Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Мы исследуем воду»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бикбаева Румия Зиннятовна

Занятие на тему «Мы исследуем воду» относится к экологообразовательной сфере. Данное занятие составлено на основе интеграции нескольких образовательных областей: исследовательской, творческой и литературной. Занятие интересно для дошкольников, так как посвящено исследовательской деятельности путём экспериментирования. Дети самостоятельно проводят серию опытов и исследуют воду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_voda.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30» г.Саратова

Методическая разработка занятия с детьми

старшей группы

на тему «Мы исследуем воду»

Бикбаева Румия Зиннятовна,

воспитатель

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 30» г. Саратова

Структура методической разработки

Содержание

Аннотация                

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Содержание

Аннотация                                                                               4

Введение                                                                                  5

Основная часть                                                                       6 - 10

Заключение                                                                             10 - 11

Список использованных источников                                     12

Приложение                                                                            13 - 18

Аннотация

Занятие на тему «Мы исследуем воду» относится к экологообразовательной сфере. Данное занятие составлено на основе интеграции нескольких образовательных областей: исследовательской, творческой и литературной. Занятие интересно для дошкольников, так как посвящено исследовательской деятельности путём экспериментирования. Дети самостоятельно проводят серию опытов и исследуют воду.


Введение

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Это особенно важно на этапе подготовке к школе.

Старший дошкольный возраст – этап подготовки ребенка к поступлению в первый класс, заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача воспитателя - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами разных объектов живой и неживой природы, таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Изучение свойств воды на представленном занятии является подтверждение всему сказанному. Развитие у детей элементарных естественнонаучных представлений о воде – служит первой ступенью в научной деятельности ребёнка.

Материал, изложенный в данной работе, может быть использован в работе педагогов ДОУ для практической работы с детьми старшего школьного возраста по ознакомлению с предметами неживой природы.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.


Тема разработки: «Мы исследуем воду»

Цель: Развитие поисково-познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе решения проблемных ситуаций.

Задачи: 

1. Закрепить знания детей о свойствах воды ее влияние на развитие окружающего мира, закрепить знание детей об агрегатном состоянии воды;

2. Формировать умение анализировать объект и связанные с ним явления, выделяя характерные признаки;

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: умение экспериментировать с объектами природы; определять задачи на основе поставленной проблемы; планировать этапы исследования, аргументируя свой выбор; систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания; умение самостоятельно делать выводы.

 4. Воспитывать коммуникативные навыки при объединении детей (взрослых) в поисковые группы.

Материалы и оборудование к занятию: 

 панно «Кому нужна вода», инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, ложечки; символы, обозначающие свойства воды; памятка «Помыл руки, плотно закрой кран»


Методы и приемы:

Игровой (игровой персонаж);

Наглядный (просмотр иллюстраций);

Практический (опыты);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Организация и методика проведения занятия:

Воспитатель в роли учёного: Ребята, я приглашаю вас пройти в лабораторию, и  предлагаю вам тоже превратиться в ученых–исследователей. Итак, теперь мы с вами исследователи. Уважаемые коллеги, а кто же такие «ученые – исследователи»? (ответы детей: Одно из любимых занятий всех ученых это проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты – словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают.).

Воспитатель: Сегодня нам предстоит трудная задача: исследовать свойства воды. Что интересного о ней, о её свойствах мы можем узнать. Вы готовы? Уважаемые коллеги! Приступим к нашим исследованиям.

Вашему вниманию предлагается вот что – воспитатель выставляет на стол глобус. Что это такое? (глобус).

Уважаемые, исследователи, что такое глобус? (ответы детей).

Каким цветом на глобусе обозначена вода? (голубым).

Чего же больше на нашей Земле воды или суши? (воды).

Послушайте, какое стихотворение о воде я вам прочитаю:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

( Н. Рыжова).

Итак, уважаемые, исследователи приступим! (дети подходят к столу на котором стоят по два стакана на каждого ребенка: в одном стакане вода, другой пустой).

ОПЫТ 1. «ВОДА – ЖИДКОЕ ТЕЛО». Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? (она льется)

Почему она льётся? (потому что она жидкая).

Уважаемые, исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички, и как они держаться друг за друга? (между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга).

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте посмотрим какая из схем определяет данное свойство (Приложение 1).

ОПЫТ 2. «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА». Дети нюхают воду. Чем пахнет вода? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Давайте найдем с вами схему, которой можно обозначить, что вода без запаха (Приложение 2). Хочу отметить, уважаемые исследователи, что вода, которая течет из водопроводного крана может, иметь запах, потому что в неё добавляются специальные вещества, с помощью которых воду очищают.

ОПЫТ 3. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА». Теперь нам необходимо через соломинку попробовать воду. Есть ли у воды вкус? (У чистой воды нет вкуса). Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, что бы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!» Про воду говорят, что она пресная. Но есть вода соленая. Подумайте, исследователи, где встречается соленая вода? (в море, в океане). (Приложение 3).

ОПЫТ 4. « ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ». Ребята перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки. В каком стаканчике видна ложка? (в стаканчике с водой). Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? (вода прозрачная, а молоко нет). Давайте найдем схему, которая сможет показать, что вода прозрачная. (Приложение 4).

Воспитатель: Уважаемые, исследователи, я предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи. А без этого в реках и других водоёмах не могут жить растения). А если не будет растений – не будет животных. Животным тоже необходима прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоемы.

Физкультминутка «Вода»

Ах вода, вода, вода                                 («Моем руки»)                      

Будем чистыми всегда!              

Брызги-вправо, брызги-влево!              («Стряхиваем водичку с рук»)

Мокрым стало наше тело!                    

Полотенчиком пушистым                      («Вытираем руки»)

Вытрем ручки очень быстро.              

