солнца" падают прямо, то на земле тепло, и это лето. Если лучи солнца падают под углом, то на Земле осень или весна. Чем дальше мы будем относить шарик от свечки, тем меньше света на него падает.

Динамическая пауза: игра «День-ночь».

Дети встают в круг. Воспитатель в центре. Дети изображают планету Земля. Воспитатель – солнце. Дети поворачиваются вокруг себя, вращаясь по кругу. По сигналу останавливаются. Воспитатель спрашивает: «У кого сегодня день, у кого ночь?» Дети определяют свое положение по отношению к воспитателю и отвечают на вопросы.

Ребенок: Наша планета – огромный шар.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса нам не искать,

Должны мы их скорей назвать.

На нашем шаре показать.

Воспитатель: На Земле есть два полюса. Один Северный, другой Южный. Северный расположен сверху земного шара, южный – снизу. (Ребенок показывает). Оба полюса самые холодные места на Земле. На Северном полюсе суши нет, там океан, всегда покрытый льдами. Он так и называется Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе еще холоднее, но там есть суша. Это и есть материк Антарктика. Здесь располагаются только исследовательские станции.

Воспитатель: Ребята, а если сильно раскрутить глобус, какого цвета на нем больше? (Ребенок раскручивает. Дети отвечают: «Голубого»).

Воспитатель: Вот что сказал после полета американский космонавт Д. Бартоу: «Когда я смотрел вниз, я видел великую реку, протекающую из страны в страну. Я видел огромный океан, омывающий разные континенты. И я понял, что мы – единственный мир, мы живем на одной планете, которая называется Земля».

Воспитатель: Наша планета – не только вода, но и суша. Суша – это поверхность на которой растут леса, простираются пустыни, степи, равнины и горы.

Самых больших «кусков» суши на Земле всего шесть. И называются они материками или континентами. Материк – огромное пространство суши на поверхности Земли, омываемое водой. Здесь в разных странах живут люди, птицы и звери, растут деревья и цветы.

Воспитатель Мои вопросы еще не закончились, а вы я вижу немного устали, объявляю физкультминутку!

Физкультминутка.

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите!

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали

Воспитатель продолжает выстраивать смысловую цепочку, задавать вопросы: «Наша комната находится в доме, дом на улице, улица в станице, станица в Краснодарском крае, а Краснодарский край где?».

Дети. - В России!

Воспитатель. - Россия наш дом? Если мы будем находиться в другой стране, то будем говорить: «А я, в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму…». Посмотрите, (В. разворачивает карту полушарий, где нарисованы все страны, какая разноцветная Земля! Каждая страна окрашена своим цветом.

Послушайте отрывок из стихотворения «Наш дом - Россия» Сергея Русакова:

Россия, Россия!

Россия моя!

Ты самая лучшая,

В мире земля!

Россия, Россия!

Любимый наш дом!

Спасибо, Россия,

Что мы в нем живем!

Воспитатель. - Ребята, а где находится наша Россия? (Здесь дети называют несколько вариантов ответа).

Дети - На материке.

Воспитатель - Как называется материк, на котором находится Россия?

Дети затрудняются в ответах. Воспитатель помогает.

- Давайте назовем материки. На нашей планете их всего 6, если вы затрудняетесь ответить, я вам помогу. Где Доктор Айболит лечил своих зверей?

Дети. - В Африке! (Воспитатель загибает пальцы, считает материки).

Воспитатель - Правильно, где живут кенгуру?

Дети - В Австралии!

Воспитатель - Где живут индейцы и ковбои?

Дети - В Америке!

Воспитатель - Правильно, есть Южная и Северная Америка – это еще два материка, а всего вы назвали четыре. Где живут пингвины?

Дети - В Антарктиде!

Воспитатель - Где же находится Россия? (Последний вопрос, опять вызывает затруднение, воспитатель показывает на карте материк Евразию, объясняет детям, почему он так называется).

- Наконец, последний вопрос, где находятся все материки и моря вместе с ними?

Дети - На планете Земля!

Воспитатель - Много стран на всех континентах. Земля для всех – общий дом!

Живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чем-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звезды на небе открыть,

Крепко дружить, не бояться «другого».

Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Воспитатель - Ребята, вы большие молодцы, посмотрите на пирамидку. Мы собрали вместе с вами пирамидку из вопросов и ответов. Моя квартира в подъезде, мой подъезд в доме, мой дом на улице, моя улица в городе, мой город в крае, мой край в стране, моя страна на материке, наш материк на планете Земля. Мы поняли, все, что на Земле – это наш общий дом. Всегда Земля была и остается матерью для живущего на ней народа. Всякому человеку и щедрому и не очень земля дает приют, а человек ей почтение. Так давайте беречь нашу Землю, ведь она у нас одна!

Почти все люди на нашей Земле понимают, что необходимо беречь планету Земля. Поэтому 22 апреля - стал Международным днем Матери Земли.

Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем!

Воспитатель предлагает детям раскрасить на заготовках планету Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...