Занятие "Новогодние игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ситкова Лариса Викторовна

Необходимость учить детей рассуждать, мыслить, действовать в ходе исследовательской деятельности подводит к выбору наиболее эффективных методов работы, поиску новых технологий. технология Река времени наиболее актуальна для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей

Воспитатель: Ситкова Лариса Викторовна

ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 2» АГО

Тема: «Новогодние игрушки»

Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: путешествие по «Реке времени»

Форма организации: групповая

Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова, «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Н.А.Короткова.

Средства:

Наглядные: панно (обозначающее «реку времени»), иллюстрации разных этапов человеческой истории, ель (украшенная новогодними игрушками), современные новогодние игрушки, старинные новогодние игрушки, самодельные новогодние игрушки из ткани, муляжи фруктов.

Литературные: «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева

Для продуктивной деятельности: цветная бумага, картон, карандаши, фломастеры, кисти, клей, пластилин, мишура.

Цель – создание условий для расширения представлений о создании новогодних игрушек у воспитанников.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года.
  2. Актуализировать представления детей по теме «История создания новогодней игрушки».
  3. Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» - «старина» - «наше время» - «будущее время»).
  4. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы, убирать их на место после работы.
  1. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником.
  2. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  3. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Предварительная  работа – разучивание стихотворения «Стихи о елочных игрушках» В.Берестов.

Этапы

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей.

Планируемый результат

Обсуждение реального или вымышленного события

Педагог предлагает детям разобрать новогоднюю елку, после новогодних праздников: «Дети, посмотрите, наши новогодние праздники закончились. Настало время убирать елку. Давайте вместе разберем елку. Снимем с нее новогодние игрушки.»

У педагога из рук падает новогодняя игрушка, но не разбивается: «Ребята, почему новогодняя игрушка не разбилась? Из какого материала сделаны наши современные игрушки? А как вы думаете, из какого материала были созданы новогодние игрушки у наших бабушек? А у бабушек наших бабушек были новогодние игрушки? Из какого материала они были, как вы считаете?»

Педагог акцентирует внимание на предмете исследования

Проявляют заинтересованность. Вовлечены в диалог с педагогом.

Интересуется неизвестным в окружающем мире

Постановка цели исследования

Педагог рассказывает детям легенду

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по времени, и узнать, как изменялась новогодняя игрушка в разные исторические времена.

Педагог спрашивает у детей: «Для того, что бы увидеть разнообразные елочные игрушки, что нам с вами надо сделать?»

Рассказывает детям легенду

Ставит цель путешествия перед детьми

Слушают легенду

Заинтересованы в проведении путешествия

Способны  планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на ковре – самолете. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена бабушек наших бабушек – древность.»

«Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!»

Педагог представляет детям старинный, плетенный короб «Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Давайте вместе откроем, и посмотрим, что там лежит?»

Педагог дает детям в руки елочные игрушки (фрукты, кукол из ткани): «Ребята, такие игрушки были в древние времена. В древности люди украшали елку вкусными фруктами: яблоками, грушами, украшали самодельными игрушками из ткани, они были не большими, потому что ткани в те времена было мало.»

Педагог предлагает детям совершить путешествие в другое время, во времена наших бабушек, в старину:

«Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!»

Педагог говорит: «Дети предлагаю вам рассмотреть елочные игрушки наших бабушек, которые были в старину.» Достает  из деревянного короба новогодние (стеклянные) игрушки, сопровождая речью: «Во времена наших бабушек елочные игрушки были из стекла. Как вы думаете, почему уже из другого материала, не из ткани, как в древность?»

Педагог демонстрирует сломанную, елочную игрушку, и спрашивает: «Как приходилось обращаться с елочными игрушками нашим бабушкам?».

Педагог поощряет детей : «Вы все молодцы. Вам интересно рассматривать игрушки древности и старины?»

Педагог предлагает детям вернуться в настоящее время: «Ребята, мы с вами рассмотрели новогодние игрушки древности и старины. Сейчас приглашаю вас вернуться в наше время.»

«Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!»

Проговаривает стихотворение

Демонстрирует (древние) елочные игрушки

Демонстрирует (старинные) елочные игрушки

Задает вопросы

Повторяют слова

Рассматривают игрушки

Рассматривают игрушки

Отвечают на поставленные вопросы

Имеют представления о новогодних игрушках, разного исторического времени (древности, старины)

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Педагог переходит к панно, приглашает детей: «Дети, вы сможете расположить на нашем панно, символизирующем «Реку времени», игрушки, соответствующие определенному историческому этапу? Посмотрите, здесь есть темно – синяя часть панно, это определенный участок исторического времени – древность, есть участок посветлее – это старина, а есть светло – голубого цвета участок – это наше время. Возьмите игрушки из разных корзин и разложите к соответствующим историческим временам.»

Предлагает детям сделать выбор новогодней игрушки, соответствующей определенному историческому этапу

Дети выбирают игрушку, поясняя ее характеристики, и определяя к определенному историческому времени

Выбирают и группируют предметы

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

После распределения игрушек на разных исторических этапах, педагог предлагает обратить внимание детей на оставшийся участок на панно, бледно – голубого цвета: «Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Правильно, это время называется – будущее. Предлагаю создать вам свою новогоднюю игрушку будущего. И расположить на нашем историческом панно, на соответствующем этапе»

Предлагает разложить выбранные игрушки на панно

Предлагает поучаствовать в продуктивной деятельности

Раскладывают предметы, елочные игрушки в соответствии с историческим временем

Дети самостоятельно создают игрушку будущего

Умеют разместить предметы в соответствии с поставленной познавательной задачей

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Педагог предлагает детям рассмотреть заполненное панно, в соответствии с названиями исторических этапов «древность – старина – наше время – будущее время». Предлагает рассказать детям о новогодних игрушках определенного исторического времени.

Восхищается полученным результатом

Рассказывают о распределении игрушек

Закрепляют полученные знания

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Педагог говорит: «Дети, предлагаю оставить наше панно с игрушками на этом столе. Если из вас кому то хочется сделать игрушки разных времен, возьмите нужные материалы, и можете самостоятельно их сделать.»

Предлагает детям самостоятельно поучаствовать в продуктивной деятельности

Дети, по собственной инициативе создают игрушки

Способен создать определенный объект


Легенда:  «Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

    Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

 - Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.

- Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

- Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

- И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

     Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

    Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

    Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

   С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

    А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул. Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

    Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

- Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...