ОПЫТ 5. «ВОДА-РАСТВОРИТЕЛЬ». Предлагаю, уважаемые исследователи перейти дальше. (дети переходят к столу на котором расположены четыре больших стакана с водой и тарелочки с сахаром, солью, мукой, песком).

В первом стакане растворить сахар. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий. Во втором стакане растворить соль. Детям предлагается попробовать раствор – он соленый. В третьем стакане растворить муку. Раствор становиться мутным. Уважаемые исследователи. Мы определили ещё одно свойство воды-растворитель.

ОПЫТ 6. «ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ». Ребята, подумайте и скажите, может ли вода быть твердой? (ответы детей).

Что произойдет если воду поставить в холодильник? (она замерзнет и превратится в лед). Предлагаю вам взять кусочек льда в руки, и рассказать какой он (твердый, не прозрачный). Давайте найдем схему которая обозначает твердое тело. Как расположены частички в твердом теле и как они держаться между собой? (ответы детей). Посмотрите, вода может быть жидкой, а может быть твердой.

ОПЫТ 7. «ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ». Уважаемые, исследователи, я хочу вам рассказать ещё об одном состоянии воды – газообразном. Мы проделаем еще один опыт. Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовки.

Что вы заметили?

Куда делась вода из тарелки?

Что с ней произошло? (вода испарилась, превратилась в газ).

Как расположены частички в газообразных веществах? (они расположены очень далеко друг от друга и совсем не держатся между собой.

Воспитатель: Почему мы так говорим «без воды и ни туды и ни сюды»? (Приложение )

Предполагаемые ответы детей:

- Вода нужна, чтобы пить, варить еду, стирать, горячей водой обогревают квартиры, чтобы было тепло.

- Вода нужна растениям, которые приносят урожай плодов людям и животным.

- На реках люди строят электростанции, они дают нам свет и тепло, без которого все замёрзнут.

- В воде (река, озеро, пруд, море) живёт рыба. Человек ловит и питается ею.

- Без воды: - наступит засуха;

- погибнут животные, им не будет корма; - Без воды: - наступит засуха;

- не будет комаров (их личинки развиваются в воде), которыми питаются птицы, а без птиц появится много гусениц. Они съедят урожай овощей и фруктов, тогда для людей наступит голод!

Творческая игра «Кому нужна водичка»

Дети встают в круг и получают карточки с рисунками различных жителей земли: животных, растений, людей. Ведущий играет роль капельки воды (у него чашечка с водой)

-Для чего нужна водица?

Чтоб попить и чтоб умыться,

Детям, чтобы поплескаться,

Маме, чтобы постираться,

Травке чтобы зеленеть,

Колоскам, чтобы созреть,

Всем деревьям, чтоб расти,

Всем цветам, чтобы цвести.

Ведущий брызгает на детей водой из чашечки. Те, на кого попадают капли воды, должны сказать, для чего вода нужна тем, кто изображен на их карточках.

Воспитатель: Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете, ее надо беречь. Не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, озера.

Воспитатель:  Давайте подведём итоги

Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть жидкой, твердой, газообразной. Давайте с вами покажем, если вода жидкая как расположены частички (дети моделируют расположение частиц воды. Далее показывают модели твердого состояния и газообразного). Давайте посмотрим на наши схемы и расскажем, что ёщё интересного мы узнали: вода не имеет запаха, вкуса, она прозрачная, может быть растворителем. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся.

Заключение

Старший дошкольный возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Но при этом детей все же надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Представления об окружающем мире  у старшего дошкольника должны становится продуктом определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых представлений необходима и организация новых познавательных действий детей. Это и есть разнообразные практические методы обучения: опыты, эксперименты, игры.

Старших дошкольников знакомят с доступными для данного возраста предметами неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления, как о внешних свойствах предметов неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.

Знакомство с предметами неживой природы, в частности с водой должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей знакомят с теми фактами действительности, которые, так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме, т есть через игры, творческую деятельность, опыты.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Мы также использовали данный метод на занятии по изучению свойств воды.

В ходе занятия «Мы познаём воду» ребята знакомятся со свойствами воды, самостоятельно проводя опыты, выдвигая предположения и делая собственные выводы. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.


Список использованных источников

Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., -  2002.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., -  2005.

 Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Екатеринбург, 1995.
Равиза Ф.В. Простые опыты. – М., 1997.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб., 1998.


Приложение 1.

C:\Users\Ольга\Pictures\свойства воды.bmp


Приложение 2.

C:\Users\Ольга\Pictures\свойства воды31.jpgприло

 


Приложение 3

C:\Users\Ольга\Pictures\свойства воды1.bmp


Приложени 4

C:\Users\Ольга\Pictures\свойства водй 3.bmp


Приложение 5

 C:\Users\Ольга\Pictures\свойства воды3.jpg


Приложение 6

Кому нужна вода.

 

C:\Users\Ольга\Pictures\water2_450.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...

Методическая разработка занятия «Неизменный изменчивый мир» по теме «Вода»

Развитие личности ребёнка  в процессе общения  с миром воды в её многообразии и связей с жизнью людей на основе  музыкально художественных произведений и исследовательской деятельности....

Методическая разработка занятия в старшей группе на тему "Моя Родина- Россия"

Занятие в старшей группе «Моя Родина -Россия».Цель: Углубить и уточнить знания детей о родине.ЗадачиОбразовательные: продолжать закреплять знания детей о России, о ее столице- Мо...

Методическая разработка занятия для средней группы по теме: «Наши помощники инструменты и орудия труда»

   Методическая разработка занятия для средней группы по теме:                     ...

Методическая разработка занятия в младшей группе на тему «Сажаем лук»

Формируем у детей умение самим выращивать растения...